По утверждению интернетовского сайта flb.ru, "Интер-Экочернобыль" в 1992 году оказался замешанным в скандале с контрабандой греческого бренди и редкоземельных металлов, а руководители ассоциации разыскивались Интерполом.
"Глава "МММ" Мавроди - в тюрьме. На очереди - главный финансист "Чары"?
"Взорам удивленных сенаторов предстал суетливый заикающийся господин, не вполне понимающий, куда и зачем его послали. Волошинское беканье-меканье было столь жалким, что чиновники президентской администрации были уверены: к утру Борис Николаевич подыщет шефа посолиднее. Тем более что, вернувшись от сенаторов, Волошин собрал журналистов и стал рассказывать, какие жуткие неприятности ожидают премьер-министра Примакова, мэра Москвы Лужкова и спикера СФ Егора Строева, помешавших Волошину уволить генпрокурора. Заместители Александра Стальевича схватились за голову: что он несет?!"
Так в апреле 1999 года описывала пресса первое появление на людях, а точнее в Совете Федерации, новоявленного главы президентской администрации Александра Волошина.
Но эти события произошли лишь в 99-м году, когда 44-летний господин Волошин достиг пика своей карьеры, возглавив, пожалуй, самую влиятельную структуру страны - Администрацию Президента РФ. А до этого? А до этого было все совсем иначе.
Вы откуда,
Александр Стальевич? В 1991 году АО "Анализ, консультация и маркетинг" (руководитель - Александр Волошин) на паях с ассоциацией "XXI век" (руководитель - Отари Квантришвили) учредили внешнеэкономическую ассоциацию "Интер-Экочернобыль". По утверждению интернетовского сайта flb.ru, "Интер-Экочернобыль" в 1992 году оказался замешанным в скандале с контрабандой греческого бренди и редкоземельных металлов, а руководители ассоциации разыскивались Интерполом.
Этот эпизод в жизни Волошина flb.ru называет детским лепетом. На самом деле он стал ключевым в дальнейшей карьере Александра Стальевича. Вытащив Волошина из "неприятности", Березовский в дальнейшем использовал его в своих финансовых схемах для выполнения самой грязной работы.
Так, в схеме с выводом денег из банка "Чара" через фирму "ЭСТА Корп." на всех договорах купли-продажи стоит подпись Александра Стальевича. Если бы не своевременное самоубийство президента "Чары" Владимира Рачука, то вполне возможно, что Волошин вместо кремлевской администрации оказался бы либо в местах не столь отдаленных, либо под колесами грузовика. Но об этом чуть позже.
В дальнейшем, когда Волошин вошел в руководство Федеральной фондовой корпорации (ФФК), он помог Березовскому и Абрамовичу выкупить за бесценок нефтяную компанию "Сибнефть". ФФК сразу после своего создания в 1995 году получила статус генерального агента РФФИ по проведению специализированных аукционов по продаже госпредприятий. ФФК организовала продажу крупных пакетов акций СИДАНКО, "ОНАКО", ТНК, РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Сибнефти". Всего более 60 предприятий на общую сумму около 9 триллионов рублей. Проведенная позже проверка этих аукционов аудиторами Счетной палаты (СП) показала, что ФФК умышленно занижала цену продаваемых акций и фактически присвоила себе более 50 млн. долларов бюджетных средств. По поводу "Сибнефти" СП в своем отчете записала: "Все три конкурса были проведены с нарушением законодательства. Члены конкурсной комиссии РФФИ, представляющие интересы государства, явно действовали в пользу участников конкурса - фирм, контролируемых Березовским и Абрамовичем... Несмотря на вышеперечисленные нарушения, конкурсная комиссия, в состав которой входили Малин В.В., Соколов В.В., Волошин А.С. и другие, способствовала незаконному получению Березовским и Абрамовичем 85 процентов акций "Сибнефти", чем нанесла крупный ущерб федеральному бюджету".
Назначение Волошина в администрацию президента выглядело вполне логичным. На тот момент должность эта была "расстрельной". Любой, кто пытался бороться с без пяти минут президентом Примаковым, рисковал оказаться за бортом, а Волошин и так ходил по лезвию бритвы начиная с 1992 года. Но жизнь вскоре вывела свою, совершенно неожиданную формулу: кириенки-примаковы-степашины уходят и приходят, а Александр Стальевич остается.
