Тесно стало в Сети и скандально известному сайту "Агентства федеральных расследований". Совместно с "Rеn-ТВ" владельцы этого ресурса уже запустили еженедельную телепрограмму "Черный ящик". Это своеобразная телеверсия данного Интернет-издания. Заметим, случай беспрецедентный для Рунета. А с нового года журналистский коллектив планирует начать выпуск офлайнового журнала "Компромат", где будут публиковаться журналистские расследования, посвященные деятельности тех или иных видных фигур нашей политики и бизнеса.
"Любопытные, надо сказать, процессы происходили в политическом секторе Рунета в 2001 году! Если интернет-версии влиятельных офлайновых СМИ всеми способами стремились наращивать свои хосты и ресурсы, зарегистрированные в Минпечати РФ как электронные СМИ, наоборот, срочно озаботились, забыв о счетчиках, проблемой своей политической влиятельности.
Офлайновые потуги
Попыток адаптировать офлайновые СМИ для Рунета было в прошедшем году действительно много, но вряд ли большинство из них можно назвать удачными. Почти в каждой офлайновой редакции более-менее значимых российских газет или журналов теперь есть специальные люди, которые отвечают за поддержку интернет-версий. Но для того, чтобы из главного редактора выбить на развитие онлайнового дела хоть какие-то деньги, фантазии у них явно маловато.
Первое, что попытались сделать офлайновые СМИ для увеличения посещения своих онлайновых версий - это сменить дизайн. И в прошлом году свои "морды", как по команде, сменили сайты почти всех центральных СМИ ("Комсомолка", "Известия", "Коммерсант", "Московские новости", "Новая газета" и др.). Но дальше этого дело не пошло, а посему ожидаемого взлета посещаемости в Рунете офлайновые СМИ не пережили.
А как хотелось бы этого их коммерческим директорам! Ведь с заказчиков, размещающих за денежки пиар на газетных полосах, можно было бы лупить дополнительные суммы за размещение этих же опусов и в Сети. Но прирост сомнительных хостов не смог стать весомым аргументом для подавляющего большинства денежных пиарщиков. Словом, хоть офлайновые СМИ и потратили деньги на смену дизайна прожили они 2001 год в Сети почти впустую.
Справедливости ради стоит отметить, что определенный рывок в своем интернет-развитии сделали "Известия".Осенью прошлого года это издание значительно опередило по посещаемости "Независимую газету", которая несколько лет удерживала первенство среди интернет-версий офлайновых СМИ и считалась в этом отношении самой продвинутой в Рунете.
Но некий успех "Известий" нельзя связывать с веб-новациями. Причина увеличения количества "известинских" хостов (если, конечно, верить счетчику г-на Rambler) связана с так называемой сетевой раскруткой, которую газете обеспечил Антон Носик. Короче, подсобила сайту "Известий" внезапно вспыхнувшая дружба между редакцией и новым топ-менеджером Rambler.
Резкое падение посещаемости "Независимой газеты" также можно объяснить субъективным фактором. После изгнания из редакции Третьякова вынужден был покинуть "Независьку" и Павловский со своими фэповскими интернет-менеджерами. И если раньше "НГ" в сети обновлялась почти со скоростью новостной ленты, а ее баннеры крутились везде и всюду, то теперь это происходит через пень-колоду. Да и г-н Rambler стал к этому рупору Березовского почему-то равнодушен.
Онлайновое самолюбование
А что же интернет-СМИ? Их владельцам в Рунете явно надоело ждать баснословных рекламных контрактов. Многие поняли, что мощные финансовые приливы от Интернет-рекламы сродни приливам и отливам на какой-нибудь необитаемой планете-океане в созвездии Рака. То есть они где-то, наверное, есть, но о-о-очень далеко, и надеяться на них можно, как на рака, который на горе когда-нибудь свистнет.
Поэтому надежда на чудо сменилась ставкой на вполне осязаемые политическую рекламу и пиар. И первым в Рунете кремлевские пиар-сливки начал снимать вездесущий Глеб Павловский. Каким образом этому политтехнологу удается разводить на бабки чиновников и олигархов - тоже загадка. Но ведь удается же!
Ну кому в России, скажите на милость, остро необходимо смотреть через Интернет украинское телевидение ("Украина.Ру"), или читать крайне редкие и с большим трудом обнаруживаемые в западных СМИ положительные заметки о Путине ("ИноСМИ.Ру"), или усваивать официозные новости о подлодке "Курск" на английском языке ("АПЛ "Курск")? Но на все это тратятся немереные средства неведомых спонсоров - в обмен на мифическую благосклонность Кремля, которую якобы может гарантировать Глеб Олегович.
Политтехнолог буквально фонтанирует Интернет-проектами и идеями, ему фантастически везет, но сам он прекрасно понимает, что лафа не будет вечной.
Это хорошо, что "Курск" подняли, хотя до последнего момента сами спасатели в это не верили. И расходы на супердорогой сайт как-то сами собой забылись. Это хорошо, что официальный сайт чеченского правительства ФЭПу удалось открыть буквально за полчаса до начала его презентации, на которую прибыли Сергей Ястржембскийи прочие кремлевские покровители Павловского. А случись что не так? И рухнет вся "влиятельная" интернет-империя. Павловского в одночасье, как карточный домик, когда Кремль сменит милость на гнев. Вся псевдовлиятельность фэповского интернет-холдинга зиждется ведь только на возможности Павловского открывать, когда надо, двери нескольких кремлевских кабинетов. И случай с виртуальной отставкой Миллера с поста руководителя "Газпрома", которую с подачи "Страны.Ру" (не вполне заслуженно имеющей имидж первой кнопки Рунета) озвучили и некоторые солидные офлайновые СМИ, - первый тревожный звонок. Как известно, чем выше взлетаешь к кремлевским звездам, тем быстрее и больнее можно упасть.
