Ситуация, сложившаяся в сентябре на московском бензиновом рынке, не сходит со страниц газет и журналов уже несколько недель. Однако до сих пор не прозвучало мнение человека, которому правительство Москвы доверило обеспечение столицы нефтепродуктами. Бывший министр топлива и энергетики России, а ныне президент Центральной топливной компании (ЦТК) Юрий Шафраник дал эксклюзивное интервью журналу "Профиль".
"Александр Бурый: Юрий Константинович, вы слишком долго отказывались от общения с прессой. И даже уже будучи президентом ЦТК не баловали журналистов своим вниманием. Видимо, поэтому ЦТК для многих до сих пор остается некой "закрытой" компанией, о работе, целях и задачах которой мало что известно.
Юрий Шафраник: Создание Центральной топливной компании - это довольно долгая и интересная история. Начиналось все с непонимания: зачем Москве нужна еще и собственная нефтяная компания? Ведь мэр Москвы Юрий Лужков очень долго не мог добиться создания ЦТК. Это непонимание сохранилось до сих пор. Более того, в определенной степени оно усилилось, что иногда сказывается на нашей работе.
На самом деле оставлять Московский регион без собственной компании, которая решала бы все вопросы снабжения нефтепродуктами, нельзя. Потому что в такой ситуации всегда можно искусственно организовать так называемый бензиновый кризис. Это я вам официально заявляю.
Оставлять Московский регион без собственной компании, которая решала бы все вопросы снабжения нефтепродуктами, нельзя. Потому что в такой ситуации всегда можно организовать так называемый бензиновый кризис.
Что такое ЦТК?
Открытое акционерное общество "Центральная топливная компания" (ЦТК) создано в соответствии с указом президента РФ от 21 января 1997 года N25, постановлением правительства РФ от 10 февраля 1997 года N146 и постановлением правительства Москвы от 1 апреля 1997 года N225. Компании были переданы принадлежащие правительству Москвы пакеты акций ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "Моснефтепродукт".
В июле 1997 года правительство Москвы приняло решение о включении в состав ЦТК принадлежащего ему государственного предприятия "Московский производственный комбинат автообслуживания" (МПКА). Однако МПКА подал в арбитражный суд иск об отмене этого постановления. Суд иск удовлетворил.
А.Б.: Разразившийся в сентябре "бензиновый кризис" тоже можно назвать искусственным?
Ю.Ш.: Думаю, в нынешней ситуации о кризисе говорить пока рано. Я бы назвал это, скорее, перебоями с высокооктановым бензином.
Основная причина перебоев, на мой взгляд, кроется в экономических условиях. Конкурентоспособность наших нефтеперерабатывающих заводов ниже, чем западных. В России налоги стремятся брать с крупных производителей, поэтому оптовая цена бензина у нас в два с лишним раза превышает оптовые цены на бензин в Европе. При этом розничные цены на бензин в России ниже европейских тоже в 2,5 раза. Что получается?
Оптовая цена бензина в Западной Европе в 5 раз ниже розничной, а в России - всего в 1,5 раза. Это приводит к тому, что сегодня, например, импорт бензина в Московский регион составляет до 20% потребляемого уровня. По мнению экспертов ЦТК, недополучение импортного бензина в результате сложностей с таможней в купе с удорожанием транспортировки и вызвало перебои с высокооктановым бензином на АЗС.
По мнению экспертов ЦТК, перебои на московских заправках связаны с недополучением импортного бензина.
А.Б.: Но некоторые эксперты связывали нехватку бензина в Москве и Московской области со сбоями в работе Московского НПЗ...
Ю.Ш.: Это не так. Да, МНПЗ является главным поставщиком нефтепродуктов в Московский регион. Это лучший НПЗ России по состоянию на 1 января 1997 года. Завод может обеспечивать 50% потребностей региона. С начала года он работает с хорошей загрузкой мощностей и не дает сбоев. Все топливо остается в Москве и Московской области.
На муниципальные АЗС, принадлежащие Московскому производственному комбинату автообслуживания (МПКА), топливо поставляется в первую очередь. Поэтому МНПЗ никак нельзя винить в перебоях с поставками бензинов на московский рынок.
А.Б.: Московский рынок нефтепродуктов весьма перспективен. Конкурентов на нем достаточно. ЦТК между тем работает всего четыре месяца. Не испытываете давления конкурентов?
Ю.Ш.: Конкуренция - штука жестокая. Она существует и между крупными, и между мелкими компаниями. Причем везде, и вокруг бензозаправок в том числе. Тем более в Москве. Ведь по объему рынок нефтепродуктов Московского региона составляет порядка 10-12% от всего рынка нефтепродуктов России. Это локально самый динамичный и емкий рынок как по количеству транспортных средств, так и с точки зрения платежеспособности населения.