Да уж, биография у господина Волошина хоть куда, но большинство его грешков, по мнению окружения, уже осталось далеко позади. Мол, что было - то сплыло. АН нет. К удивлению Александра Стальевича и команды, то самое прошлое, причем наиболее неприятное для главного администратора страны, вдруг совершенно неожиданно выплыло наружу и превратилось в судебную повестку по гражданскому делу N 2-1120/03. В этой повестке черным по белому написано следующее: "Волошину А.С. Районный Бас-манный суд вызывает Вас в качестве ответчика к 11.00 28 февраля 2003 года по адресу...". А в чем же дело? Почему столь уважаемого государственного человека тревожат какие-то судебные инстанции?
А дело-то совсем простое. В 1996 году доверчивые люди лишились миллиона долларов, причем людей было очень много, а миллион "зеленых" у них был один на всех. Некоторые из вкладчиков, речь идет именно о них, вместо того чтобы махнуть рукой на эту потерю, принялись бороться за свои кровные. При этом, по их мнению, самое непосредственное отношение к их деньгам почему-то имел Владимир Стальевич. В своем иске эти борцы за финансовую справедливость требуют от Волошина вернуть их деньги. Видимо, мало веря в справедливость суда при столь неравных силах сторон, кое-кто из них даже попросил суд временно освободить Волошина от обязанностей руководителя администрации президента, надеясь такой радикальной мерой если не уравнять шансы, то хотя бы показать свое бесстрашие в борьбе с таким тяжеловесом, как Александр Стальевич. Обиженные истцы считают, что имеют массу серьезных доказательств, включая финансовые документы с подписью Волошина, протоколы выемки документов, акции, платежки, выписки из уголовных дел и прочая, прочая. Но обо всем по порядку.
"Чара", АВВА и Япончик
Как уже говорилось, Волошин в июле 1993 года возглавил финансово-кредитную организацию "ЭСТА Корп.". И вот наступила весна 1994 года, активно начали рассыпаться инвестиционные компании, функционировавшие по принципу отъема денег у населения под липовые обещания всяческих благ: бешеных процентов, дармовых машин и проч. Среди пошатнувшихся авантюрных структур бесспорным лидером был банк "Чара". Надо было спасать ситуацию, и ее "спасителем" стал нынешний глава администрации президента Александр Волошин. Александр Стальевич начал активно помогать своему тогдашнему "патрону" Борису Березовскому вытаскивать деньги из "Чары", умудряясь менять их на никому уже не нужные акции березовского концерна "АВВА". Всего за 1994 год "Чара" "купила" у АВВА акций на сумму более чем 5, 5 миллиона долларов США. Посредником в сделках выступала фирма "ЭСТА Корп." под чутким руководством Александра Волошина. О чем свидетельствует его размашистая подпись на финансовых документах.
Так, глава "ЭСТА Корп." Александр Волошин, действуя по поручению АО "Автомобильный всероссийский альянс", в марте 1994 года продавал его акции, размещаемые путем выдачи свидетельств депонирования акций по цене 15 360 руб. за одну акцию, получая от них из "Чары" живые деньги на счета АВВА. Только по договорам N Н-А/54-39 и N Б-А/54-40 (копии договоров с собственноручной подписью Волошина имеются в редакции) Волошиным было продано 100 000 акций на сумму 1, 528 млрд. рублей.
Эти деньги были получены за счет вкладчиков "Чары", которые до настоящего времени не могут вернуть свои средства. В ходе расследования уголовного дела N 57801 в отношении руководителей "Чары" эпизоды с участием Волошина в отдельное производство не выделялись и должной юридической оценки не получили. Будем надеяться, что пока.
В авантюре по уводу денег из "Чары" особый интерес вызывает и то, что уже упоминаемый нами договор N Н-А/54-39 Александр Волошин заключал с небезызвестным Рустамом Садыковым, который для дальнейшего поиска и возврата денег "Чары" вынужден был обратиться к Вячеславу Иванькову, более известному как Япончик. В своих показаниях американской Фемиде Садыков заявил, что к Япончику его направили "знающие люди". В связи с этим и возникает вопрос, а не является ли Волошин одним из этих "знающих людей", так как именно он весной 1994 года занимался инвестиционными проектами "Чары", а отправка 2, 7 миллиона долларов в США фирме "Саммит Интернэшнл" (за которыми охотился в дальнейшем Япончик) и являлась одним из инвестиционных проектов "Чары"?
