Сергей Дарькин лично одобрил приход крупнейших российских финансово-промышленных групп в Приморье
"После выборов в Приморский край активно ринулся крупный "московский" капитал. Следом за МДМ-группой, установившей контроль над ОАО "Торговый порт Посьет", и группой "Альянс", которая вот-вот может стать полным монополистом на краевом рынке нефтепродуктов, о своих интересах напрямую заявили "Северсталь", "Роснефть" и Новолипецкий металлургический комбинат. На подходе - близкие к "Аэрофлоту" структуры, которые не прочь приобрести 29% акций "Владивостокского морского торгового порта". Действительно ли так Дарькин, как считают в Приморье, расплачивается с бизнесменами за победу на выборах или это осмысленная перспективная стратегия?
Агент большого капитала
В прежние годы вести бизнес в Приморье, не будучи приморцем, было сложно. Экс-губернатор Наздратенко открыто говорил, что его задача - защита краевой экономики от влияния московского капитала. Однажды Наздратенко даже обещал посадить в тюрьму самого крупного иностранного инвестора в Приморье - Эндрю Фокса. Причем Фокс не просто управлял акциями десятков краевых предприятий, но и был почетным консулом Великобритании в России.
Еще интереснее случай с "ВостокТрансФлотом". Четыре года в Приморье шла ожесточенная борьба за право управлять этой судоходной компанией. Кончилось же все просто. Наздратенко обратился к экипажам судов со словами: "Возвращайтесь во Владивосток. Я беру ответственность на себя". Суда вернулись, а "ВостокТрансФлот", не выполнив десятки международных контрактов, оказался на грани банкротства.
Новый приморский губернатор Сергей Дарькин, в отличие от Наздратенко, для московского капитала свой. Причем свой вдвойне. Во-первых, он яркий пример молодых бизнес-волков, которые, приняв путинский лозунг о равноудаленности от власти, сами решили стать властью. Во-вторых, дарькинская компания "Ролиз" все последние годы была своеобразным агентом московского капитала в Приморье.
Особенно же хорошие отношения у нынешнего губернатора сложились с "Интерросом". Во многом именно благодаря стараниям Сергея Дарькина потанинский "Росбанк" (ядро компании "Интеррос") укрепил позиции в Приморье, полностью перехватив финансовые потоки Дальневосточного таможенного управления. Президент "Ролиза" был одним из тех, кто смог убедить Евгения Наздратенко продать "Интерросу" контрольный пакет акций крупного краевого банка - АКБ "Приморье". Впрочем, сам Сергей Дарькин тогда внакладе не остался, спустя несколько месяцев его назначили президентом банка.
Портовый передел
Первой в Приморье пришла группа МДМ. Использовав разногласия внутри совета директоров одного из крупнейших приморских портов - Посьет, МДМ купила 25% его акций. А когда держатель самого большого пакета - Находкинский морской торговый порт - понял бессмысленность борьбы, МДМ удалось докупить еще 24 проц. Теперь Посьет стал одним из ключевых элементов транспортной системы группы МДМ: через порт экспортируются ферросплавы и ферросилиций от "Кузнецких ферросплавов" и уголь, добываемый на "Востсибугле" и в "Читинской угольной компании".
Покупка произошла в мае, за несколько дней до первого тура губернаторских выборов, а сразу после инаугурации Дарькина край стал "меккой" для крупного российского капитала.
В сентябре о своих интересах в Приморье заявило ЗАО "Северстальтранс", дочка "Северстали", которая договорилась с известным американским "спекулянтом" Кеннетом Дартом о покупке 35,2 проц. акций самого крупного российского порта за Уралом - Восточного. С тех пор череповецкие "металлурги" активно скупают акции у трудового коллектива порта. По расчетам приморских аналитиков, "Северстальтранс" уже владеет контрольным пакетом.
Впрочем, экспортировать сталь через Восточный - далеко не лучший вариант для "Северстали". Выгоднее было бы использовать расположенный в 250 километрах от него Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Считается, что это позволило бы "Северстали" при транспортировке экономить 1,5 - 2 долл. на тонне. Отказ "металлургов" от борьбы за порт объясняют тем, что виды на компанию имеют близкие к "Аэрофлоту" структуры. Дело в том, что 20 проц. акций Владивостокского порта находится в собственности государства, а лоббистский потенциал "Северстали" значительно уступает возможностям "Аэрофлота". Более того, структуры, близкие к "Аэрофлоту", первыми вышли на иностранных инвесторов, владеющих 29 проц. акций ВМТП.И сейчас сделка находится в стадии оформления.