В 1996 году в Московском регионе было реализовано 3490 тыс.тонн автобензина и 3446 тыс.тонн дизтоплива. Потребление на душу населения по бензину - 000,227 тонны, по дизтопливу - 000,225 тонны. По прогнозам экспертов ЦТК, суммарная выручка от реализации автобензина в этом году составит 14,5 трлн. рублей, а емкость Московского региона по основным видам нефтяного топлива в стоимостном выражении составит в 1997 году 25 трлн. рублей. По оценкам экспертов ЦТК, при сохранении существующего уровня цен и с учетом прогноза роста потребления к 2007 году в Московском регионе будет реализовываться нефтепродуктов на сумму $8 млрд. в год.
Поэтому он очень привлекателен. Показательно то, что сейчас в Москве действует 555 АЗС. Из них 69 находится в хозяйственном ведении мэрии через МПКА. Для сравнения скажу, что в 1992 году в Москве было всего 232 автозаправки. Между прочим, по советским стандартам Москве необходимо 600 АЗС. По современным европейским - в два раза больше.
После известного бензинового кризиса, разразившегося летом 1992 года, для привлечения инвестиций правительство Москвы приняло решение о выделении частным фирмам земельных участков для строительства АЗС и о передаче части муниципальных станций в аренду инвесторам с обязательством их реконструкции. Насколько мне известно, большинство фирм-инвесторов строго выполняет свои обязательства, они занимают сейчас достойное место на рынке. Как это почти всегда бывает, частный бизнес оказался расторопнее крупных компаний. Например, "Роснефти" выделялось 45 участков для строительства АЗС - освоено 7.
Так что сейчас одна из наших задач - формирование собственной сбытовой сети. Но я категорически заявляю, что ЦТК не стремится к монополизму на московском рынке. И всячески будет способствовать деятельности и развитию независимых компаний.
А.Б.: Руководители Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА) выступили с весьма серьезными заявлениями в ваш адрес. В частности, они обвиняют вас как руководителя ЦТК в беспределе на рынке и напрямую связывают недавнюю гибель своего директора Владимира Монахова с вашим именем.
Из выступления и.о.директора МПКА Дмитрия Барановского на пресс-конференции 28 августа:
"Мы уверены, что Шафраник и люди, которые стоят за ним, прямо или косвенно виновны в гибели нашего директора". (Владимир Монахов был застрелен 16 августа на своей даче на глазах у собственной дочери.- "Профиль").
Ю.Ш.: Что такое МПКА сегодня? Это тяжелейшее финансовое положение и очень много проблем. Это единственная из 220 компаний, действующих в Московском регионе по сбыту, которая имеет 500 миллиардов долгов. При этом еще и трагедия произошла - убийство директора. Я просто слов не могу найти.
Пусть разберутся между собой, кому там и что было выгодно. Кому было выгодно делать долги, кому было выгодно раздавать заправки, кому было выгодно столько лет не проводить приватизацию.
Главное - разобраться во всем этом. И в данном случае для МПКА я не главная фигура. Через меня борются с собственником - мэром Москвы Юрием Лужковым.
Потому что те, кто на этой государственной собственности прижился, очень не хотят от такого лакомого кусочка отрываться. Это в интересах тех, кто хочет всеми силами дискредитировать правительство Москвы.
А.Б.: Вы намерены подать в суд на руководство МПКА за резкие высказывания в прессе, связанные с убийством г-на Монахова?
Ю.Ш.: Наши юристы уже готовят материал по всем публикациям. Я думаю, подготовленные материалы покажут, что и как мы должны делать дальше. Надо вскрыть причины, понять, какие силы стоят за этим. Судебное разбирательство будет в любом случае.
Юрий Шафраник: "Через меня борются с мэром Москвы Юрием Лужковым".
Из интервью исполняющего обязанности директора МПКА Дмитрия Барановского журналу "Профиль"
Дмитрий Барановский: Нам очевидно, что именно с его появлением (Ю.К.Шафраника.- "Профиль" ) у нас появились проблемы. И с возникновением конфликта именно при нем погиб наш директор. Стиль его поведения у нас уважения не вызывает. И на конференции трудового коллектива было решено, чтобы никаких переговоров с ним не вести до расследования причин гибели нашего директора.
"Профиль": Мэрия или ЦТК как-нибудь отреагировали на ваши обвинения в адрес Юрия Шафраника?
Д.Б.: Что они могут сказать? Они молчат.
