В канун 2000 г. трое журналистов, уже по десятку лет проработавших в жанре журналистского расследования, учредили электронное издание "Freelance Bureau".
"Великим провидцем был писатель Оруэлл. Особенно меня поражает, как это он угадал, что счастливая жизнь под недремлющим оком Большого брата кончится именно в 1984 году. Ну на год-два ошибся - не больше! Ведь какая была лафа: все точно знали, что за ними смотрят, и точно знали - кто.
С развитием компьютерных технологий в стране Большого брата все пошло наперекосяк: наша личная жизнь стала предметом пристального интереса десятков больших и малых братьев, а также их детей, племянников и внуков. Сведения о нас, гражданах, объединенные в многочисленные базы данных, стали ходовым товаром: их собирают, систематизируют, обменивают и продают, их подслушивают, подсматривают, воруют и выплескивают на полосы газет и экраны телевизоров. В стране, где традиции Большого брата того и гляди вновь материализуются: Дзержинского вернут на Лубянку, а гимн Советского Союза - народным массам, - это тем более опасно. Среди непреходящих ценностей компромат уже вышел на второе место, отодвинув рубль и ненамного отстав от доллара.
В канун 2000 г. трое журналистов, уже по десятку лет проработавших в жанре журналистского расследования, учредили электронное издание "Freelance Bureau". А в начале лета этого года на своем сайте "flb.ru" они разместили купленную "по случаю" базу данных, где объемом в 20 тыс. машинописных страниц были размещены материалы подслушивания и оперативно-розыскных разработок более чем на сотню известных деятелей российского истеблишмента - политиков, бизнесменов, журналистов.
На вопрос "зачем?" главный редактор "FLB" Сергей Соколов ответил:
- Мы не видели другого выхода. Только скандал, только показательная демонстрация того, насколько глубоко и беспардонно "информационные вертухаи" влезли в нашу с вами частную жизнь, может заставить власть вспомнить об основных правах и гарантиях, прописанных в конституции, - и добавил: - База данных, на наш взгляд, демонстрирует, что страна давно уже накрыта "колпаком", куда более серьезным, чем "колпак КГБ-ФСБ".
Кто собирал эту базу данных? Когда она впервые "засветилась" на рынке, существовала версия, что это продукт деятельности службы безопасности группы "Мост". А с другой стороны, ее появление так удачно совпало с проведением "маски-шоу" в офисах "Медиа-Моста", что просто удивительно. Публикаторов вызвали в Тверскую прокуратуру и строго спросили, откуда у них все эти данные. Получив ответ, что взят он с CD-Roma, купленного по случаю на Митинском рынке, тем и успокоились. Вот и весь скандал, которого добились "разгребатели грязи". Уголовного дела по группе "неустановленных лиц", занимающихся незаконным сбором компромата на граждан, заводить не стали.
А совсем недавно один из фигурантов этой базы данных - а там чуть не сплошь "крупняки" - написал в ту же самую прокуратуру заявление с требованием возбудить против публикаторов дело о клевете, т.е. о заведомой ложности опубликованной на их сайте информации. В самом деле, проверить сведения, которые несколько лет собирал не один десяток профессионалов, трое журналистов уж точно не могли. Теперь прокуратура для порядка покочевряжится, догадываясь, что ее втягивают в грязное дело с неизвестными последствиями, а потом на нее надавят, и... куда она денется, тем более что это не Швыдкой, который в пору руководства Российским телевидением по собственному, естественно, почину и только во имя общественного блага взял на себя ответственность за показ постельных упражнений генерального прокурора, - это какие-то три, как их там... журналюги.
Выходит в том, чтобы собирать компромат, нарушения нет, поскольку нарушающих установить не удается, а тревогу поднимать по этому поводу - закон не потерпит.
Но ребята сами хотели публичного скандала. Ведь не такие они наивные, чтобы не представить себе такого поворота событий. И привлечь внимание к своему сайту было не последним для них побудительным мотивом. И роль священного агнца, готового на заклание, их едва ли устроит. Более того, следствие, а затем, не дай Бог, и суд потребуют от них доказательств, что сведения о частной жизни высокопоставленного гражданина соответствуют действительности, т.е. если хотите жить спокойно - лезьте в эту частную жизнь поглубже и добывайте компромат со знаком качества.
Не сведется ли в этом случае все правосудие к тому, что вместо очищающего душа публика испытает сомнительное удовольствие от борьбы в грязевой ванне, а весь нравственный итог сведется к пониманию обоюдной мерзости борющихся? А как быть этому правосудию, если понятия общественно важной информации, общественного блага и общественного интереса по сути никак не прописаны в законодательстве страны? Ведь сегодня и те, кто, подобно библейскому Хаму, норовит сделать общественным достоянием срам ближнего, тоже готовы утверждать, что делают общественно полезное дело. И от возникающего чувства беспомощности так и тянет народонаселение воззвать к верховной власти: остановите их, прекратите этот беспредел, наведите порядок сильной, бестрепетной рукой!
Только как она их всех остановит? Разве что соберет на них компромат? Она ведь по-другому у нас не умеет."