"На вчерашней пресс-конференции и. о генерального директора ГП 'Московский производственный комбинат автообслуживания' (МПКА) Дмитрий Барановский публично заявил, что руководство Центральной топливной компании (ЦТК) и ее руководитель - бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник 'имеют прямое или косвенное отношение' к гибели гендиректора МПКА Владимира Монахова. (Как уже сообщала наша газета, г-н Монахов был застрелен 16 августа на глазах у своей дочери на даче в пригороде Калязина, и, по мнению начавших расследование оперативников, это убийство носило явно заказной и даже 'показательный' характер.) Руководители МПКА требуют передачи дела об убийстве г-на Монахова из прокуратуры Тверской области в Генпрокуратуру - по словам г-на Барановского, истинные причины гибели Владимира Монахова надо искать в столичном 'бензиновом противостоянии', корни которого уходят в события недавнего прошлого.
По словам г-на Барановского, на заре приватизации МПКА владел большей частью столичных автозаправок, объединяя 221 АЗС. Несмотря на это, Антимонопольный комитет не был склонен рассматривать МПКА как бензинового монополиста и никаких претензий к нему не имел. В 1992 году предприятие подало заявку на приватизацию, которая и по сей день не завершилась - зато по пути к новому статусу комбинат лишился 153 АЗС, переданных по решению правительства Москвы в пользование различным коммерческим структурам.
Таким образом, к 1996 году во владении МПКА осталось всего 68 бензоколонок и разветвленная инфраструктура, которая 'съедала' солидную часть прибыли. Поскольку предприятие было государственным, конкурировать с коммерческими АЗС, имеющими возможность самостоятельно регулировать цены на топливо, ему было достаточно сложно. Но, как заметил г-н Барановский, несмотря на бедственное финансовое положение, они продолжали исправно платить налоги (за четыре года - более 300 млрд рублей), а кроме того, выполняя распоряжение мэрии Москвы, МПКА вложил еще 200 млрд рублей в техническое перевооружение сети столичных АЗС. К концу 1996 года сумма долгов МПКА частным коммерческим структурам исчислялась несколькими сотнями миллиардов рублей. На предприятии возникло критическое положение: персонал сократили почти вполовину, а количество оборотных средств уменьшилось на 70%. Г-н Барановский подчеркнул, что многие кредиторы предоставляли средства не столько МПКА, сколько его руководителю г-ну Монахову, которого считали человеком порядочным и достойным уважения.
Монахов прекрасно понимал, что комбинат медленно, но верно умирает, и мучительно искал пути выхода из кризиса. Сначала Владимир Монахов предложил столичным 'бензиновым королям' наладить централизованное обслуживание их оборудования, однако это предложение поддержки не нашло. Тогда глава МПКА обратился в мэрию с предложением акционировать предприятие. Рассмотревшие проект акционирования чиновники полностью согласились с необходимостью такого шага, и для проведения этого процесса была создана специальная комиссия, начавшая проверку состояния дел на МПКА.
После этого, по словам г-на Барановского, все происходящее стало напоминать хорошо закрученный детектив. Результаты проверки предприятия попали не к мэру и даже не в мэрию, а к прямым конкурентам - в Центральную топливную компанию. И 1 июля 1997 года мэрия принимает решение о переходе МПКА под контроль ЦТК. Правда, по словам г-на Барановского, речь шла только об оставшихся 68 бензоколонках, а долги и инфраструктура так и оставались на балансе трудового коллектива МПКА. В результате профком предприятия и возмущенные кредиторы (которые, увидев, что г-н Монахов теряет контроль над ситуацией, настояли на аресте имущества комбината) обратились в суд, а он в свою очередь запретил выполнять решение мэрии, признав его незаконным. Одновременно руководство МПКА направило письмо столичному мэру г-ну Лужкову с просьбой во всем разобраться. Ответа на послание до сих пор нет, и г-н Барановский убежден, что его недоброжелатели попросту 'потеряли' документ в бюрократических коридорах.
Подобная строптивость трудового коллектива МПКА вынудила г-на Шафраника лично приехать на встречу с сотрудниками комбината. По словам г-на Барановского, глава ЦТК прямо с трибуны потребовал от слушателей безоговорочно войти в состав его компании, пообещав, что в случае неподчинения строптивцы 'будут иметь проблемы с Лужковым лично'. Трудовой коллектив и сам Владимир Монахов не согласились на условия г-на Шафраника.
Последней вехой 'бензинового противостояния' (с которым, как уверен г-н Барановский, неразрывно связана гибель его предшественника) стало решение Арбитражного суда, вынесенное, по стечению обстоятельств, как раз в день похорон г-на Монахова. Арбитраж признал постановление о переходе МПКА под контроль ЦТК незаконным. По заявлению г-на Барановского, он намерен довести акционирование своего предприятия до конца и вывести его из кризиса. Четыре дня назад трудовой коллектив вторично обратился с письмом к столичному градоначальнику с просьбой восстановить справедливость. Все попытки корреспондента 'Сегодня' связаться с представителями ЦТК и узнать, каково их отношение к сложившейся ситуации и к заявлениям г-на Барановского, к сожалению, оказались безрезультатными - координаты компании во всех городских справочных службах почему-то отсутствуют.
Некоторые эксперты склонны предполагать, что эта затянувшаяся 'бензиновая война' и спровоцировала топливный кризис последних дней. Правда, есть и другая версия причины появления в городе очередей на АЗС. По слухам, городские власти в преддверии празднования 850-летия столицы решили 'разгрузить' город от автотранспорта и дали негласную команду на время 'перекрыть бензиновый кран'. Как бы то ни было, проблема с бензином в Москве объективно существует и ее следует незамедлительно решать."