Поэтому главная головная боль Павловского сегодня - это наращивание политической влиятельности фэповских СМИ, чтобы стать независимым, чтобы с их помощью влиять на Кремль, чтобы получить альтернативные источники финансирования, не зависящие от политической конъюнктуры. И никакие рамблеры и носики в этом деле не помогут.
И опять изобретаются чисто виртуальные способы повышения этой самой политической влиятельности, а следовательно, и привлечения солидных пиаровских бюджетов, выделяемых прежде всего под выборные кампании или серьезные олигархические разборки. Свежий пример - проект "Рейтинг "Упоминаемость российских сетевых СМИ в российских источниках" - количественный и качественный анализ информационного поля, фиксирующий степень влиятельности того или иного онлайнового СМИ". Лихо завернули. Публикуется этот новоиспеченный в недрах Фонда эффективной политики рейтинг на фэповском сайте "СМИ.Ру". Нужно ли говорить, что ведущие места в нем изначально зарезервированы за фэповскими же ресурсами?
Идея, конечно, хорошая. Но если ресурс "Страна.Ру" неизменно будет занимать первое место в этом топ-листе только потому, что на него раз двести ссылались информагентства типа "ЯмалИнформ" или "Время томское", то о какой политической влиятельности можно говорить? Скорее наоборот: речь стоит вести о полной политической никчемности такого интернет-СМИ. Если так не считают составители данного рейтинга из ФЭПа, подкладывающие таким образом виртуальную свинью своему шефу - флаг им в руки, как говорится.
Есть ли повод для оптимизма?
А вот как "проблему влиятельности" решали в прошлом году интернет-издатели, поддержкой которых в основном заняты коллективы профессиональных сетевых журналистов
Агентство "РосБизнесКонсалтинг" решило акционироваться и выйти со своими акциями на биржу. Это, кстати, распространенная уже практика для западных СМИ, но ни одному российскому изданию подобного сделать еще не удавалось, хотя стоимость брендов, к примеру, "Комсомольской правды" или "Известий" составляет десятки миллионов долларов. Для Лондонской биржи - мелочь, а для РТС - вполне сгодится такая капитализация. Если в "РБК" найдутся квалифицированные специалисты, способные вбросить акции холдинга на биржевые торги, то влиятельность данного интернет-ресурса, специализирующегося на деловой информации, вполне может сравниться с влиятельностью "Коммерсанта" или "Ведомостей". В любом случае, пиаровский ход - замечательный.
Тесно стало в Сети и скандально известному сайту "Агентства федеральных расследований". Совместно с "Rеn-ТВ" владельцы этого ресурса уже запустили еженедельную телепрограмму "Черный ящик". Это своеобразная телеверсия данного Интернет-издания. Заметим, случай беспрецедентный для Рунета. А с нового года журналистский коллектив планирует начать выпуск офлайнового журнала "Компромат", где будут публиковаться журналистские расследования, посвященные деятельности тех или иных видных фигур нашей политики и бизнеса.
"Создавая систему сообщающихся сосудов "сайт - телепрограмма - журнал", - говорит главный редактор FLB Сергей Соколов, - нам хочется не просто расширить аудиторию нашего интернет-издания, которое в сегодняшнем его виде предназначено для избранной публики и элитарного чтения (к примеру многие начальники служб безопасности крупных банков и коммерческих стуктур в Москве начинают свое утро с чтения именно FLB, мы это знаем точно), но и повысить действенность публикаций. Только с помощью Интернета это пока невозможно, поскольку к эксклюзивной информации, появляющейся в Сети, благодаря активных стараниям некоторых "умельцев" многие относятся с недоверием и даже иронией. Вот теперь те, кто не меет возможности прочитать наши материалы на экране компьютера, посмотрят телесюжеты, сделанные на их основе",
Интересен и прошлогодний опыт использования онлайновыми СМИ для повышения своей влиятельности старых офлайновых брендов. Особенно в этом, на наш взгляд, преуспел журналистский коллектив, поддерживающий сайт "Правда.Ру". По посещаемости сегодня этот интернет-ресурс за счет зарубежных пользователей вполне может конкурировать с российскими поисковиками Rambler и Yandex, что является загадкой для представителей доморощенной "нет-элиты". А разгадка проста: многие "западники" до сих пор знают о существовании только одной русской газеты, а следовательно, и доверяют безоглядно ее виртуальному прототипу. В этом, собственно, и весь секрет.
В середине прошлого года в Сети появился другой старый офлайновый бренд - "Ленинградская правда". Сегодня сетевая "Ленправда" - неотъемлемый атрибут политической жизни Петербурга, ее активно читают и в Смольном, и в полпредстве, и в Кремле. Достаточно сказать, что в дайджестах, которые ежедневно составляет ФАПСИ для администрации президента РФ, упоминания о "Ленправде" встречаются гораздо чаще, чем упоминания о "Санкт-Петербургских ведомостях" - газете, издающейся на берегах Невы многотысячными тиражами.
Словом, что касается политической влиятельности, то не все еще потеряно для Рунета. И, возможно, скоро наступит тот день, когда старая русская поговорка будет звучать по-новому: "Что написано компом, не вырубишь топором! "
"