"Президент Владимир Путин не внял призывам олигархов урезонить силовые структуры, взявшиеся за крупный бизнес. Как выяснил вчера на встрече с Путиным президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский, главу государства куда больше интересуют предложения бизнесменов о снижении налогов. О "деле ЮКОСа" Путин сказал лишь, что он им "не занимается" и "не сажает людей", и никаких обещаний давать не стал.
Президент РСПП договорился об аудиенции у президента России в минувшую пятницу. На совещании в Кремле, куда собрались лидеры думских фракций, члены правительства и администрации президента, Вольский передал Путину письмо РСПП с призывом "принять меры к прекращению недальновидной кампании, развязанной в стране теми силами, для которых стабильность несет в себе угрозу". Имелась в виду ситуация вокруг группы МЕНАТЕП, совладелец которой Платон Лебедев был заключен под стражу, а в компаниях группы, включая "ЮКОС", начались оперативные мероприятия. Например, во время пятничной встречи в Кремле следователи Генпрокуратуры проводили обыск и выемку документов в архиве "ЮКОСа", продлившиеся до утра субботы.
Но вчера Путин предпочел дистанцироваться от ситуации. По словам самого Вольского, президент лишь отметил, что он "не занимается этим делом" и "не сажает людей", а также почти дословно повторил уже сказанную им в пятницу фразу о необходимости доказывать вину подозреваемых в экономических преступлениях, прежде чем сажать их в тюрьму. "Президент сказал, что надо сначала разбираться, а потом сажать, а не сажать и потом разбираться, виноват человек или нет, - говорит Вольский. - Но никаких обещаний - разобраться в ситуации, способствовать освобождению [Лебедева] или наподобие - президент не давал". Вопрос о "ЮКОСе", по словам президента РСПП, не был центральным на почти двухчасовой встрече, прошедшей за закрытыми дверями.
Куда больше Путина интересовала позиция крупного бизнеса по налогам. "Я изложил наше [со стороны РСПП] видение ситуации по налоговой реформе, к которому президент отнесся с очень большим вниманием, - говорит Вольский. - Договорились, что РСПП сформулирует и направит президенту и правительству совершенно конкретные предложения по ЕСН и НДС: мы считаем, что эти налоги собираются сейчас наполовину, потому что больше при действующих ставках и нельзя собрать". Как говорит руководитель комитета РСПП по бюджету и налогам, гендиректор ОМЗ Каха Бендукидзе, предложения олигархов будут заключаться "в снижении ставок налогов при одновременном улучшении налогового администрирования". Бендукидзе затруднился ответить, когда именно РСПП изложит эти идеи на бумаге.
От прогнозов по поводу дальнейшего развития событий вокруг "ЮКОСа" после диалога с президентом Вольский воздержался, отметив лишь сложившееся у него в целом положительное впечатление: "Если сравнивать с Брежневым, с которым мне пришлось работать, или с Черненко, он [Путин] хоть сам понимает, о чем говорит". "Прогнозировать, что будет дальше, сложно, - сказал вчера один из членов бюро правления РСПП. - Последние действия Генпрокуратуры похожи на жесты отчаяния - например, какое отношение имеют к хищению акций [ "Апатита"] какие-то пистолеты и магнитофоны, которые люди в масках искали в здании "ЮКОСа"? Они лихорадочно пытаются найти хоть что-нибудь, какие-нибудь существенные уголовные улики. Не знаю, чем это закончится". По мнению гендиректора Центра политических технологий Игоря Бунина, "президент пока явно ограничивается декларацией принципов: кто же будет спорить с тем, что сначала надо разбираться, а потом сажать, или что существует некое различие между ветвями власти и исполнительная власть не то же самое, что судебная? " "Возможно, Путин ждет неких уступок от "ЮКОСа" или хочет посмотреть на то, насколько активно весь крупный бизнес готов участвовать в поставленных президентом задачах удвоения ВВП, борьбы с бедностью и военной реформы в рамках работы комиссии [помощника Путин Игоря] Шувалова", - предполагает Бунин. Представители "ЮКОСа" вчера отказались от комментариев.
А вот старший аналитик "НИКойла" Алексей Казаков считает, что только вмешательство президента может служить сигналом инвесторам о скором разрешении конфликта. "Но захочет ли президент накануне парламентских и президентских выборов подписываться под позицией, что пересмотра итогов приватизации не будет никогда и ни при каких условиях? Если такой сигнал он не пошлет, а он может посчитать это нецелесообразным, каждый будет волен думать, что ему хочется, и процесс возвращения капитала в Россию может замедлиться", - рассуждает Казаков."