"Несколько месяцев назад тишайшую Фемиду города Роттердама призвали рассудить шумный, при том еще и русский, водочный конфликт. Федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт» подало иск с требованием отменить на территории стран Бенилюкса регистрацию водочного знака Moskovskaya, используемого международной группой SPI.
Дело в том, что в России права на водки Stolichnaya, Moskovskaya и ряд других принадлежат государству, ФКП «Союзплодоимпорт» от лица государства этими брендами управляет. А вот за границей водку под популярными этикетками продает частная группа SPI, которая в свое время просто успела зарегистрировать во многих странах национальные марки русских водок под видом своих. Такая причудливая бизнес-загогулина сложилась не сегодня, и Счетная Палата, Генпрокуратура, Роспатент неоднократно признавали справедливость позиции ФКП «Союзплодоимпорт». Но роттердамский суд стал первым серьезным столкновением противоборствующих сторон за границей. Решение суда оказалось не в пользу государственного предприятия, а удовлетворяя встречный иск SPI, голландские таможенники арестовали партию российской водки, поставленной ФКП «Союзплодоимпорт». И все вроде было шито-крыто, но тут, как это иногда случается, открываются новые обстоятельства, перевернувшие ход всей этой истории.
Неожиданно на сцене появляется бывший первый замминистра сельского хозяйства РФ Владимир Щербак, который заявляет Интерфаксу, что активно использовавшееся в суде группой SPI якобы его письмо о реорганизации внешнеэкономического объединения (ВВО) «Союзплодоимпорт» в ВАО «Союзплодоимпорт» - это, строго говоря, фальшивка. «Никогда подобных писем я не подписывал, более того, я всегда отстаивал позицию, в соответствии с которой товарные знаки на знаменитые российские водки должны быть у государства», - обозначил свою позицию бывший чиновник. На этом месте, как я понимаю, потребуются некоторые дополнительные разъяснения.
Всесоюзное внешнеторговое объединение (ВВО) «Союзплодоимпорт» существовало с 1966 года. Занималось импортом в СССР съедобного капитализма и экспортом лучших советских продуктов, в том числе и водок. Эпоху реформ ВВО благополучно пережить не удалось, в 1992 году его быстренько сделали акционером новой организации ВАО «Союзплодоимпорт». После чего в уставе последней появилась запись, что она якобы является правопреемницей советского торгового гиганта. Все! ВВО «Союзплодоимпорт» больше был не нужен - его выдавили из состава акционеров, а имущество переписали на ВАО «Союзплодоим-порт». В 1997 ВАО попадает под влияние руководимой бизнесменом Юрием Шефлером международной группы SPI. Те проводят с предприятием еще несколько манипуляций, в результате которых на свет появляется ЗАО «Союзплодимпорт» (без «о» в середине). На эту новую структуру и переписали всего за $300 тыс. долларов права на водочные бренды, в которые государство вложило в свое время около $100 млн. Осенью 2001 года Высший арбитражный суд РФ констатировал, что структуры, созданные Шефлером, правопреемственностью по отношению к ВВО «Союзплодоимпорт» не обладают. И в 2002 году по распоряжению правительства приступает к работе ФКП «Со-юзлодоимпорт». Сегодня корпорация Шефле-ра, вытесненная из России, разливает свою водку в Латвии и по привычке продолжает писать на бутылках «настоящая русская водка».
Итак, в Роттердаме группе SPI было жизненно важно подтвердить свою правопреемственность от советского ВО «Союзплодоимпорт». Пока все у них получилось, но вот только бывший чиновник спутал игру и не согласился узнать своей подписи под важной бумажкой. Теперь обвинения Щербака со стороны представителя Шефлера Андрея Скурихи-на похожи на заявление о лжесвидетельстве. По словам Скурихина, обсуждаемое письмо подлинно уже только потому, что однажды американский суд не счел его фальшивым. «В 1994 году американский суд вынес единственно верное, справедливое и обоснованное решение. Это решение неоспоримо, и его невозможно отменить», - чеканит Скурихин. Словом, да здравствует американский суд, самый гуманный суд в мире. Хотя дотошный бывший замминистра еще говорит, что «стиль и форма подобных писем не соответствует нормам, принятым в министерстве». Но это уже окончательные пустяки. Впрочем, зная специфику бюрократического бумагооборота наших министерств, сложно представить, что чиновники, если бы они действительно были причастны к составлению письма, позволили себе небрежность в отношении такой важной бумажки. Интересно, насколько осведомлены о привычках наших министерских канцелярий американские суды? В любом случае, правда об этой истории еще будет всплывать, потому что ФКП «Союзплодоимпорт» готово подать апелляцию на решение роттердамского суда. В общем, пишите письма."