Интересно, что когда Владимир Путин только стал и. о. президента, известный российский интернетовский сайт FLB.ru опубликовал некоторые подробности биографии ВВП, то у журналистов мгновенно начались проблемы.А вот к книге Блоцкого в команде Ястржембского отнеслись благожелательно.
"Книга журналиста Олега Блоцкого о детских годах президента Путина стала едва ли не хитом столичного книжного рынка в январе. О литературных особенностях этого труда говорить трудно (потому что их нет), но в знаменитом магазине "Москва" на Тверской, рядом с мэрией, выставочный тираж разошелся. Заказ на новую партию уже направлен.
И все бы ничего. В конце концов писать о жизни первого лица не запретишь, но в данном конкретном случае все же появляются некие сомнения. Олег Блоцкий - это тот самый товарищ, который был замешан в некрасивую историю с продажей немецкому журналисту видеозаписи о захоронении федералами убитых мирных жителей в Чечне. Тогда скандал был подхвачен и профессионально раскручен пресс-службой ФСБ и господином Ястржембским. Блоцкий, по сути, публично признал, что обманул доверчивого немца: на пленке - трупы не мирных жителей, а боевиков. Впрочем, деньги за эту кассету Блоцкий, говорят, не вернул, а немца выгнали с работы.
Нам тогда удалось выяснить, что со своей пленкой лже-стрингер обошел несколько западных телекомпаний, но ему всюду вежливо отказывали, предчувствуя провокацию. И только представитель небольшого частного немецкого телеканала попался на "крючок" Блоцкого. Провокация удалась, и Ястржембский получил возможность заявить, что западные журналисты лепят "фальшивку века" о событиях в Чечне.
Сейчас "журналист", оправдавший надежды спецслужб, занялся новым бизнесом и начал писать политические портреты. Интересно, что когда Владимир Путин только стал и. о. президента, известный российский интернетовский сайт FLB.ru опубликовал некоторые подробности биографии ВВП, то у журналистов мгновенно начались проблемы. А вот к книге Блоцкого в команде Ястржембского отнеслись благожелательно. Особенно это видно по некоторым подробностям. Если рядовая книга готовится к изданию минимум полгода, книга о Путине - путь от рукописи до готового томика - прошла всего за полтора месяца. Гонорары даже маститых писателей с именем, например, того же Пелевина, после дефолта упали до уровня пяти-шести тысяч долларов. Данный же труд был оценен издателями, по нашим сведениям, в два раза дороже. Значит, не всякому и не все разрешено писать о президенте.
Одним словом, пропагандистская конъюнктура. Причем весьма полезная, дающая хорошие дивиденды в виде определенной благосклонности определенных лиц. Как иначе объяснить тот факт, что за неполные полгода только московские издательства выпустили девять книжек о Владимире Путине. Всего же, насколько известно, издательства двух столиц выпустили уже 16 томиков путинианы. Большей частью это откровенная макулатура, как и книга Блоцкого, но об одном авторе стоит сказать особо - это всплывший из небытия небезызвестный историк Рой Медведев со своим "Временем Путина".
Если остальные авторы с большей или меньшей степенью усердия просто пресмыкаются перед властями, то Медведев претендует на конструктивный анализ. Причем ничего нового в общий хор лизоблюдов он не внес, главный рефрен книги: все, что делает президент, хорошо и правильно. Даже откровенные проколы и позорные поступки историк не то чтобы оправдывает, а возвеличивает.
"Психологи... говорили позднее, что выступление президента было очень грамотным и что людей подкупала искренность..." "Президент оказался лучшим психотерапевтом..." - это о знаменитой встрече с родственниками погибших на "Курске", после того как президент неделю прятался в Сочи. Я был на этой встрече и свидетельствую: народ матерился, падал в обморок и не верил властям ни на грош. Короче говоря, та еще психотерапия. Любопытно, что нашу журналистскую братию Медведев обозвал не иначе как мародеры, при том, что вся книга построена на цитатах, надерганных из газет всего мира. Так и хочется задать встречный вопрос: судья-то кто в таком случае?