Расписки и счета
Конечно, некоторые из вышеприведенных фактов уже были озвучены в средствах массовой информации. Но в сегодняшней ситуации, когда чувствовавший себя в относительной безопасности глава президентской администрации вдруг превратился в "ответчика гражданина Волошина", эти истории звучат совершенно по-другому. Да и в связи с готовящимся судом в нашем распоряжении оказались некоторые новые документы, связанные все с тем же Александром Стальевичем и проливающие свет на нелицеприятную историю с "Чарой".
Уже после уничтожения "Чары" и вывода из нее всех денег вкладчиков в ходе уголовного дела N57 801 в офисе банка по адресу 2-я Тверская-Ямская, дом 8, строение 4 по поручению следователей была произведена выемка документов банка. В протоколе выемки от 9 сентября 1996 года имеется странный документ за номером 15, именуемый "Распиской Волкова, Волошина, Садыкова на одном листе". Протокол оформлен по всем правилам, подписан с обеих сторон, имеются даже подписи двух понятых. Но удивительно то, что этот документ больше нигде не фигурирует. Он просто исчез, испарился... Причем как протокол, так и сама расписка Александра Стальевича со товарищи. Но, видимо, загадочные некто, уничтожавшие все бумаги, связанные с Волошиным, не учли того факта, что копия протокола каким-то образом оказалась у вкладчиков "Чары", и поэтому мы можем представить эту бумагу нашим читателям. А по поводу содержания самой расписки нам поведали люди, присутствовавшие при изъятии документов в "Чаре". По их информации, подтвержденной одним из понятых, в расписке якобы сообщалось о том, что господа Садыков, Волошин и Волков получили в кассе банка "Чара" три миллиона долларов США наличными.
Если так, то куда же делись деньги, которые получил Александр Стальевйч? Я думаю, что они частично находятся (или находились до недавнего времени) на Багамах, где, как выяснилось, имела счет руководимая Волошиным офшорная компания. Итак, перед нами карточка образцов подписей для управления счетом офшорной компании "Глинфорд Файнэншл Сервисес Лимитед", зарегистрированной по адресу: Лондон, Сидней-Стрит, 102. Счет N 300 000 120 201 в офшорном отделении Гута Банка на Багамах. Правом первой подписи обладают господа Волошин, Семеняка и Соколов. Директор фирмы - не кто иной, как нынешний глава администрации президента Александр Стальевич Волошин.
Счет открыт 31 мая 1996 года, то есть за несколько месяцев до того, как в "Чаре" изъяли расписки и другие финансовые документы.
Полная заволошенность Как это ни печально, но я считаю, что вкладчики "Чары" проиграют процесс против Волошина. Почему? А потому что по закону джунглей кто сильнее, тот и прав. И что для Александра Стальевича десяток нищих пенсионеров? Так, ерунда, рядовой электорат. Да что там пенсионеры! Возможности главы президентской администрации простираются гораздо дальше. Приведу несколько примеров из собственного опыта общения с "представителями" Волошина.
Не так давно в моем распоряжении оказались некоторые документы из уголовного дела N 230 510, одним из фигурантов которого являлся опять-таки Александр Волошин. Несколько страниц со своими комментариями я опубликовал в "Новой газете" в материале "Санька-облигация". Для того чтобы понять весь комизм дальнейшей ситуации, напомню, о чем шла речь.
30 ноября 1994 года Александр Волошин от имени возглавляемой им фирмы "ЭСТА Корп." покупает у банка "Кредит-Москва" облигацию внутреннего валютного займа 3-й серии (N 0168292) за 48 550 долларов США. Номинальная же стоимость этой облигации составляла значительно большую сумму - 100 тысяч долларов, и принадлежала она совсем не банку, а ТОО "Агропромсервис". Эта организация, являясь банальной пирамидой, приобрела облигацию на деньги вкладчиков и хранила ее в банке "Кредит-Москва". Вскоре было открыто уголовное дело (N 230 510), и облигацию, по праву принадлежащую обманутым вкладчикам, попытались вернуть, но безуспешно. Стотысячная облигация осталась у Волошина, который, судя по документам дела, отделался легким испугом. Вкладчики же не получили ничего.
