"Когда белые и бородатые испанские колонизаторы прибыли завоевывать Южную Америку, индейцы очень испугались, приняв пришельцев за древних богов. Но после того, как один из пришельцев получил стрелу в глаз и свалился мертвым с коня, краснокожие поняли, что это пусть и лучше вооруженные, но все же обычные люди, которых можно убивать. Расстрел средь бела дня исполняющего обязанности генерального директора оборонного концерна «Алмаз-Антей» Игоря Климова доказал возможность убийства и представителя команды «питерских чекистов».
Средства массовой информации и просто «осведомленные лица», как обычно, выбросили в пространство добрую дюжину самых нелепых версий, вплоть до убийства из ревности на почве «голубой» любви. Однако не прошло и трех дней, как безбрежный плюрализм комментариев сменился едва ли не тотальной монополией. Почти все газеты и телеканалы вдруг в унисон заговорили о том, что убийство Климова и одновременная ликвидация коммерческого директора ОАО «РАТЕП» Сергея Щитко стали следствием чисто внутренних разборок в концерне.
В целом такая версия выглядит достаточно убедительно и вполне имеет право на существование. Ведь, формально являясь единым, прославленный своими зенитными ракетами концерн реально представляет собой достаточно рыхлую конфедерацию из 46 (!) отдельных фирм самых разных форм собственности.
Игорь Климов, с добрыми намерениями
Среди них есть как открытые, так и закрытые акционерные общества, и государственные унитарные предприятия, причем последние, в свою очередь, делятся на федеральные и завязанные на местные администрации.
Само собой, руководители этой невообразимо пестрой команды зачастую имели совершенно противоположные интересы. Более того, внутри ряда входящих в концерн АО предприятий, включая «РАТЕП», к моменту убийства продолжались конфликты акционеров. Складывалось впечатление, что прекратить склоки внутри честной компании должен был кто-то типа великого организатора советской оборонки Лаврентия Павловича Берии. А поскольку никого такого масштаба не оказалось, за год с лишним существования «Антея» руководство концерна так и не смогло поставить под контроль финансовые потоки его частей. Климов явно собирался положить конец раздорам, это вызвало недовольство многих любителей половить рыбку в мутной воде. Уволив директора завода «Авангард» Брюханова, Климов дал понять, что не остановится на достигнутом.
Вскоре обострилась ситуация на государственном предприятии «Факел», на том же «РАТЕПе», и в научно-исследовательском институте радиоприборостроения (НИИРП). В письме депутату Государственной Думы Владимиру Лысенко Климов заявил, что директор НИИРП Игнатенко незаконно продал часть имущества своей конторы, включая основные фонды. При этом, лишившись зданий и оборудования на 3229,6 млн рублей, Институт получил совершенно ничтожную сумму в 86,1 млн «деревянных».
Начатое главой «Антея» разбирательство, а также инициированное им требование, наконец, решить вопрос с исчезновением бывшего замдиректора концерна по экономической деятельности Михаила Воробьева, могло вывести на куда более крупные фигуры, кормящиеся вокруг российского военного экспорта. Какие деньги там «пилились» и «осваивались», можно предположить, зная, что вместе с Воробьевым исчезло как минимум 16 млн. долларов, выделенных на обслуживание поставленных Греции зенитных ракет. Понятно, что передавать контроль за такими бабками человеку со стороны, пусть даже и имеющему весьма волосатую лапу в верхах, было очень даже жалко. Что же касается Щитко, то его гибель, по имеющимся данным, могла быть обусловлена разрывом с прежними партнерами и переходом на сторону Климова.
С другой стороны, убийство ставленника замглавы президентской администрации Виктора Иванова представляется слишком дерзким преступлением для каких-то региональных махинаторов. Теперь и прокуратура, и Лубянка землю рыть будут, чтобы достойно покарать организаторов столь наглого преступления. Непонятно, что, собственно, заказчики выигрывают, кроме некоторой отсрочки. Если Кремль действительно решил довести формирование «Антея» до конца, то новый ставленник президентской команды все равно будет проводить ту же политику.
Однако если предположить, что команда эта не едина и что у того же Виктора Иванова просто больше нет под рукой подходящей кандидатуры на пост генерального, ситуация приобретает качественно иной характер и может стать прелюдией к весьма свирепой внутрикремлевской разборке. Ведь противоречия между различными группировками «питерских чекистов» - вещь вполне реальная. Например, говорили, что руководители основного экспортера российского оружия, холдинга «Рособоронпромэкспорт» Андрей Бельянинов и Сергей Чемезов весьма недовольны выбитым для «Антея» разрешением на военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Соглашение фактически подрывало их почти что монопольное право на экспорт оружия и боевой техники, а финансовые потери при этом должны были превысить миллиард долларов. В такой ситуации убийство Климова вполне может расцениваться как прелюдия к назначению на его место своего человека, который не захочет подрывать с таким трудом добытую монополию продвинувших его благодетелей.
Даже если на месте Климова вдруг окажется нейтральный менеджер, то, зная, откуда дует ветер, он все равно десять раз подумает, прежде чем связываться с такими конкурентами. Когда на кону стоит миллиард баксов, а след киллеров ведет за красные кремлевские стены, жизнь какого-то наемного менеджера не стоит и дохлой мухи.
Впрочем, не дороже она стоит, если заказ поступил из-за рубежа, что также более чем вероятно. Кроме «Рособоронпромэкспорта» в неприятностях для Климова могла быть заинтересована и оттертая от руководства «Антеем» команда неоднократно обвиняемого в работе на ближневосточных соплеменников вице-премьера Ильи Клебанова. Некогда клебановцы пытались организовать объединение входящих в концерн фирм на базе близкого к шефу холдинга «Оборонительные системы», но потерпели неудачу. А это серьезно повредило незримо стоящим за спиной Ильи Иосифовича израильским оборонщикам, которым теперь стало куда труднее пользоваться российскими изобретениями. Да и выход «Антея» на ранее контролируемые Тель-Авивом оружейные рынки не сулил израильскому бизнесу ничего хорошего.
Наконец, и «молодые реформаторы», все последние годы планомерно громящие российский ВПК в угоду своим американским хозяевам, также могли быть крайне недовольны консолидацией оборонных структур под руководством более ориентирующихся на Европу лубянских кадров.
Само собой, все вышеописанное не более чем гипотезы. Вполне возможно, что Климова и Щитко на самом деле убили по приказу какого-нибудь провинциального братка Васи Запупырина, не желающего терять откат с одной-двух входящих в «Антей» фирм. Но для хозяина Кремля это, пожалуй, еще хуже. Ведь в таком случае получается, что посягнувший на его человека «Вася» откровенно плюет на кремлевскую крышу и нисколечко ее не боится."