Нефтелесной бизнес
Недавно "Роснефть" приобрела 33,4% акций старейшего лесопромышленного предприятия - "Приморсклеспрома". А после неудачных переговоров с его менеджментом продолжила скупку акций у трудового коллектива. В том, что "Роснефть" победит, особых сомнений нет. Наверняка на его стороне выступит государство, которому принадлежит 8 проц. "Приморсклеспрома".
По словам гендиректора "Приморсклеспрома" Виктора Дорошенко, лесная промышленность интересна нефтяникам только как источник получения валютной выручки. Дело в том, что как раз сейчас начинается новая стадия сахалинских нефтяных проектов, и "Роснефти" необходимо ввозить из-за границы крупные партии оборудования. Но для этого необходимо как можно больше валютной выручки: после ужесточения валютного контроля в начале этого года ввоз товаров должен сопровождаться внесением на спецсчет валютного эквивалента сделки.
Но есть и другая версия. "Роснефть" готовится продать все непрофильные активы "Приморсклеспрома" - за 10 лет Дорошенко сделал из предприятия мини-холдинг, который занимался всем, от выращивания норок до промысла рыбы, - и начнет внедрение новых технологий глубокой переработки древесины.
- Сейчас самое лучшее время для инвестиции в лесную промышленность - расширяются рынки сбыта. Раньше клееные щиты и брусы шли только в Японию, а теперь их готовы покупать также Корея, Китай, - сказал заместитель гендиректора лесного холдинга Владимир Стегний.
Две рениональные опоры
Увереннее других в Приморье себя чувствует группа "Альянс", подписавшая недавно генсоглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. Без всяких тендеров "Альянс" стал главным поставщиком топлива для нужд приморского ЖКХ. А президент ОАО "Приморнефтепродукт" (около 60% акций контролирует "Альянс") Владимир Масловский не скрывает, что топливный договор лишь первая фаза сотрудничества. Что будет дальше, понять не сложно. Сейчас в центре интересов "Альянса" лежит розничная торговля нефтепродуктами: "Приморнефтепродукт", который уже владеет каждой второй АЗС в крае, постоянно расширяет свое присутствие.
Не меньше усилий для закрепления в Приморском регионе прикладывает Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Правда, пока его интересует не передел имущества, а политическое влияние. НЛМК, расширяющий сейчас бизнес с Китаем, заинтересован в лоббировании своих интересов на краевом уровне. А для этого представители дальневосточного филиала комбината вкупе с десятком приморских предпринимателей учредили общественную организацию "Люди дела" и под ее флагом пошли в депутаты законодательного собрания.
Отдел надзора за партнерами
За три месяца в Приморье пришло сразу пять-шесть крупных российских ФПГ. И сейчас в крае продолжается тихий передел собственности в пользу "федерального центра". При этом руководители ряда приморских предприятий утверждают, что добро на приход в край московского капитала дал лично Сергей Дарькин. По их мнению, краевая администрация слишком слаба и вынуждена идти на уступки чиновникам президентской администрации и правительства, которые лоббируют интересы различных олигархических групп.
А вот "экстрасенс" Виктор Черепков уверен, что нынешний губернатор рассчитывается с ФПГ за финансовую поддержку во время выборов. По словам экс-мэра Владивостока, избирательная кампания Дарькина стоила несколько десятков миллионов долларов. Так это или нет, судить сложно. Дарькинский "Ролиз", пользовавшийся благосклонностью прежней власти, редко испытывал нехватку в рыбопромысловых квотах и потому имел устойчивое финансовое положение. Не вызывает сомнения и тот факт, что избирательная кампания губернатора была затратной: скажем, РR Дарькина занималась одна из самых дорогих консалтинговых фирм страны - "Имидж-контакт".
Впрочем, нынешняя администрация в любом случае не собирается пускать на самотек деятельность ФПГ в Приморье. Две недели назад губернатор распорядился создать департамент экономической безопасности. Кого и зачем он будет защищать, в краевой администрации по-прежнему не говорят, всячески отказываясь от комментариев, при этом местные аналитики успели назвать новую структуру "Департаментом по контролю за ФПГ". "