Толмачево по–прежнему остается базовым аэропортом для «Сибири». Об этом сообщил на пресс–конференции в московском аэропорту Домодедово гендиректор авиакомпании Владислав Филев.
Пресс–конференция была посвящена годовщине московской передислокации
«Сибири» из Внуково в Домодедово. 15 мая минувшего года авиакомпания
«Сибирь» полностью перебазировалась из морально и технически устаревшего аэропорта Внуково в полностью реконструированный аэропорт Домодедово,
соответствующий самым высоким требованиям к аэропортам международного класса.
На пресс–конференции выяснилось, что стороны вполне довольны друг другом: им удалось достигнуть поставленных целей и выполнить взаимные обязательства. Гендиректор аэропорта Домодедово Сергей Рудаков сообщил, что соглашение с новосибирцами заставило его предприятие увеличить объемы инвестиций и ускорить темпы реконструкции. Затраты инвесторов окупились сторицей: приход «Сибири» обеспечил аэропорту увеличение пассажиропотока почти на треть.
«Сибирь» также не осталась в проигрыше. Разработав совместно с аэропортом удобное расписание полетов и предоставив качественный сервис, авиакомпания получила существенный приток пассажиров. По итогам года
«Сибирь» заняла первое место среди российских авиаперевозчиков на внутренних воздушных линиях и второе — по общему пассажиропотоку. Не менее амбициозные планы авиакомпания строит и на этот год. Если в минувшем году
«Сибирь» перевезла 2,7 миллиона пассажиров, то в текущем планирует 3,2 миллиона.
Успешное закрепление авиакомпании на федеральном уровне породило слухи, что Толмачево из базового аэропорта становится всего лишь одним из филиалов
«Сибири». Владислав Филев опроверг эти слухи, сообщив, что у него нет предложений к совету директоров об изменении юридического адреса.
По словам первого заместителя гендиректора авиакомпании Александра Виндермута, именно в Новосибирске сконцентрированы производственные мощности компании, которые будут расширяться по мере увеличения парка воздушных судов. Планируется строительство новейших ангаров, соответствующих международным требованиям, и развитие технического сервиса по обслуживанию самолетов отечественного и зарубежного производства. «Все это будет осуществляться в аэропорту Толмачево, потому что центр технического обслуживания расположен в спокойном месте с нормальной рабочей силой, более или менее дешевой, адекватной рынку. Поэтому в Москве авиакомпания
«Сибирь» не будет строить свои мощные базы», — заявил на пресс–конференции Александр Виндермут.
В то же время взаимоотношения «Сибири» с «родным» аэропортом, мягко говоря, безоблачными не назовешь. У партнеров периодически возникают финансовые претензии друг к другу. Последние разбирательства дали основание конкурентам «Сибири» обвинить ее в преднамеренном банкротстве аэропорта. Владислав Филев опроверг эти обвинения,
заявив, что у авиакомпании нет намерения банкротить аэропорт, поскольку оба предприятия сильно зависят друг от друга, «как два сиамских близнеца».
Сегодняшее положение аэропорта г–н Филев охарактеризовал как сложное. «В результате ... действительно неэффективного управления из аэропорта были выведены части хозяйственного комплекса, такие как заправочный комплекс, служба бортпитания, служба грузовых перевозок. И фактически аэропорт Толмачево сегодня представляет
собой госимущество, не подлежащее приватизации, — это полоса, средства посадки, рулежки и, прошу прощения, два туалета. Ну а как иначе назвать два терминала, которые есть у Новосибирска? Они не достойны одного из самых крупных авиационных узлов России», — заявил на пресс–конференции Владислав Филев.
Исправлять ситуацию в новосибирском аэропорту теперь предстоит новому руководству. В минувший четверг акционеры аэропорта (контрольный пакет принадлежит государству) со второй попытки избрали нового гендиректора Толмачево. Им стал Андрей Лобкин, ранее возглавлявший Южно–Сахалинский аэропорт. Главным претендентом на это кресло выступал первый заместитель гендиректора «Сибири» Александр Виндермут. Его кандидатуру поддержал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. По словам вице–губернатора Дмитрия Верховода, Александр Виндермут объективно был лучшим кандидатом на пост гендиректора Толмачево, но федеральные министерства почему–то решили по–другому. Владислав Филев также возлагал надежды, что в случае избрания своего первого зама взаимодействие аэропорта и авиакомпании
как базовых партнеров улучшится. К тому же «Сибирь» уже давно строит планы
по дальнейшему развитию главных воздушных ворот Новосибирска.
Удастся ли теперь партнерам найти точки соприкосновения — покажет время.
Толмачёво: урок политэкономии
Закончился очередной, надо думать — промежуточный, этап борьбы двух бизнес–групп за аэропорт Толмачево. 5 июня произошло решающее сражение с участием государственных чиновников, депутатов Госдумы и коммерсантов, которое на ближайшие три года должно поубавить пыл войны. Но прекратилась ли она?
