"Вчера глава совета директоров РАО "ЕЭС" Александр Волошин «поставил точку» под окончательным вариантом текста стратегии развития РАО "ЕЭС". Похоже, нынешние акционеры поспешили принять документ до годового собрания РАО, так как у новых владельцев может быть совсем иной взгляд на то, как должна развиваться компания. О серьезности их намерений говорит тот факт, что цена одного процента голосов за кандидата в совет директоров компании перед завтрашним собранием поднялась до 400 тысяч долларов.
'Локальные' изменения
Торжество, которое демонстрировал на прошлой неделе Анатолий Чубайс по поводу одобрения советом директоров РАО «ЕЭС России» стратегии развития компании, оказалось несколько преждевременным. Прежде чем глава совета директоров компании Александр Волошин «поставил точку» под окончательным вариантом текста, в него были внесены изменения, которые, вопреки заверениям Чубайса, носили далеко не 'локальный характер'.
Так, из стратегии пропала идея создания Фонда гарантированных инвестиций. Этот фонд должен был гарантировать инвестору окупаемость вложенных средств в развитие электроэнергетики, если низкие тарифы на электроэнергию не позволят это сделать. Идея создания подобного фонда пришлась не по душе Минэкономразвития и миноритарным акционерам РАО 'ЕЭС России'. 'Это создаст схему, которая исказит поведение инвесторов, снизив для них риски, и может привести к тому, что у инвесторов будет меньше желания идти в обычные проекты', - такое мнение высказал замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. 'Этот фонд способствовал бы коррупции и злоупотреблениям в электроэнергетике. Я надеюсь, что впоследствии он не будет заменен чем-то похожим', - сказал ГАЗЕТЕ директор Prosperity Capital Management Александр Бранис, представляющий в совете директоров РАО интересы миноритарных акционеров.
Кроме того, по инициативе миноритарных акционеров в стратегию были внесены уточнения, касающиеся обмена акций РАО 'ЕЭС России' на акции создаваемых в ходе его реструктуризации тепловых Оптовых генерирующих компаний (в состав которых войдут крупнейшие электростанции самого РАО и его дочерних структур). Теперь в стратегии говорится, что акции ОГК, не участвующие в пропорциональном обмене, будут выставляться на аукцион несколькими лотами, а не единым. 'Это сделано для того, чтобы в аукционах мог принять участие любой акционер РАО 'ЕЭС', а не только те, кто владеет большими пакетами акций', - говорит Бранис. Действительно, появление в стратегии положения об обмене акций РАО на акции ОГК связывали с интересами крупных акционеров РАО 'ЕЭС', в первую очередь тех структур, которые в последнее время вели активную скупку ценных бумаг компании на рынке.
Был сокращен и список электростанций, которые могут быть проданы. Ранее в стратегии говорилось, что в отдельных случаях станции, ориентированные на одного потребителя, могут быть проданы, и прилагался список из 19 подобных станций. В нынешнем варианте списка осталось лишь восемь станций, так как основным критерием их отбора стало требование, чтобы не менее 70% выработки станции приходилось на долю одного потребителя (вместо 50%, как предлагалось ранее).
Пока не поздно
Впрочем, стратегия не идеальна. Так, член совета директоров, глава Halcyon Advisors Дэвид Херн сказал, что в ней должно быть уточнено, что реорганизация региональных АО-энерго должна проводиться по пропорциональной схеме распределения активов. Но стратегия утверждена именно вчера, за день до годового собрания акционеров, возможно, потому, что на собрании состав совета директоров РАО претерпит серьезные изменения.
По оценкам аналитиков, стратегические инвесторы (Группа МДМ и компания 'Русский алюминий'), консолидировавшие значительные пакеты акций РАО 'ЕЭС России', могут получить по крайней мере три места в совете директоров. Правда, как сказал ГАЗЕТЕ источник, близкий к РАО 'ЕЭС России', 'новые акционеры уже не только получили возможность ознакомиться со стратегией, но и смогли пролоббировать ряд изменений в нее'.
О том, что РАО ждут серьезные перемены, говорит и то, как в этом году протекала предвыборная гонка в совет директоров РАО. 'Очень активно покупались голоса для выборов в совет. По моим сведениям, 1% голосов стоил порядка 400 тысяч долларов', - сказал ГАЗЕТЕ глава Национального резервного банка (владеющего порядка 4% уставного капитала РАО) Александр Лебедев. По оценкам аналитиков, проходной балл в совет директоров на сегодняшнем собрании составит около 5% голосов. Следовательно, за кресло директора желающим придется заплатить около 2 млн. долларов. Сам Лебедев еще в начале недели говорил ГАЗЕТЕ, что собирается снять свою кандидатуру с выборов в совет. Однако вчера он заявил, что передумал и будет участвовать в выборах. 'В этой сложной ситуации я решил, что лучше мне еще поработать в совете', - пояснил он."