"Телефоны МТС в центре Москвы внезапно вышли из строя в пятницу в два часа дня. Ликвидация последствий очередной аварии на коммутаторе заняла остаток рабочего дня. Количество сорванных деловых встреч, переговоров, сделок и прочие неприятности, доставленные москвичам телефонной компанией, подсчитывать никто не будет. Сотовики в очередной раз извинились перед абонентами "за причиненные неудобства".
В пятницу в два часа дня центральный офис МТС на Малой Дмитровке фактически брали штурмом. Разгневанные абоненты "Мобильных ТелеСистем" съехались сюда требовать восстановления нормальной связи. Менеджеры сервисной службы компании с потоком разъяренных клиентов явно не справлялись.
- У меня тоже сеть перегружена, - раздраженно отвечает очередному возмущенному клиенту менеджер Наталья. - Что я-то сделать могу? Никакой информации пока нет, техники уже работают.
- Девушка, я завтра в командировку в Чечню уезжаю, - жалуется майор милиции Александр. - Можно мне хоть как-то с телефоном разобраться? Столько звонков сделать надо!
Оператор сервисной службы за стойкой только разводит руками: "Нет, ждите! Может, к вечеру включат. Роуминг тоже заработать должен, но возможны и сбои".
У окошка приема счетов переминается с ноги на ногу пожилая женщина. Положить деньги на зависшую систему она явно не решается.
- Деньги-то не пропадут? - спрашивает она.
- Вроде не должны, - задумчиво отвечает кассирша. - Но на всякий случай повремените. Приходите вечером, а лучше вообще завтра, тогда уж точно все наладится.
- Коммутатор и служба биллинга (оплаты) никак не связаны друг с другом, поэтому пропажа денег исключена, - сообщила "Известиям" пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева. - Поэтому за оплату счетов можно не беспокоиться. Сложности с дозвоном возникли по причине сбоя программного обеспечения на одном из пятнадцати московских коммутаторов, обслуживающем центр города, производства компании Siemens. Инженеры Siemens и специалисты МТС произвели перезагрузку коммутатора. Однако из-за лавинообразного роста нагрузки на коммутатор абоненты МТС продолжают испытывать сложности с дозвоном. В большинстве других районов столицы и в Московской области сеть МТС обеспечивает устойчивую связь. Мы надеемся, что связь будет постепенно восстановлена у всех наших абонентов, и приносим извинения за причиненные неудобства
Кстати, находчивые операторы абонентской службы посоветовали корреспонденту "Известий" пока вообще не пользоваться мобильным телефоном в центре города, а ради срочных звонков выезжать за пределы Садового кольца - в районы, не затронутые аварией.
Городское управление транспорта и связи вчера не стало комментировать аварию в сотовой сети - в пресс-службе управления "Известиям" сообщили, что все оргвыводы можно будет делать только с санкции высшего руководства мэрии. В прошлый раз такие санкции возымели действие - когда в феврале Юрий Лужков очень жестко высказал сотовикам свое недовольство качеством связи в Москве, на ковер в управление связи были вызваны руководители всех столичных сотовых сетей, пообещавшие исправить недостатки. Начальник управления транспорта и связи Александр Беляев сказал тогда: "К МТС претензии по качеству относятся в меньшей степени, чем к остальным операторам". Возможно, теперь позиция городских властей к своей "любимой" сети будет пересмотрена.
У этого события есть простая рыночная подоплека. Дело в том, что сегодня сеть "упала" у МТС, а завтра это произойдет у другого оператора. Стоит отметить, что примерно год назад очень похожая ситуация случилась в сети "Вымпелкома" ("Би Лайн"). Сейчас столичные операторы после ценовых войн друг с другом начинают приближаться к черте рентабельности. Конечно, говорить о том, что завтра они все обанкротятся, нельзя. Но "бороться" с лавинообразным ростом числа новых клиентов им все труднее. Поэтому проблемы со связью будут возникать - особенно в пятничный летний вечер.
В аналитической компании "Сотовик" "Известиям" рассказали, что абсолютно надежных сетей нет нигде в мире. Теоретически можно построить сеть с многократным запасом мощности, однако она будет стоить слишком больших денег. Абоненты не будут покупать слишком дорогие услуги такой сети. Аналитик "Сотовика" Алексей Бойко считает: "Руководители наших сотовых компаний - хорошие экономисты. Они не заставляют абонентов переплачивать за излишнюю надежность". В Европе тоже бывают подобные сбои, однако там сам рынок более развит и на нем есть как более надежные и "дорогие" операторы, так и "дешевые" и менее качественные.
Единственное, что может помочь российским абонентам, так это появление возможности быстро менять оператора без смены номера телефона. Однако состоятельные бизнесмены и чиновники уже решили эту проблему. Некоторые из них подключены не к российским, а к западным сотовым компаниям. В этом случае телефон сам может выбрать оптимального оператора. Конечно, такому абоненту нужно будет платить за роуминг, но такая категория клиентов может себе это позволить."
31.05.2003
Александр ЛАТКИН, Анатолий ГУСЕВ, Борис УСТЮГОВ Известия