Осенью прошлого года в журнале "Компромат.ru" и в интернете была обнародована информация о движении денежных средств по карточному счету Марии Уемляниной
"Тайна банковского вклада - не абстрактное понятие. Это наглядно продемонстрировал Куйбышевский федеральный суд Петербурга, на прошлой неделе признав один из крупнейших городских банков - Промышленно-строительный Санкт-Петербурга (ПСБ) - виновным в разглашении банковской тайны.
Осенью прошлого года в журнале "Компромат.ru" и в интернете была обнародована информация о движении денежных средств по карточному счету Марии Уемляниной - с указанием номера лицевого счета, номера карточки и полного перечня всех произведенных операций в период с ноября 2001-го по середину июня 2002 года.
Материалы, появившиеся в упомянутых СМИ, были посвящены холдингу "Илим Палп Энтерпрайзинг" (который в тот момент оказался в центре борьбы за передел собственности). Выписка со счета Марии Уемляниной - работника бухгалтерии "Илим Палпа" - использовалась в качестве иллюстрации к этим публикациям (в 1998 году между "Илим Палпом" и ПСБ был заключен договор, согласно которому в банке работникам предприятия были открыты карточные счета, куда зачислялась зарплата).
Расценив обнародование подобной информации как разглашение банковской тайны, Мария Уемлянина обратилась в суд с просьбой взыскать с ПСБ в свою пользу 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
В своем исковом заявлении Мария Уемлянина ссылалась на то, что по Закону "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитными организациями самим физическим лицам, а также судам и - при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия. В данном случае сама Уемлянина выписок со своего счета не запрашивала. Не было запросов и со стороны судебных либо правоохранительных органов.
"Банк в нарушение условий договора и закона выдал выписку по счету третьим лицам, без моего согласия", - делался вывод в исковом заявлении. Требования о возмещении морального ущерба автор иска основывала на Гражданском кодексе и на Законе "О защите прав потребителей".
Подаче иска предшествовали попытки получить какие-то объяснения со стороны банка. Однако, по словам Марии Уемляниной, "все обращения с просьбами провести служебную проверку факта разглашения банковской тайны Промышленно-строительный банк оставил без ответа и даже не счел необходимым принести мне извинения".
На прошлой неделе Куйбышевский федеральный суд принял решение, которое в банковском сообществе уже назвали прецедентом: Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга был признан виновным в разглашении банковской тайны. Теперь он должен выплатить Марии Уемляниной 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба.
Кстати, по имеющейся информации, в прошлом году корпорация "Илим Палп" сменила банк, обслуживающий зарплатные счета."
01.07.2003
Анна Бондарчук Вечерний Петербург (Санкт-Петербург)