"В минувшее воскресенье в Ставрополе прошел первый большой круг казачьих войск России. Делегаты из 60 регионов страны, а также гости из ближнего и дальнего зарубежья почтили его своим присутствием. Станичники высказали отношение к действующей власти, к земельной реформе, к положению русских на Северном Кавказе и определились с кандидатом в президенты России.
"Кнута ему!"
Начался круг с курьеза. Первым докладчиком значился советник президента РФ по делам казачества Геннадий Трошев. Перед его выходом к трибуне следивший за порядком на круге есаулец Олег Губенко напомнил всем казачью традицию: прежде чем речь молвить, следует перекреститься у православной иконы, поклониться священнику, скамейке с казачьими старейшинами и братьям-казакам. Но генерал-полковник Трошев наказ не исполнил, а без лишних предисловий начал читать текст. Тут с задних рядов зала послышалось требовательное: "Перекрестись!" На что Герой России отреагировал неожиданным образом - приказал вывести из зала "пьяного одиночку, который позорит казаков". Приставы немедленно исполнили приказ, атамана выдворили из зала под крик ревностного поклонника генерала: "Кнута ему!" После чего вся прелесть казачьей вольницы с круга испарилась, и значительное число из тысячи с лишним делегатов погрузилось в дремоту. Перемена была столь заметна президиуму с губернаторами и казачьими генералами во главе, что есаулец Губенко тотчас после доклада Трошева обратился к бодрствующим собратьям с деликатной просьбой:
- Старайтесь тактично будить соседей. Батьки не спят, а братки дрыхнут. Непорядок.
Но и этот призыв мало что изменил. Сосед корреспондента "Известий", например, периодически расталкивал сидевшего рядом атамана, но тот уже через пять минут снова вызывал улыбки в рядах своим богатырским храпом.
Возрождайся, кто может
По всему чувствовалось: батька Трошев прибыл в Ставрополь с намерением вселить в казаков оптимизм. Рассказывал о предстоящей своей встрече с президентом, который ждет известий со ставропольского круга, о симпатиях думцев к станичникам. Словно в подтверждение сказанному с трибуны звучали приветствия казачьему собранию от Владимира Путина и Геннадия Селезнева. Но на поверку, в том числе из доклада самого же Трошева, выходило: казачье движение в России в правовом тупике, ибо прежние президентские указы по его возрождению вошли в противоречие с нынешним федеральным законодательством и потому бездействуют.
- Дума готова быстро принять закон о казачестве, но лишь такой, который не потребует денег, - поведал Геннадий Трошев.
Финансы требуются для привлечения казаков к госслужбе по охране правопорядка, в экологические подразделения, для создания поселений в приграничье, учреждения кадетских корпусов. Пока получается, что главная надежда станичников - на лояльных губернаторов, с которыми генерал Трошев и призвал собравшихся работать "в одной упряжке". Где региональная власть симпатизирует атаманам, заметил он, там уже действуют и муниципальные казачьи дружины, и природоохранные отряды, и учебные заведения (Ростовская область), и даже целевые казачьи земельные фонды (Сахалин). Что касается болезненного для станичников земельного вопроса, который на федеральном уровне, как известно, решен, то он теперь - также предмет дискуссий с региональными властями.
"Люба, слезь с дуба!"
Ощущение, что казачья карта отыграна и забыта, сквозило в выступлениях ораторов негенеральского звания.
- Мы не востребованы, не нужны, - признал атаман из Оренбурга Константин Крылов. - У нас нет правового статуса. Нас приглашают разве что на роль помощников пограничников и милиционеров. Увлеклись мы лукавыми посулами политиков, которые вспоминают нас только перед выборами.
Об участии казаков в предстоящих выборах - президентских и думских - вскоре и зашла речь. Докладчик, атаман Иркутского войска Николай Шахов, предложил президента не менять, а депутатов поддерживать по критерию: что ты сделал для казачества?
- Круг принял взвешенные решения, - поделился своими впечатлениями с "Известиями" политолог Александр Масалов. - Но осталось ощущение, что федеральный центр все дальше отодвигает от себя казачью проблематику. Судите сами: если с 1996 года при президенте РФ действовало главное управление казачьих войск штатной численностью 35 единиц, то теперь этими вопросами занимается лишь советник президента с аппаратом из семи человек. Между тем вряд ли кого-то стоит убеждать, что потенциал казачьих формирований нужно грамотно направлять в созидательное русло. К сожалению, у нас об этом вспоминают накануне выборов.
К аналогичным выводам пришли и некоторые делегаты круга, с которыми удалось побеседовать.
- Вы, наверное, слышали разноголосицу при принятии решений, - говорит атаман Азовского юрта Войска Донского Юрий Колобродов. - Когда первые ряды кричали "Любо!", с галерки доносилось: "Люба, слезь с дуба!" Это был призыв к братьям-казакам спуститься на грешную землю и убедиться, что ничего федеральная власть для нашего возрождения не делает. Круг прошел в лучших коммунистических традициях, рядовым казакам, не согласным с генералами, слова не дали.
Про Любу на дубе советник президента Геннадий Трошев уже не слышал. К этому моменту он покинул высокое собрание. Иначе, возможно, пресек бы разговорчики в казачьем строю."