А.Б.: Между ЦТК и московским правительством часто ставят знак равенства. Принимает ли непосредственное участие в решении проблем компании мэр столицы Юрий Лужков?
Ю.Ш.: Безусловно. На этапе становления ЦТК получила непростое хозяйство, требующее значительных инвестиций для реконструкции объектов нефтепереработки на Московском НПЗ, реорганизации сбытовой сети АЗС и финансирования проектов по организации собственной добычи нефти в удаленных регионах. В решении этих вопросов мэр Москвы Юрий Лужков постоянно оказывает нам поддержку. Наши отношения с мэром Москвы деловые, они строятся на основе взаимопонимания.
А.Б.: Какие задачи изначально ставились перед ЦТК?
Ю.Ш.: Во-первых, ЦТК создавалась как региональная компания для комплексного решения энергетических проблем в Москве и Московской области. В ее создании реализовывалась стратегия правительства Москвы - обеспечение энергетической безопасности столицы и региона, упорядочение поставок сырья на Московский НПЗ и устойчивое снабжение одного из крупнейших мегаполисов мира собственными нефтепродуктами. Имущество нашей компании принадлежит правительству Москвы и находится в муниципальной собственности.
Во-вторых, отсутствие в компании частных коммерческих интересов позволяет проводить действительно взвешенную государственную политику как в регионах, так и на международных рынках.
А.Б.: ЦТК можно считать единственной на сегодняшний день компанией, у которой пока нет собственной добывающей структуры. Как вы намерены решать эту проблему?
Ю.Ш.: Это наша вторая задача после освоения Московского рынка нефтепродуктов. Хотя фундамент на будущее мы закладываем уже сегодня.
В принципе, за короткое время ЦТК удалось подписать важные соглашения с крупными энергетическими регионами - Азербайджаном, Казахстаном, Татарстаном, Туркменистаном. Причем и здесь во многом нам помогает мэр Москвы.
Так, во время визитов Юрия Лужкова в Баку и Алма-Ату достигнуты договоренности с руководством этих республик по широкому спектру вопросов. В том числе и по освоению силами ЦТК перспективных нефтегазовых месторождений. Политическая и деловая репутация мэра Москвы позволяют ему вести переговоры на уровне президентов и правительств иностранных государств.
Неделю назад завершились переговоры между руководством ЦТК и президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. По их итогам подписан протокол по развитию четырех проектов.
А.Б.: С какими компаниями ЦТК пытается наладить партнерские отношения?
Ю.Ш.: На московском рынке нефтепродуктов у нас складываются партнерские отношения с такими компаниями, как "ЛУКойл", "Татнефть", Тюменская нефтяная компания. В Московской области ЦТК успешно взаимодействует с "Сибнефтью". В дальнейшем мы будем стремиться к развитию совместных проектов нефтедобычи.
А.Б.: Налаживаются ли отношения с банковскими структурами?
Ю.Ш.: С банками, как и со всеми, надо жить дружно. В числе наших партнеров - Московский банк реконструкции и развития, Нефтехимбанк. Сейчас оформляем очень крупные кредиты в Сбербанке и ведем переговоры с рядом коммерческих банков - "Империалом", ОНЭКСИМ-банком, "Альфа-банком". Но это пока проекты и наметки.
А.Б.: Вы в недавнем прошлом возглавляли Министерство топлива и энергетики России. Не кажется ли вам кресло президента ЦТК недостаточно "высоким"?
Ю.Ш.: Знаете, я прошел путь от простого слесаря до министра. Помню всех своих учителей и очень им благодарен. Сейчас, если можно так выразиться, осваиваюсь в новом качестве - руководителя крупной компании.
Если откровенно, то, конечно, тяжело. Так же трудно, как когда-то было на первой скважине в Лангепасе (один из богатейших районов нефтедобычи в Тюменской области.- "Профиль").
Сейчас нельзя допускать ошибок, потому что любая недоработка тут же жестоко сказывается на коллективе.
А что касается министерства, то, я считаю, краснеть мне за те годы не за что. Наши нефтяные компании признаны во всем мире. Один "Газпром" чего стоит! А ведь многое приходилось начинать с нуля.
Так что нефтяником был, нефтяником и останусь.
Шафраник Юрий Константинович родился в 1952 году. Окончил Тюменский индустриальный институт. С 1972 года работал на предприятиях производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз". В апреле 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В октябре 1991 года был назначен главой администрации Тюменской области. С января 1993 года до лета 1996 года занимал пост министра топлива и энергетики РФ. В июне 1997 года возглавил Центральную топливную компанию.
"