Петербург становится радиоактивной помойкой Минатома?
"Сосновый Бор - небольшой городок на берегу Финского залива в 80 километрах от Петербурга. Славный городок с ласкающим слух названием. Правда, известен он стал не из-за красот окрестной северной природы, а совсем по другим причинам. Уже почти 30 лет (с 1973 года) здесь работает Ленинградская атомная электростанция, между прочим, с технической точки зрения - полное подобие Чернобыльской. Наверное, потому после страшных событий 86-го к городку прилепилось другое, не-официальное название - Соснобыль. К несчастью, время от времени это зловещее прозвище подкрепляется вполне конкретными событиями. Так случилось и совсем недавно, когда в Сосновый Бор пришел очередной вагон со "светящимся" грузом...
Вагон-невидимка
16 октября экологи из общественной благотворительной экологической организации "Зеленый мир" едва ли не случайно узнали, что на железнодорожную станцию Калище близ Соснового Бора прибыл вагон с радиоактивными отходами. Быстро организовали туда выезд рабочей группы. Нашли злополучный вагон, вытащили радиометрические приборы и... обомлели. Замеры показали, что вагон "звенит" с интенсивностью 15 тысяч микрорентген в час, что в тысячу (!) раз превышает естественный радиоактивный фон.
Не подумайте, что вагон был каким-то особенным. Обычный товарный вагон без каких-либо специальных знаков, которые позволили бы распознать потенциальную опасность. Внутри - контейнеры (проще сказать, обычные металлические ящики), в них - металлолом. Ничего особенного. Он и стоял-то неподалеку от пассажирской платформы. Кто там его разберет - вагон и вагон.
В сопроводительных документах сказано: "Низкоактивный металлический лом, 10 контейнеров, 20 тонн. Пункт отправления - Удмуртия, Чепецкий механический завод в городе Глазов". Как удалось установить с помощью железнодорожников, это был уже пятый подобный груз за последние месяцы. Всего, как утверждают ребята из "Зеленого мира", по "радиоактивной тропе" на берег Балтики транзитом через северную столицу из Удмуртии уже завезены 160 тонн "светящегося" металла. Зачем? На переработку на спецпредприятии "Экомет-С", расположенном в зоне ЛАЭС, но отношения к атомному гиганту не имеющему и с юридической точки зрения вроде как бы даже не совсем существующему. Впрочем, по порядку.
Твердое - кидать, жидкое - сливать
Как известно, во времена, когда начиналось освоение "мирного атома", о последствиях техногенной революции никто особенно не задумывался. Тогда, в начале 60-х, в обществе царила эйфория, физики и лирики были на подъеме. Дорогу в космос прокладывали первые спутники, героические собачки Белка и Стрелка и первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Что там атомные электростанции? Какие еще радиоактивные отходы? Да если что, мы их на ракетах на Луну или на Марс забросим, тем более что уже следующее поколение советских людей, как планировалось, будет жить при коммунизме, то есть без проблем.
Но с коммунизмом погорячились. Как и с радиоактивными отходами. Возить их на Луну затруднительно как с технической, так и с экономической точки зрения. А на земле их скопилось уже немало. Одних только металлических радиоактивных отходов (МРО), не говоря о жидких, в России скопилось около 600 тысяч тонн. (Не путать с отработанным ядерным топливом - ОЯТ, это разные вещи.) МРО - это отходы, возникающие как при производстве ядерного оружия, так и в связи с демонтажом выработавших свой ресурс энергоблоков и другого оборудования ядерной промышленности.
АЭС или другое реакторное хозяйство решали эти проблемы по-тихому, захоранивая вредные штуковины на месте. На практике это выглядело прозаически и для советского человека привычно: что-то твердое могли попросту выкидывать в ближайших окрестностях, что-то жидкое сливать в канаву. Военные вообще с этим особо не церемонились: тайги, тундры и океана вокруг их засекреченных ядерных установок всегда хватало.
Но время шло, отходов становилось все больше, временные хранилища уже были забиты под завязку. А тут еще подошла эпоха гласности, и у нас выросла зловредная популяция экологов, которые бередят общественность страшилками об экологических катастрофах. (Которые, к несчастью, часто материализуются.) Словом, проблема радиоактивных отходов требовала решения.
Решать ее, как и прежде, стали на местах. На ЛАЭС, например, существует спецкомбинат "Радон", который как раз озабочен этими проблемами. В 1997 году на нем была пущена опытно-промышленная установка "Экомет-С" для переработки радиоактивного металла. За четыре последних года там было переработано три тысячи тонн металлических радиоактивных отходов с ЛАЭС. Но это только присказка, сказка - впереди.
Нержавеющая головоломка
6 марта 2001 года на территории хранилища радиоактивных отходов ЛАЭС был открыт специальный завод "Экомет-С" по переплавке радиоактивных металлов. Проектная мощность завода - до пяти тысяч тонн переработанного металла в год. Предполагают проводить глубокую дезактивацию поступающих к ним отходов, переплавлять их по особой технологии и пускать в промышленный оборот.
По словам руководства завода, польза от него очевидна. Как говорит заместитель генерального директора Владимир Бунтушкин, завод позволит спасти от неминуемого захоронения тысячи тонн ценных цветных металлов: титана, меди, нержавеющей стали. При этом, по словам заместителя по радиационной безопасности Александра Трошева, "количественная оценка уровня потенциальной экологической опасности равна нулю", поскольку "ни в атмосферу, ни в водоемы, ни в почву ничего не попадает" и "за пределы территории площадки даже крохотной доли радиоактивной грязи не выходит".
