"В российской армии могут быть офицеры-убийцы, но не может быть невменяемых офицеров -- этот вывод медэкспертов предстоит подтвердить или опровергнуть военному суду. Вчера в Северо-Кавказском окружном военном суде, где повторно слушается дело командира 160-го танкового полка Юрия Буданова, были оглашены результаты седьмой по счету, но первой в рамках повторного рассмотрения дела психолого-психиатрической экспертизы: полковник Юрий Буданов был вменяем, когда в ночь на 27 марта 2000 года душил 17-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву, которую считал боевиком-снайпером. Теперь, если суд при вынесении приговора возьмет за основу именно это заключение психиатров, в чем, кстати, адвокат потерпевшей стороны Абдулла Хамзаев и гособвинение ничуть не сомневаются, Юрию Буданову грозит длительный срок заключения.
Как известно, 31 декабря 2002 года прежний состав Северо-Кавказского суда освободил Юрия Буданова от уголовной ответственности, предписав ему принудительное лечение в психиатрической клинике. Спустя два месяца, 28 февраля этого года, военная коллегия Верховного суда России направила дело Буданова на новое рассмотрение.
Новый 250-страничный акт психолого-психиатрической экспертизы представляет собой три разных заключения. Два из них, отличаясь лишь в технических деталях, свидетельствуют о безоговорочной вменяемости командира 160-го танкового полка. Правда, эти документы подписаны лишь тремя из девяти привлеченных экспертов. При этом заключения о вменяемости Буданова подписали только эксперты, рекрутированные в процесс по инициативе гособвинения и адвоката потерпевшей стороны, недовольных результатами предпоследней экспертизы и вынесенным на ее основе чересчур мягким приговором. Еще один акт, подписанный шестью специалистами, в том числе и сотрудниками Института имени Сербского, говорит о том, что Юрий Буданов был частично вменяемым. Однако и этот вердикт экспертов не освобождает полковника от уголовной ответственности, он лишь может немного смягчить будущий приговор. Более того, специалисты Института имени Сербского, признав командира 160-го танкового полка «частично вменяемым», фактически опровергли выводы своих институтских коллег, участвовавших в предыдущем исследовании психического здоровья Юрия Буданова.
Защита полковника обращает внимание на то, что предыдущая психолого-психиатрическая экспертиза пришла к прямо противоположным выводам, сочтя Юрия Буданова в момент совершения убийства невменяемым, благодаря чему прежний состав Северо-Кавказского суда освободил полковника от уголовной ответственности. В этой связи адвокат подсудимого Алексей Дулимов высказал предположение о «беспрецедентном давлении гособвинения на новый состав экспертов», поскольку именно прокуратура была недовольна первым приговором по делу Юрия Буданова.
Адвокат семьи Кунгаевых Абдулла Хамзаев вчера не без иронии отметил, что «три предыдущие экспертизы Института имени Сербского признавали Буданова больным на 15 минут». Г-н Хамзаев считал: «Солидарность экспертов из этого учреждения не позволит им вынести другое суждение относительно психического здоровья полковника. Однако представители Института имени Сербского -- Савина и Ткаченко -- решили, что Буданов все-таки не страдает хроническими душевными заболеваниями и что психическое состояние полковника лишь ограничивает способность подсудимого осознавать общественную опасность его действий, но никак не исключает вменяемости Буданова. То есть полковник должен нести уголовную ответственность за совершенное преступление». Напомним, что новая экспертиза была назначена в связи с тем, что предыдущие заключения психиатров не могли быть положены в основу приговора при повторном рассмотрении дела. Иными словами, все результаты прошлых экспертиз теперь как бы списаны в архив.
Гособвинитель Владимир Милованов полагает, что нынешний вердикт психиатров -- окончательный и именно он ляжет в основу нового приговора. При этом г-н Милованов не скрывал своего удовлетворения содержанием нового заключения экспертов. Чего нельзя сказать об адвокате Буданова Алексее Дулимове, заявившем вчера, что он «никогда прежде, нигде в мире не видел, чтобы гособвинение так очевидно влияло на заключение экспертов». В то же время он отметил, что «не видит смысла в том, чтобы опротестовывать новое заключение экспертов». «До нынешнего было шесть других заключений, и все они противоречили друг другу. Исследовать психическое здоровье Буданова, который уже третий год в ожидании приговора продолжает сидеть за решеткой, можно до бесконечности», -- считает г-н Дулимов.
Очередное заседание Северо-Кавказского окружного суда по делу Юрия Буданова состоится теперь через неделю, 7 июля. К этому сроку участники процесса должны детально изучить заключение психиатров и подготовить вопросы экспертам, поставившим свои подписи под этим ключевым для исхода судебного разбирательства документом."