В мое распоряжение попали некоторые документы из уголовного дела N230510 (постановления, протоколы допросов и др.), которые поведали о двух весьма интересных фактах, имеющих прямое отношение к Александру Волошину.
Первое. ТОО "Агропромсервис", владевшее облигацией, которую "увел" Волошин, являлось не чем иным, как преступным синдикатом. Цитируем из постановления о возбуждении уголовного дела от 24 февраля 1995 года: "АООТ "Торгово-финансовая компания" в лице якобы генерального директора, а фактически лица, использовавшего поддельный паспорт на имя Иванова С.В., получало от граждан денежные средства под обусловленные проценты. В дальнейшем указанный "Иванов", а также неустановленное лицо, назвавшееся "Смирновым", купив документы ТОО "Агропромсервис", продолжали заключать договоры с гражданами и получать от них денежные средства. Злоупотребив доверием клиентов и получив от них крупные суммы денег, "Иванов" и "Смирнов" скрылись, причинив значительный ущерб своим клиентам". То есть получается, что будущий глава президентской администрации Волошин получил стотысячную облигацию жуликов, которые, собрав с людей деньги, исчезли. На самом же деле, судя по показаниям свидетелей, эти самые "Иванов" и "Смирнов" просто не смогли вытащить из банка "Кредит-Москва" эту самую злосчастную облигацию, так как их афера начала постепенно раскрываться. И тут появился Александр Стальевич и легким движением руки за полцены выкупил у банка застрявшую ценную бумагу. Причем банк не имел никакого права продавать ее Волошину за половину номинала.
Второе. В материалах этого уголовного дела имеются протоколы допросов свидетелей, из которых следует, что Александр Волошин мог быть не только покупателем украденной облигации, но одновременно и... ее продавцом. Да-да, не удивляйтесь! Я не ошибся, именно продавцом. Если верить показаниям обиженных вкладчиков, в пресловутом ТОО "Агропромсервис" в период его "расцвета" работал не кто иной, как сам Александр Волошин собственной персоной. То есть, по предположению некоторых фигурантов этой скандальной истории, за одной из подставных фамилий - "Иванов", "Смирнов" - скрывался достопочтенный Александр Стальевич. Получается, что один из тех, кто купил по поддельным паспортам документы ТОО "Агропромсервис" и "обул" россиян на общую сумму 350 миллионов рублей, был будущий глава президентской администрации Волошин? Всего же от действий вышеназванной персоны пострадали 374 человека, внесших свои деньги в кассу "Агропромсервиса".
Буквально через несколько дней после выхода материала в редакции появились сотрудники Московской городской прокуратуры. Мы с главным редактором кинулись было к ним на шею с воплями: "Ну наконец-то, пришли за документами по Волошину! Есть еще закон и независимое следствие в России!!!" Я сразу же начал приставать к прокурорам с вопросами о том, действительно ли будет теперь дан ход расследованию похождений "железного Стальевича"? Увы. Все было гораздо проще и циничнее.
Представители московской прокуратуры, оказывается, пришли изымать у нас все документы, касающиеся Александра Волошина. На мое удивленное "почему?" прокурорские ответили, что сейчас ведется расследование того, как... столь секретные документы из уголовного дела попали к журналисту Олегу Лурье. Стражей закона абсолютно не интересовала криминальная суть бумаг по Волошину, их волновал только один вопрос: кто вам дал эти документы? А на мой наивный вопрос о возможном привлечении Волошина к уголовной ответственности суровый прокурорский дядька ответил просто: "Вы что, с ума сошли? Вы знаете, кто такой Волошин?"
К сожалению, знаю. О том, кто такой Александр Стальевич Волошин, подробно написано в этом материале. Смотри выше. Хотя три года назад с приходом Путина все же мелькнула робкая надежда на то, что во власти останутся лишь чистые и незапятнанные люди. Увы, надеждам не суждено было оправдаться: во власти по-прежнему полная заволошенность..."