"Недавно один трудолюбивый монах подготовил пособие для духовенства и тех православных, которые готовятся к исповеди. Среди грехов, в которых необходимо принести покаяние, есть и такие: “Принимал участие в конкурсах красоты, фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хеловин), а также в танцах, сопровождаемых бесстыдством (указать — каким). Следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать: стриглась и красилась, бесстыдно одевалась в короткое, с разрезами — брюки, шорты, слишком облегающее, просвечивающееся. Купание и загорание в присутствии лиц другого пола. Занятие йогой, медитацией, обливание по Иванову”. Среди массы утонченных грехов (откуда они известны монаху?) я не нашел одного — интриганства. Тогда вспомнилось изречение одного древнего пустынника: “Человек придумывает правила для других и исключения для самого себя”.
Сегодня те, кто не совсем потерял память и сознание того, что он русский, вспоминают трагическую дату — 85-летие расстрела в Екатеринбурге семьи последнего российского императора. Пять лет назад, в июле 1998 года, из Екатеринбурга в Петербург были доставлены останки семьи Романовых и торжественно погребены в родовой усыпальнице — Петропавловском соборе. В Петербург тогда неожиданно прибыл президент Борис Ельцин, родственники Романовых. По пути из “Пулково” автобусы с останками встречали с цветами и иконами сотни тысяч петербуржцев. Хотя радио и телевидение вели себя достаточно сдержанно — ведь Русская церковь отказалась признать выводы Правительственной комиссии и заявила, что останки Романовых, найденные под Екатеринбургом, не являются подлинными. И действительно, на панихиде в Петропавловском соборе можно было увидеть послов и журналистов, писателей и политических деятелей. Но не было ни патриарха, ни даже митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Он-то должен был провожать в последний путь последних Романовых. Русская церковь неожиданно решила отделиться от государства и не участвовать в этом акте всенародного покаяния.
За все это время Архиерейский собор Русской церкви успел причислить к лику святых всю семью Романовых. Однако никто из епископата не удосужился поинтересоваться: а где же находятся подлинные останки Романовых? И чьи останки торжественно погребены в Петропавловском соборе? Представитель Русской церкви в Правительственной комиссии, которая работала без малого 7 лет, митрополит Ювеналий (Поярков) никогда не опровергал доводы экспертов и ученых. Были проведены дорогостоящие экспертизы как лучшими отечественными, так и зарубежными учеными. Был проведен ряд экспертиз на генетическом уровне. И все они однозначно гласили: “… вопрос идентификации решен в полном объеме и окончательно, в соответствии с международными стандартами доказательности судебной науки. Все результаты получены на самом совершенном оборудовании с использованием всех возможностей современных технологий. Экспертные выводы поддержаны самыми авторитетными специалистами в мировой молекулярной генетике и криминалистической идентификации”. Однако все эти исследования не убедили высокомудрого митрополита Ювеналия. На заключительном этапе работы Правительственной комиссии он обратился с заявлением, в котором подверг сомнению выводы ученых: “…Полагаю, что их нельзя принять с абсолютной достоверностью, ибо история науки свидетельствует: то, что сегодня в науке считается самым современным, точным и надежным, завтра может оказаться устаревшим, неточным и ошибочным”.
С подобным подходом владыки Пояркова трудно спорить — случается и такое. Но что предлагал 5 лет назад высокомудрый митрополит? Хоронить или не хоронить? Продолжать исследования или объявить стране и миру: поскольку митрополит сомневается, пущай останки еще 7 лет лежат в лаборатории судебно-медицинской экспертизы. Но митрополит, хоть и высокомудрый, а все же не захотел брать на себя такую ответственность. Он решил: “Если впоследствии наука изменит сделанные сегодня выводы, для России все равно важно будет существование даже символической могилы в память о последнем российском императоре, его семье и их верных слугах, принявших мученическую кончину, где и будут совершаться панихиды и молитвы, и которая станет символом покаяния. Дабы избежать любых недоразумений, считаю необходимым заявить, что мое данное мнение не является выражением официальной позиции Русской православной церкви в этом вопросе. Таковую впоследствии может выразить Святейший патриарх как предстоятель Церкви или Священный синод. Если потребуется моя подпись под официальным решением Комиссии, то я буду готов поставить ее при условии, если к подписываемому документу будет приложено настоящее заявление в качестве его неотъемлемой части”. Подпись свою владыка поставил, тем самым признав подлинность найденных под Екатеринбургом останков царской семьи. И заявление его было приложено, как он просил.