Соломоново решение: ни нашим, ни вашим
Случилось странное: акционеры новосибирского аэропорта Толмачево на ближайшие три года избрали гендиректором Андрея Лобкина, который возглавлял федеральное предприятие
«Аэропорт Южно–Сахалинск». Его кандидатура была предложена Минтрансом,
и вроде бы нет ничего удивительного, что ее поддержало Минимущества, которое
владеет 68 процентами голосующих акций аэропорта. Однако это решение поразило всех, кто знает, какие страсти кипят вокруг Толмачево. Лишь один штрих: на собрание акционеров прибыли вице–спикер
Госдумы Владимир Жириновский и депутат Госдумы Галина Стрельченко, что придало заурядной, в общем–то, процедуре неожиданную публичность. Впрочем, о роли народных избранников чуть позже, а пока напомним читателям о раскладе сил.
На пятый по величине пассажиропотока аэропорт в России претендуют две бизнес–группы. Это авиакомпания
«Сибирь», которая выдвигала на пост гендиректора своего человека, причем его кандидатура была согласована с администрацией Новосибирской области. Однако ни авиакомпания, ни администрация не являются акционерами Толмачево. В этом смысле предпочтитель-нее выглядели шансы конкурента «Сибири»
— московской группы «Промышленное развитие»: у последней 31,5 процента голосующих акций. Что, впрочем, значительно меньше контрольного пакета.
Поэтому предложенные «Промразвитием» кандидатуры при неблагоприятном отношении государства тоже оказывались непроходными.
Собственно, 5 июня мы наблюдали последнюю фазу сражения за аэропорт. До этого шли подковерные игры, во время которых каждая из сторон пыталась склонить чашу весов на свою сторону в Москве. Какие доводы предъявлялись конкурентами в Минимуществе, которое, напомним, владеет контрольным пакетом, мы не знаем. Однако эхом этой войны являются взаимные обвинения конкурирующих сторон. В частности, руководители
«Промразвития» говорят, что административное управление аэропортом нужно «Сибири», чтобы обанкротить Толмачево, предъявив иск на 208 млн рублей. И тем самым сделать предприятие карманным, вытеснив москвичей. Со своей стороны, менеджмент авиакомпании утверждает, что подобные планы существуют как раз у «Промразвития», которое хочет выкупить акции у государства и подчинить аэропорт исключительно себе. Администрация области, хотя и не является активным игроком на этом поле, не хотела бы видеть здесь варягов, так как это уменьшит доходы от Толмачево в местную казну.
Однако события последних дней показали,
что у Минимущества нет явных предпочтений. Административный ресурс аэропорта отдан в распоряжение постороннего человека. Впрочем, прогнозировать прекращение войны было бы наивным. Ведь речь идет не только об имеющихся хранилищах горючего, сложной и дорогостоящей инфраструктуре аэродромного хозяйства, огромном количестве коммерческих точек, но и о возможном статусе Толмачево как международного аэропорта. А значит, новые битвы впереди.
Народные ходоки
В связи с этим довольно любопытны роль и место наших народных избранников. Что заставляет депутатов Госдумы достаточно энергично лоббировать интересы той или иной стороны конфликта? То, что между процедурами законотворчества парламентарии занимаются обслуживанием притязаний коммерческих и промышленных групп, частного капитала, ни для кого уже не секрет. Однако именно на июньском собрании это проявилось особенно внятно. Галина Стрельченко, выступавшая
на стороне «Сибири» и администрации области, публично обвинила чиновника Минимущества Михаила Бородина в нарушении инструкции министерства, где представителю государства предписывалось голосовать против всех кандидатов на пост гендиректора. В ответ Бородин достаточно прозрачно намекнул на то, что Стрельченко зарабатывает средства на свою предвыборную кампанию. Досталось от блюстителя госдумовской морали и вице–спикеру упомянутого органа власти Владимиру Жириновскому. Стрельченко заявила, что Жириновский прилетел в Новосибирск чартерным рейсом
«Промразвития», что, впрочем, было опровергнуто московскими бизнесменами. Между тем, именно они встречали лидера ЛДПР и в зале во время голосования находились рядом.
В отличие от своей коллеги Владимир Вольфович сыграл достаточно скромную роль на собрании. По словам московских бизнесменов, он был своего рода
«смотрящим», который собственным авторитетом и потенциальной склонностью
к аффектации предупредил бы любое скандальное развитие событий. Однако Жириновский не был бы Жириновским, если бы не превратил свой странный и сомнительный по целям визит в маленькое политическое шоу. Правда, происходило это уже не на выборах, а во время празднования 300–летия города Оби. Смысл выступления Владимира Вольфовича перед народом был традиционным. Сам он и его ЛДПР — все в белом, а остальные политические партии — понимаете в чем... Особенно умилила финальная точка встречи с электоратом. Раздача подарков и... денег. Жириновский в очередной раз доказал, что политик может успешно сочетать приятное с полезным. "
12.06.2003
Юрий Голиков, Валентин Сидоров Новости в Новосибирске