"Особый контроль МВД над питерской милицией снят даже «без контрольной проверки»
Глава МВД Борис Грызлов вчера прибыл с рабочим визитом в Санкт-Петербург и провел очередное оперативное совещание с милицейскими начальниками Северо-Западного округа. В отличие от предыдущих подобных мероприятий устраивать разнос питерским стражам порядка он не стал, а, наоборот, вдруг заявил, что еще 14 июля распорядился снять ГУВД Петербурга и Ленобласти с особого контроля со стороны МВД РФ, на котором главк находился около пяти лет. Не нужно быть внимательным наблюдателем, чтобы заметить, что статуса «суперпреступного» города Петербург лишился сразу после того, как в городе поменялась власть. Теперь это уже не криминальная столица, а место сбора мирового политического бомонда, процветания наук и изящных искусств, а также островок политической стабильности.
Петербург снискал славу самого опасного города страны в конце 90-х годов, когда здесь был проведен «отстрел» влиятельных бизнесменов и политиков. От рук киллеров пали вице-губернатор Михаил Маневич, банкир и общественный деятель Дмитрий Филиппов, бензиновый король Павел Капыш, депутат местного парламента Виктор Новоселов. Самым громким убийством стал расстрел депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Два года назад приехавший в Петербург Борис Грызлов сделал ряд громких заявлений о том, что значительная часть городской экономики контролируется оргпреступностью.
«Бандитские кланы Петербурга, - говорил министр летом 2001 года, - «стригут купоны» от деятельности четырех ключевых российских портов на Балтике: Петербургского, Калининградского, Архангельского и Мурманского». А «тамбовские», по информации министра, получали свой доход примерно от сотни предприятий ТЭК (в основном торговли нефтепродуктами), легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, экспорта леса и импорта алкоголя и табака. Впрочем, еще за два года до тех заявлений, в 1999 году, о необходимости «зачистить» порты и промышленность Питера и Ленобласти говорил и другой глава МВД, Сергей Степашин.
Кстати, в милиции на протяжении ряда лет прямо говорили, что «тамбовские» имеют прямой доступ в кабинеты Смольного. Но люди в погонах не могли с этим ничего поделать, и, должно быть, поэтому начальник питерского ГУВД менялся в среднем раз в полтора-два года. В мае 2002 года МВД объявило о создании оперативно-следственной группы по декриминализации Санкт-Петербурга. Тогда был создан оперативный штаб по борьбе с преступными формированиями, а также «локальные» рабочие группы, перед которыми были поставлены конкретные задачи. Судя по тому разносу, который в апреле 2003 года глава МВД устроил милиции Петербурга, области и Северо-Западного округа, желанные цели не были достигнуты. Поэтому нынешней весной, за полтора месяца до празднования 300-летия Петербурга, в одночасье постов лишились начальник Северо-Западного окружного управления МВД Борис Уемлянин, руководители районных УВД Петербурга и города Выборга Ленобласти. В отношении других начальников началась служебная проверка. Когда было объявлено об их отставке, Борис Грызлов сказал, что в Петербурге внушает тревогу разгул уличной преступности, а патрульно-постовая служба работает плохо.
Но, как выяснилось вчера, ситуация волшебным образом изменилась. Как сказал г-н Грызлов, особый контроль МВД над ГУВД Петербурга и Ленобласти снят, да еще и «без контрольной проверки». Он заявил, что «самой лучшей проверкой стали результаты работы правоохранительных органов во время 300-летия Петербурга, которые были отмечены президентом и общественностью». По словам министра, международные саммиты стали толчком для «огромной работы по декриминализации Северо-Запада». И вот теперь «раскрыто много преступлений, и отмечается серьезное снижение уровня преступности в регионе». Число преступных деяний в Северо-Западном округе снизилось в первом полугодии на 13%, и это лучший показатель по стране, заверил глава МВД. В духе новоявленной моды идет и чистка рядов -- во вторник в Петербурге были задержаны капитан и лейтенант милиции, которые, по словам министра, «подозреваются в причастности к организованным преступным сообществам». Теперь, по мнению г-на Грызлова, нужно бросить все силы на борьбу с хищениями леса, металлов, биоресурсов, с незаконным выводом капиталов из страны и с профилактикой терактов.
Однако гораздо правдоподобнее то, что причиной снятия с Петербурга криминального ярлыка стали не столько поразительные итоги саммитов (для охраны которых, кстати, были мобилизованы сотрудники спецслужб со всей страны, а отнюдь не только питерские милиционеры), сколько уход Владимира Яковлева из Смольного. Звание «преступной столицы» последние годы было хорошим пиар-ходом для борьбы с экс-губернатором. А когда фаворитом выборной гонки стал кандидат Кремля, необходимость в этом отпала. Кроме того, все последние заявления г-на Грызлова удачно ложатся в канву начинающейся предвыборной думской кампании «Единой России», и вчерашняя акция не исключение."