Ровно столько отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на прошлой неделе привезли к нам из Болгарии. Это стало возможно после того, как в начале года Минатому РФ удалось окончательно сломить сопротивление общественности и увлечь депутатов Госдумы идеей принять 20 тыс. тонн ОЯТ за 20 млрд долларов. Депутаты увлеклись и утвердили законодательные поправки, позволяющие ввозить в страну иностранное ОЯТ...
"Как предсказывали скептики, перспективы открылись не столь радужные. Ввозить в Россию ОЯТ отказались и в Германии, и в Финляндии. США потребовали каких-то гарантий безопасности... Эти страны не устроили наша финансовая непрозрачность и непредсказуемость. Они пожелали экологических экспертиз и точно рассчитанных проектов. А это нам чуждо. Другое дело - Болгария. Там, совсем как у нас, появилась некая офшорная фирма-посредник, торгующая болгарской электроэнергией в Европе, и согласилась платить нам за ОЯТ. И сразу повеяло чем-то родным. В России, особенно на нефтяном рынке, таких посредников - пруд пруди. Так две страны, совершенно непрозрачные и малопредсказуемые, нашли друг друга и заключили "выгодную" сделку. По всем законам коррумпированных систем, эта сделка, похоже, принесет радость только российско-болгарскому чиновничеству.
Об эшелоне с болгарским отработанным топливом мы сообщили, когда он был еще на подходе ("Новая газета" № 81). Нас особо интересовали схемы финансирования этого предприятия. Беспокоило и то обстоятельство, что вместе с ОЯТ в Россию ввезли радиоактивные технические элементы реактора АЭС, которые ни под каким видом не могут пересечь нашу границу даже по новому, "дополненному", законодательству.
Теперь в распоряжении редакции есть документы, позволяющие утверждать, что цена нашей с вами безопасности - 24 млн 800 тыс. долларов. Именно столько обещали заплатить России за ввоз болгарского ОЯТ. На такую сумму российские чиновники готовы заключать сомнительные контракты, не обращая внимания на отсутствие гарантий и нарушение экологических и законодательных норм. А значит, эти деньги хотя бы отчасти попадут в карманы все тех же чиновников, поскольку даром подобного рода услуги обычно не оказывают.
"Обращаю Ваше внимание на очевидные нарушения российского законодательства, вытекающие из контракта (...). Вместе с ОЯТ предполагается ввоз радиоактивных отходов (СП СУЗ и СВП) (технических элементов реактора. - Прим. ред.). ОАО "Техснабэкспорт" (внешнеэкономический "агент" Минатома РФ. - Прим. ред.) принимает на себя обязательства и ответственность за обеспечение безопасности и физической защиты груза без наличия соответствующей лицензии Госатомнадзора России. К настоящему времени не выполнены требования вступивших в силу федеральных законов РФ (...) в отношении обязательного проведения государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз проекта, предусматривающего ввоз ОЯТ из Болгарии в Россию..."
Это цитата из письма Госатомнадзора РФ в Государственный таможенный комитет, которое, впрочем, никак не отразилось на судьбе эшелона (таможне досталось всего 24 тыс. долларов, хотя в бюджет можно было забрать значительно больше). Не остановило его и то, что почти месяц назад Госатомнадзор запретил горно-химическому комбинату в Железногорске (Красноярский край), куда на прошлой неделе доставили ОЯТ, действовать по болгарскому контракту. Проще говоря, отработанное ядерное топливо привезли в Россию на авось, и его будущее здесь далеко не однозначно. В России пока нет завода для переработки ОЯТ этого типа. Он может появиться только спустя 20 лет. И парадокс в том, что все это время 40 тонн ОЯТ придется где-то хранить, хотя на его цене, по словам специалистов, это никак не сказалось... Впрочем, под большим правительственным и депутатским давлением Госатомнадзор все же был вынужден узаконить сделку.
Что же представляет собой схема финансирования проекта, которая в глазах чиновников искупает все возможные риски? Как мы уже сообщали, деньги за ОЯТ - те самые 24 млн 800 тыс. долл. - должны пройти неисповедимыми путями. Напомним, злополучный контракт был заключен между внешнеэкономическим агентом Минатома РФ "Техснабэкспортом" и болгарской атомной электростанцией в г. Козлодуй. А оплачивать его станет почему-то некая офшорная фирма Energy Invest & Trade Corporation, зарегистрированная на британских Вирджинских островах с офисом в г. Вадуц (Лихтенштейн).
Ни в самом контракте, ни в приложении, которое содержит реквизиты офшора, нам так и не удалось обнаружить подписи хотя бы одного лица из этой таинственной, но платежеспособной структуры (может, чиновники Минатома нам помогут?). Впрочем, ее платежеспособность гарантирует лишь поставщик ОЯТ - болгарская атомная станция в Козлодуе. И не просто гарантирует, а берет на себя обязательства заплатить, если случится непредвиденное.
Мы, безусловно, верим в честность болгарских атомщиков. Но справедливости ради нужно заметить, что 20 млн долл. у них нет и никогда не было, - болгарские АЭС не богаче наших. Так откуда возьмутся эти деньги?
Если верить первому дополнению к контракту, России будут платить "за счет продажи электроэнергии, производимой АЭС "Козлодуй" третьим странам". Дело в том, что цены на электричество в самой Болгарии ниже, чем в Европе. И посредник, у которого будут соответствующие полномочия, сможет обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. Судя по всему, таким энергичным посредником как раз и стала офшорная фирма Energy Invest & Trade Corporation. Нам пока непонятно, кто в Болгарии стоит за этой организацией, но мы непременно свяжемся с болгарскими средствами массовой информации и предложим им провести совместное расследование.
Однако, по вполне понятной причине, нас больше интересуют российские беды. А они не только в отсутствии экологических экспертиз и гарантий безопасности, не в том, что к нам фактически "контрабандой" доставили радиоактивные технические элементы реактора, и даже не в отсутствии серьезных гарантий платежеспособности далекого офшора. Главное, что Россия, к сожалению, пока не может полноправно сотрудничать с прозрачными финансовыми системами, отчего и случаются все прочие типично российские неприятности. "