Он контролировал распределение десятков миллионов долларов
"Во вторник вечером убийца на мотороллере застрелил Альфреда Лернера, директора-распорядителя столичного ГУП «Театрально-культурный центр им. Мейерхольда». Версия заказного убийства - основная у начавшей расследование следственно-оперативной группы. Тем более что Лернер распоряжался десятками миллионов долларов.
Убийца на скутере
Около семи вечера водитель на 'Мерседесе' привез 56-летнего Альфреда Лернера к его дому на Олимпийском проспекте. Лернер вышел и направился к подъезду. В этот момент и появился скутер, управлял которым мужчина в шлеме с тонированным забралом.
Раздалось несколько негромких хлопков. Лернер упал, а мотоциклист, прибавив газу, скрылся.
Все это произошло на глазах соседей и водителя директора центра. Однако никто не смог толком рассмотреть убийцу. Позже, осматривая место убийства, в 20 метрах милиционеры нашли пистолет с глушителем. Нашлось и транспортное средство киллера - свой скутер киллер бросил невдалеке, в соседнем Лаврском переулке. Для розыска киллера была введена в действие специальная операция «Вулкан-5». Но результатов она не принесла.
Как позже установили судмедэксперты, в Лернера попали четыре пули. Все - в голову. Смерть наступила мгновенно.
Менее чем через час появилась информация о новом убийстве. В паре километров от Олимпийского проспекта, на улице Нижняя Масловка у дома 6 был застрелен еще один человек. Более того, по первоначальным данным жертвой стал Валерий Фокин - художественный руководитель того же центра, которым руководил Альфред Лернер. Но позже эта информация не подтвердилась. Выяснилось, что убили приезжего из Азербайджана Фархата Исрафилова. Его застрелили из охотничьего ружья, а преступники скрылись на машине. Наряд полка милиции Северного округа Москвы уже через 15 минут их задержал. Убийцы Исрафилова тоже приезжие из Азербайджана.
Кстати, позже сам Валерий Фокин заявил корреспонденту ГАЗЕТЫ, что жив и здоров, отказавшись, впрочем, комментировать расправу над своим руководителем. 'Пока рано что-либо говорить', - только и сказал он.
Множество проектов
Центр имени Всеволода Мейерхольда основан летом 1991 года по инициативе комиссии по наследию Мейерхольда, а также при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов. Собственный дом, а вернее, даже три, центр получил в прошлом году накануне Театральной олимпиады. Общая площадь Центра им. Мейерхольда составила более 26 тыс. кв. метров офисных и торговых площадей. В состав проекта вошли два новых здания (включая 18-этажную гостиницу) и восстановленное здание дореволюционной постройки. Центр создавался по аналогии с крупнейшими театрально-культурными центрами мира - такими, например, как Центр Помпиду в Париже. Внутри российского центра несколько репетиционных залов, сцена-трансформер, зал, оборудованный по последнему слову театральной техники, стеклянный купол-потолок и множество кафе, баров и магазинчиков, которые призваны окупать некоммерческие проекты гигантского театрального центра.
В театральных кулуарах говорили о финансовом могуществе Лернера. Вместе с тем поговаривали и об опасном всесилии директора Мейерхольдовского центра. На реализацию своих проектов, в том числе и строительство Центра им. Мейерхольда, Лернер не потратил ни копейки государственных денег - его связи позволяли привлечь серьезных инвесторов.
Первым из спонсоров Центра им. Мейерхольда стал Нефтехимбанк. Однако после дефолта 1998 года банк разорился, и строительство было заморожено, а у Центра остались долги перед строителями. Новыми инвесторами стали 'Интеррос' и ОНЭКСИМ-банк. Под их гарантию был получен кредит Европейского банка реконструкции и развития. В дальнейших планах центра было возведение еще одного здания уже напротив основного - его строительство сейчас ведется. Всего на строительство центра было потрачено более 75 млн. долларов.
Как рассказывал в одном из интервью сам Альфред Лернер, строительство Центра им. Мейерхольда было не единственным его проектом. 'Центр выступал заказчиком проекта здания оперной школы Галины Павловны Вишневской. Мы заканчивали строительство культурного центра СТД на углу Страстного бульвара и Большой Дмитровки'. Парк искусств рядом с «Сатириконом», школа-студия Константина Райкина, музей Аркадия Райкина, новое здание театра «Et Сetera» Александра Калягина на Калужской площади, пока находящееся на стадии проектирования, - ко всему этому центр имеет непосредственное отношение.
Подобная активность руководства центра, как, впрочем, и распределение финансов на реализацию различных проектов, заинтересовала следственно-оперативную бригаду, созданную для расследования убийства Альфреда Лернера.
СПРАВКА
Альфред Лернер родился в 1947 году в Оренбурге. Работал журналистом, учителем, директором школы, директором театров в Орске, Новгороде, Тольятти. Был главным редактором отдела гастролей Министерства культуры России. В 1989 году возглавил всероссийское объединение 'Творческие мастерские'. С 1991 года - директор-распорядитель Центра им. Мейерхольда."