"Французская компания TotalFinaElf собирается судиться с Россией: она не согласна с полученным от налоговиков требованием уплатить $48,5 млн за работу на Харьягинском месторождении. Долг образовался потому, что власти Ненецкого округа никак не согласны утверждать французам смету затрат, считая ее завышенной почти вдвое. АО "ТотальФинаЭльф Разведка, Разработка Россия" (принадлежит TotalFinaElf) является оператором проекта разработки в течение 33 лет Харьягинского месторождения, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. Соглашение о разделе продукции Харьягинского проекта было заключено в 1995 г. TotalFinaElf принадлежало 50% в Харьягинском проекте, норвежской Norsk Hydro - 40% , Ненецкой нефтяной компании - 10% , в декабре 2002 г. TotalFinaElf и Norsk Hydro оформили передачу "ЛУКОЙЛу" по 10% акций.
Как сообщила "Ведомостям" начальник управления налоговой политики Министерства по налогам и сборам Татьяна Карасева, 16 июня УМНС по Ненецкому автономному округу (НАО) выставило компании "ТотальФинаЭльф Разведка, Разработка Россия" требование перечислить в бюджет недоплаченные суммы по налогу на прибыль и эквиваленту прибыльной доли государства в проекте. Она отказалась сообщить величину требуемой суммы, но сотрудник Минэкономразвития назвал ее - $48,5 млн. Это стоимостной эквивалент госдоли прибыльной продукции ($32,7 млн) , налог на прибыль ($12,6 млн) , штрафы и пени ($3,2 млн). О том, что налоговые органы требуют от "ТотальФинаЭльф" "около $50 млн", "Ведомостям" сказали в аппарате правительства и в администрации НАО. По словам Карасевой, если компания в течение 10 дней не перечислит средства в бюджет, налоговики получат право арестовать ее счета и списать требуемую сумму в безакцептном порядке.
"Компания в 2001 - 2002 гг. работала без утвержденных государством смет расходов и отчетов об их исполнении, - объясняет Карасева. - У государства пока нет оснований для возмещения затрат инвестора. Мы вынуждены признать всю выручку компании прибылью и требовать уплаты налога на прибыль и прибыльной доли государства". По словам и. о. первого замруководителя администрации НАО Татьяны Шляковой, оператор проекта предлагает государству утвердить "необоснованные" затраты. По данным пресс-службы администрации НАО, это $145,7 млн за 2001 г. и $195,4 млн за 2002 г. А из отчетов "ТотальФинаЭльф" следует, что стоимость бурения скважин ($6 млн за штуку) превышает российские показатели в четыре раза, а себестоимость нефти ($65 за тонну) - втрое, говорят в пресс-службе НАО. Аналитик "НИКойла" Эркин Нусуров согласен с тем, что "цифры выглядят нереальными". По информации пресс-службы, администрация НАО утвердит смету Харьягинского проекта за 2002 г. и отчет о ее выполнении, только если расходы будут снижены до $112 млн.
"Мы неоднократно предупреждали "ТотальФинаЭльф", - отмечает Карасева. - Им надо было или заплатить налоги, или остановить работу [до утверждения всех документов]". В "ТотальФинаЭльф" категорически отказываются обсуждать конфликт с властями НАО и МНС. "Мы эту тему не комментируем", - говорит замгендиректора российского подразделения TotalFinaElf Сергей Мингареев. А по словам представителя аппарата правительства, французская компания уже уведомила правительство о намерении подать иск к Российской Федерации в Стокгольмский арбитражный суд. В соглашении по Харьягинскому проекту именно этот суд выбран для разрешения споров между инвестором и государством. Видевшая уведомление Карасева говорит, что в нем сказано о намерении "ТотальФинаЭльф" доказать обоснованность своих расходов на месторождении.
Вице-президент российского подразделения компании Royal Dutch/Shell (ей принадлежит 55% в консорциуме Sakhalin Energy - операторе проекта СРП "Сахалин-2") Олег Румянцев одобряет намерение своих коллег судиться - "в правовом государстве это лучший способ решать вопросы". По его словам, Sakhalin Energy месяц назад получила требование УМНС по Сахалинской области о выплате $30 млн задолженности по роялти, образовавшейся в конце 1990-х гг. "Мы подали иск в Сахалинский арбитражный суд, и до того как будет вынесен вердикт, списание средств невозможно", - пояснил другой представитель Royal Dutch/Shell."