"Президент Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев в очередной раз подтвердил репутацию сильного лоббиста. Как стало известно "Ведомостям", он предложил президенту Владимиру Путину создать единый имущественный комплекс на базе "Аэрофлота" и ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево", а к строительству нового терминала "Шереметьево-3" привлечь консорциум госбанков во главе с НРБ.
"НРБ-групп" контролирует более 40% акций компании "Ильюшин Финанс", которая управляет контрольным пакетом акций Воронежского авиазавода (ВАСО). В марте группа приобрела также 26% акций "Аэрофлота".
Проект строительства международного терминала "Шереметьево-3" стоимостью $300 - 350 млн существует на стадии "нулевого цикла". С лета 2000 г. руководство "Аэрофлота" и администрация международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ, 100% акций принадлежит Минимуществу) не могут договориться о том, кому из них будет принадлежать 51% в управляющей компании нового терминала.
Как стало известно "Ведомостям", в минувшую пятницу президент НРБ отправил на имя Путина письмо "О положении с проектом создания авиатерминала "Шереметьево-3". Там говорилось, что "Аэрофлот" не сможет профинансировать строительство "Ш-3" в одиночку и НРБ, как крупный акционер авиакомпании, берется ей помочь. Как следует из письма, НРБ, Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Сбербанк подготовили предложение в правительство о создании консорциума, который "готов привлечь для строительства [ "Шереметьево-3"] необходимые финансовые ресурсы в объеме около $400 млн". Взамен НРБ от лица консорциума просит 25% -ную долю в управляющей компании "Шереметьево-3", а 51% предлагает передать "Аэрофлоту".
"Поднять финансирование в размере около $300 млн под такой проект не проблема", - сказал Лебедев "Ведомостям". По его мнению, заниматься этим проектом должен "Аэрофлот", для которого "Шереметьево" является базовым аэропортом. Есть у Лебедева и совсем уж радикальная идея - объединить "Аэрофлот" и МАШ в единый имущественный комплекс, куда государство передало бы акции аэропорта и права на управление имуществом. В этом случае НРБ, не претендуя на контрольный пакет, обещает вместе с консорциумом госбанков финансировать и обновление парка "Аэрофлота".
Путин поручил рассмотреть идеи банкира-авиатора премьер-министру Михаилу Касьянову и министру экономического развития Герману Грефу, возглавляющему совет директоров "Шереметьево". Пресс-секретарь премьера Татьяна Разбаш вчера сказала "Ведомостям", что ей пока неизвестна судьба этих предложений.
А вот в Минимуществе уже знакомы с предложениями НРБ. "Идея, в принципе, здравая. Но гораздо корректнее было бы провести конкурс на право управления [аэропортом]. Ведь НРБ - не единственный претендент", - сказал "Ведомостям" чиновник этого министерства, имея в виду "Альфа-групп". Напомним, что президент "Альфа-групп" Михаил Фридман еще в апреле предложил Михаилу Касьянову передать "Шереметьево" в управление компании "Альфа-Эко", пообещав инвестиции в строительство третьего терминала. В "Альфа-групп" вчера не стали комментировать инициативу НРБ.
Замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков сказал "Ведомостям", что руководство компании знакомо с предложениями нового акционера. "Это один из вариантов, который мог бы сдвинуть проект [строительства "Ш-3"] с мертвой точки", - считает он. А представитель "Шереметьево" добавил, что сейчас МАШ и "Аэрофлот" создают рабочую группу, чтобы снять все разногласия, касающиеся строительства терминала.
А вот идею объединения МАШ и "Аэрофлота" под эгидой государства собеседники "Ведомостей" в основном критикуют. "Это Лебедев сильно замахнулся, - говорит источник в Минимуществе. - Тогда "Аэрофлот" монополизирует "Шереметьево". А директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак называет этот вариант "бессмысленным и не имеющим аналогов в мировой практике". "Российские примеры, когда авиакомпания и аэропорт представляют собой одно юридическое лицо, - это осколки еще "советского" "Аэрофлота", - говорит Рыбак. - А в случае с "Аэрофлотом" и "Шереметьево" - еще и неизбежное нарушение антимонопольного законодательства"."