"Петербург обрел еще одного претендента на звание 64-го главы города. Вслед за Анной Марковой о своем выдвижении в губернаторы объявила полпред Валентина Матвиенко.
Это событие весьма красочно прокомментировало одно из СМИ, традиционно относимых к полпредовскому пулу: "По собственному признанию, Матвиенко "не торопилась бы и дальше", но обстановка, как говорится, располагала - столь редкий нынешним летом солнечный денек, праздничное настроение, веселый гомон ребят, обступивших полпреда... В лице выпускников Петербург обретал будущее - не исключено, что вчера город обрел свое будущее и в политическом смысле".
Версию о спонтанности "губернаторского заявления" Валентины Ивановны, впрочем, несколько корректирует тот факт, что накануне этого события пресс-служба полпредства обзванивала петербургские медиа и рекомендовала журналистам появиться перед "Октябрьским" на полчасика раньше запланированного - обещали некую сенсацию.
Что в этой ситуации удивляет: сама Валентина Матвиенко несколько раз объясняла общественности, что предвыборные заявления делаются только после того, как назначается дата выборов (то есть не раньше этого понедельника). Тем не менее, в итоге она почему-то поступила иначе.
В политтусовке бытует такое объяснение произошедшего: в начале июля должны быть готовы результаты некоего "большого социологического опроса", проводимого в Петербурге по прямому заказу Кремля. Для того чтобы обрести официальный статус кандидата этого самого Кремля, претенденту якобы необходимо показать по результатам опроса чрезвычайно высокий результат (например, 50-процентный рейтинг). В том, что Валентина Ивановна сумеет этого добиться, абсолютной уверенности не было. Именно поэтому команда полпреда будто бы и приняла решение "подстраховаться".
Впрочем, как рассказывают опальные яковлевские политтехнологи, пиарщики Валентины Ивановны - люди исключительно опытные. Руководителем ее кампании они называют Андрея Виноградова - совладельца Фонда эффективной политики и бывшего первого заместителя главы аппарата российского правительства. Правда, глава ФЭПа Глеб Павловский не ответил на наш вопрос, так ли это. Но напомним, что именно г-н Виноградов координировал первую кампанию Валентины Ивановны (весной 2000 года), а затем занимался информационно-аналитическим сопровождением деятельности полпреда Виктора Черкесова.
Помимо заявления о собственном выдвижении, Валентина Матвиенко на минувшей неделе выступила также с рядом программных установок, дав тем самым понять, что предвыборные шутки закончились и им на смену приходит суровая проза борьбы за Смольный. В концентрированном виде озвученную губернаторскую программу нового полпреда пока можно свести к следующим четырем тезисам: децентрализация петербургской власти, дебюрократизация городского управления, взаимодействие с Законодательным Собранием, постоянный диалог с обществом.
В принципе, выглядит вполне логично. Однако есть несколько традиционных "но".
"Дебюрократизация" - это термин из управленческого лексикона Германа Грефа. О ее необходимости на федеральным уровне говорят все три года путинского правления, однако особых успехов в этой части пока не наблюдается (взять хотя бы пресловутую историю с сокращением избыточных госфункций федеральных ведомств). На первый взгляд, на нашем городском уровне задача будет попроще. Но тут стоит вспомнить, что соотношение собственно городских и федеральных чиновников в городе на Неве явно не в пользу последних (7 тысяч "горожан" против 12 тысяч "федералов"). Так что начинать дебюрократизацию команде Валентины Ивановны было бы логично именно сейчас, не дожидаясь переезда в Смольный.
Заявленную г-жой Матвиенко необходимость децентрализации можно лишь приветствовать. Равно как и ее тезис о том, что существующие в Петербурге 111 муниципальных образований не соответствуют ни историческим, ни экономическим реалиям. Впрочем, немощность петербургской муниципальной модели сегодня очевидна практически для всех заинтересованных наблюдателей. Так что главный вопрос в том, какие конкретные меры по изменению этого положения вещей будут предложены во время предвыборной дискуссии.
Кажется, что проще всего для команды полпреда сейчас обстоят дела по части "взаимодействия с Законодательным Собранием". Впервые за всю новейшую городскую историю под потенциального градоначальника в Мариинском дворце сформировано твердое большинство, de facto уже присягнувшее ему на верность. Вопрос лишь в том, смогут ли наши парламентарии действительно стать опорой для проведения реальных преобразований или это все же не по их части?
Аналогичная ситуация и в области "диалога с обществом". Думаю, Владимир Анатольевич мог бы многое рассказать Валентине Ивановне о реакции петербуржцев, скажем, на проведение жилищно-коммунальной реформы (о необходимости которой полпред также успела высказаться на прошлой неделе). В 1997 году рейтинг Владимира Анатольевича упал с 40% до 12%-15%. Действительно ли Валентина Ивановна готова к подобным сюрпризам народной любви?"