Но вот как он доложил выводы Правительственной комиссии Священному синоду, постоянным членом которого он является, остается и по сей день тайной. Достоверно известно, что результатом тайного доклада владыки Пояркова явилось непризнание “митрополитбюро” подлинности найденных останков. Причем Синод воспользовался термином докладчика, и отныне останки царской семьи именуются в официальных церковных документах не иначе как “екатеринбургские останки”. Синодалов трудно перемудрить — раз Ювеналий был уполномочен и 7 лет протирал рясу в Правительственной комиссии, пущай отвечает за свои выводы. Прошло 5 лет, и Русская церковь решила без участия государства отметить памятную дату — расстрел царской семьи. Сегодня в Екатеринбург не приехал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На торжества (странно звучит это слово в годовщину расстрела!) прибыла делегация епископата — тот же хитромудрый владыка Поярков вместе с младшим другом и соратником, владыкой Гундяевым, и еще один член Синода — митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Думаю, не случайно патриарх отказался приезжать в Екатеринбург. Несмотря на то, что Эдуард Россель в преддверии очередных губернаторских выборов велел выстроить величественный “храм на крови”. Как бы заглаживая исторические грехи предшественника — Бориса Ельцина, который, будучи первым секретарем Свердловского обкома, в 1977 году снес по распоряжению ЦК дом Ипатьева. Более того, губернатор выстроил неподалеку от храма роскошные апартаменты — специальные патриаршие покои. Это на случай приезда патриарха. И тут же воздвиг аляповатый памятник, изображающий расстрел царской семьи. В цокольной части — заупокойный храм на крови. Рядом с алтарем воссоздано место расстрела. Здесь же — Музей пребывания последнего императора в Екатеринбурге, Романовский зал памяти царской династии (с мемориальными плитами членов семьи Николая II, бронзовыми барельефами всех царствовавших), конференц-зал на 200 мест. Уникальность иконостаса в том, что состоит он из 800 деталей, изготовленных мастерами Сысертского фарфорового завода. Верхний храм — во имя всех Святых — около тысячи квадратных метров. В нем также установлен иконостас, но не из фарфора, а из белого мрамора.
И еще — монастырь под Екатеринбургом, близ Ганиной ямы, где были обнаружены останки царской семьи. Все это строилось губернатором при весьма скромном участии Церкви. Будто бы нет исторической вины на Русской церкви в произошедшей трагедии.
Поучительна реакция высшего церковного управления на отречение императора. 9 марта 1917 года Святейший синод обратился к пастве с посланием: “Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!.. доверьтесь Временному правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы...”
Последние годы царствования императора Николая II настроили против него не только недоброжелателей, но даже церковных иерархов. Император относился к епископату с недоверием, часто менял в угоду желаниям Распутина и обер-прокуроров, и епископов. Их преданность царской семье определял “тобольский старец”. Поэтому весьма странно, что Архиерейский собор в августе 2000 года все же, несмотря на сопротивление значительной части епископата, причислил всю царскую семью к лику святых. Владыка Поярков, который возглавляет Синодальную комиссию по канонизации, пустив в ход интриги и используя влияние младшего друга “табачного” Гундяева, буквально продавил на Соборе этот вопрос. Но сразу возникла проблема: есть новые святые, а где же их мощи? И вот тогда в недрах Синодального отдела родилась неблагочестивая легенда. Будто бы, вопреки исследованиям ученых, большевики сожгли не только тела цесаревича Алексея и его сестры Марии, но сумели уничтожить все тела. Так, некий близкий к митрополиту Ювеналию изыскатель Сергей Беляев доказывает, что от святых остался только пепел. И вот теперь, на том самом месте, где происходило сжигание трупов, выстроен монастырь. Страстное желание хитромудрого митрополита воплощено — отныне под Екатеринбургом появилась символическая могила новых святых. Теперь там служатся панихиды и возносятся молитвы новым царственным мученикам. Теперь владыка Поярков может войти в историю как “символический мудрополит”.
Ему кажется, что историческая справедливость восторжествовала. Государство принесло заслуженное покаяние перед расстрелянной царской семьей. Русская церковь сохранила незапятнанными свои белые одежды и не приняла участия ни в акте захоронения останков последних Романовых, ни в акте покаяния. Когда в Петербурге шла церемония захоронения, в Москве епископат вместе с непризнанной потомками Романовых великой княгиней Леонидой молились в Троице-Сергиевой лавре. Не важно, что в Петербурге собрались в тот момент все представители Дома Романовых, приехавшие из-за рубежа. Не важно, что все они, ознакомившись с результатами экспертиз, признали подлинность останков. Важно другое — епископат Русской церкви остался при своем мнении.
Раньше коммунисты целенаправленно фальсифицировали историю. Теперь этим, правда, не столь успешно, выполняя церковный заказ, занимаются околоцерковные историки. Они забывают слова Христа: “Я есть Путь, Истина и Жизнь”. Это означает, что Церковь призвана искать истину и возвещать ее не только своей пастве. Ложь — прерогатива сатаны."