Однако экологи, несмотря на столь оптимистичные заявления, оценивают ситуацию довольно скептически. Они начали беспокоиться еще до открытия завода. Ведь в соответствии с законом об использовании атомной энергии от 1997 года граждане и общественные организации имеют право участвовать в "обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения". По закону органы государственной власти даже обязаны проводить такие обсуждения. Но делают это, мягко говоря, неохотно. Как и в случае с "Экометом". Мало того, это предприятие было построено даже без необходимого заключения Государственной экологической экспертизы.
Экологи из "Зеленого мира" не раз обращались по этому поводу в прокуратуру. В августе природоохранная прокуратура Ленинградской области прислала им ответ, где сказано буквально следующее:
"По данным Сосновоборского отдела Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, с 1 июля 2001 года на ЗАО "Экомет-С" прекращены все работы с металлическими радиоактивными отходами. Предприятием направлены все необходимые материалы на экологическую экспертизу в конце 2000 года. Поскольку требуемое заключение по проекту до настоящего времени отсутствует, ЗАО "Экомет-С" представило необходимую документацию на экологический аудит. По результатам проведенной на предприятии проверки Сосновоборским отделом ДПР СЗР выданы предписания об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства, срок исполнения которых истекает 1 января 2002 года".
Обратите внимание. Во-первых, нарушения законодательства все же выявлены. Во-вторых, заключения экологической экспертизы на проект завода до сих пор нет, хотя он уже построен и начал работать. Наконец главное - на заводе "прекращены все работы".
Но тогда чем же там занимаются, если работы прекращены, а вагоны с радиоактивными отходами регулярно приходят? Последний такой случай (перед 16 октября), по данным отдела природопользования и экологической безопасности администрации города Сосновый Бор, был зафиксирован 25 сентября.
Головоломку "Экомета" пытались разгадать и депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. Но безрезультатно. 9 октября депутаты решили обратиться к прокурору Ленобласти Юрию Прокофьеву. По мнению депутатов, ЗАО "Экомет-С" на территории ЛАЭС не имеет не только положительного заключения экологической экспертизы, но и ряда других необходимых документов. Областные парламентарии просят прокуратуру провести проверку законности деятельности ЗАО "Экомет-С".
Светлый путь
Что же это за таинственный полуподпольный завод, который существует, несмотря на отсутствие необходимой документации, и, по словам прокуратуры, прекратил все работы, но в то же время продолжает регулярно получать вагоны с радиоактивным грузом, явно не для коллекционных целей?
"Экомет-С" - предприятие частное. Точнее, акционерное общество закрытого типа, зарегистрировано в мае 1994 года. По состоянию на май 2001-го с учетом изменений и дополнений акционерами АОЗТ являются Газпромбанк, ЗАО "Сигма-Газ", ЗАО "Дельфин", ООО "Новфинтех" и некий господин Алексей Нестер.
Что касается "Дельфина", предполагают, что за ним скрываются руководители ЛАЭС и приближенные лица. А что касается Газпромбанка, то, по заявлению заместителя председателя банка Валерия Серегина, банк вложил в строительство "Экомета" десять миллионов долларов. Проект, по их мнению, "удачный, рентабельный и позволит окупить затраты в течение двух-четырех лет". Откуда такая уверенность в успешности частного бизнеса, да еще столь необычного, как переработка ядерных отходов?
Секрет прост. Еще в сентябре 1995 года Виктор Черномырдин и возглавляемое им правительство дало АОЗТ "Экомет-С" маленькое, но ответственное поручение: стать исполнителем государственной целевой программы "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов". Программа, как вы заметили, государственная, с некоторыми вытекающими отсюда приятными последствиями: госгарантиями, госфинансами и уверенностью в том, что без работы завод не останется.
Государство об этом не забывает. Совсем недавно стало известно, что первый замминистра Минатома Валентин Иванов издал распоряжение, рекомендующее всем заинтересованным сторонам нашей необъятной родины заключать договоры на переработку металлических радиоактивных отходов с АОЗТ "Экомет-С". Для завода, конечно, радость. А для нас? На деле это означает, что в Сосновый Бор и, естественно, через Петербург потянутся десятки, а то и сотни "светящихся" эшелонов.
Для начала планируют завозить для переработки радиоактивный металл со всего Северо-Запада, в первую очередь из Мурманской области, которая этим добром буквально завалена благодаря базирующейся там флотилии атомных субмарин Северного флота. Повторяю: транспортировать эти "подарки" должны через Петербург...
Петербуржцы помнят, какой шум наделал обнаружившийся в начале мая радиоактивный вагон на железнодорожной станции Автово (чуть ли не в центре города). Вагон, создававший радиационный фон 7 тысяч микрорентген в час, принадлежал Минатому и через Петербург направлялся в подмосковный город Электросталь на завод по производству ядерного топлива. Груз прибыл по морю в Петербургский морской порт, и, как оказалось, был уже не первым, который шел по этой радиоактивной тропе. По сообщению железнодорожников, за полгода через Автово прошли до 10 спецсоставов, насчитывающих от 20 до 40 вагонов с маркировкой: "радиация".
А вспомните наполеоновские планы Минатома по переработке отработанного ядерного топлива, поступающего из-за рубежа. Куда оно будет поступать, куда и как отправляться? Не исключено, что прибывать будет опять-таки по морю, а отправляться по железной дороге. То есть уже привычным для Минатома путем - через северную столицу, которая тогда уже засветится не только в белые ночи. "