- Вообще все, что происходит, это очень и очень тревожно, - говорит известный писатель Феликс Светов, входивший в комиссию по помилованиям, которую разогнал Владимир Путин. - Понятно, что если бы президент и его окружение не относились с явной симпатией ко всем этим книжкам, портретам, бюстикам, то их бы и не было. Но меня поражает другое - как быстро все перевернулось. Прошло вроде десять лет какой-никакой, а демократии, и надо же - стоило чуть намекнуть, и полился поток сусла, причем самого низкопробного. Насколько, оказывается, все это глубоко в нас сидит.
Действительно, в последние месяцы некоторые формы любви к президенту приняли уж совсем неприличные размеры. Причем в прямом смысле. В Петербурге на конкурсе наколок татуировка с обликом вождя получила главный приз "За патриотизм". Сразу после этого представитель президента в городе на Неве Виктор Черкесов принял на себя публично, с подачи местного депутата, сан (или титул, а может, должность?) "Глаза Царя". Интересно, что сделано это было после того, как Черкесов въехал в роскошно отреставрированный бывший загородный дворец Романовых, предварительно выгнав оттуда загс N3.
Одновременно питерские художественные мастерские (те самые, где Церетели размещает свои мегазаказы) подготовили к выпуску первую партию бронзовых Путиных (высота - 26 см, вес - 8 кг), и, таким образом, после Сталина ВВП будет вторым руководителем страны, массово увековеченным в бронзе при жизни. А первыми покупателями памятника, судя по всему, станут крестьяне далекого сибирского колхоза, которые обратились в Новосибирское законодательное собрание с просьбой увековечить их хозяйство именем президента. Правда, на какие деньги они собираются приобрести бюст, трудно сказать, так как в колхозах (например, в Мордовии) средняя зарплата механизатора широкого профиля 100 (сто) рублей.
Бронзовый Владимир Владимирович, надо думать, будет стоить недешево. В том же книжном магазине на Тверской плакатик с лицом президента (полиграфическое качество которого явно ниже, чем, скажем, у "Плейбоя") стоит 639 рублей. Тот же самый плакатик, но уже в плохо ошкуренной деревянной рамке стоит три с половиной тысячи рублей. А чтобы любви к президенту учить с самого юного возраста (помните историю с букварем, где появился "Вовочка", - пример заразителен), тут же можно приобрести по сходной цене в несколько тысяч рублей "Подарок будущему президенту", куда входят все необходимые малышам подробности из жизни президента действующего.
- Это, конечно, очень пошло, - говорит известный историк Арсений Рогинский, один из лидеров "Мемориала". - Но мне кажется, особой опасности сами по себе эти так называемые книги не представляют. Сколько ни выпускал бы о себе хвалебных од какой-нибудь абстрактный губернатор, народ его ворюгой все равно не перестанет считать. Так и здесь, я считаю, что с правлением этого человека (Путина) связана масса других реальных опасностей, а все брошюрки и портреты лишь пена.
Возможно, что историк прав, но, надо сказать, в последние месяцы появились и тревожные симптомы. 26 февраля в Гагаринском суде Москвы будет слушаться нелепый иск некоего поэта-студента из Челябинска Михаила Анищенко, сочинившего песню о президенте, к журналисту немецкой газеты Tageszeitung Клаусу Донату. Донат опубликовал статью, в которой рассказал о проявлениях "народной любви к президенту". В том числе процитировал и "Песню о президенте" Анищенко:
Ты скажи мне, Россия,
Ты ответь на вопрос:
Почему президенту ты веришь?
И, смотря на него,
Ты не чувствуешь слез,
И душой за него ты болеешь?
По утверждению некоторых московских газет, Анищенко рассказал, что эти слова пришли ему в голову после черепно-мозговой травмы. Как бы то ни было, но публикация статьи Клауса на российском сайте Inopressa.ru доставила студенту "моральные мучения", причем ему было большей частью обидно "за честь и достоинство президента", в связи с чем он и потребовал у немецкого журналиста возместить ему 300 тысяч рублей морального вреда.
Этот иск нелепый еще и потому, что, с точки зрения российского Закона о СМИ, статья Клауса абсолютно невинна (пункт 42 закона - журналист имеет право на собственное мнение), суд тем не менее с готовностью принимает иск и при невиданной загруженности московских судов назначает слушания в самые кратчайшие сроки.
Как нам сказали в московском бюро Tageszeitung, обидчивый россиянин явно находится под заботливой опекой властей. И более того, по некоторым жестам Анищенко можно судить, что новый державный поэт уверен в скорой высылке провинившегося журналиста из страны. Чтобы другим неповадно было"