"В свой 300-летний юбилей Питер получил от Москвы весьма своеобразный подарок. В минувшее воскресенье в столице был расстрелян бывший “смотрящий” по городу от воров Костя Могила, в миру Константин Яковлев. Вместе с ним ушла в прошлое целая эпоха криминальной истории Северной Пальмиры. И уже сейчас милицейские эксперты прогнозируют начало новой войны между преступными кланами в городе на Неве. Журналисты “МК попытались “вычислить” заказчиков убийства.
Преступники, устранившие однофамильца питерского губернатора, явно брали уроки у сицилийской мафии. Воскресный день, пустые улочки, мотоцикл, автоматы — все очень похоже на почерк коза ностра. И, само собой, отличное знание “предмета”. Гангстеры явно заучили распорядок дня Яковлева наизусть.
В Москве Могила жил у своей пассии Марины Волиной. С симпатичной 30-летней петербурженкой Яковлев познакомился около двух лет назад, тогда же они перебрались в столицу. Сняли шикарную квартиру на Земляном Валу (соседи Могилы — Пугачева и Киркоров), обзавелись чисто московскими привычками. Например, обедать в одном и том же ресторане. Яковлеву и Волиной приглянулось одно из питейных заведений “Совинцентра”. Именно туда Могила отправился в 16.45 в воскресенье — как выяснилось, в свое последнее путешествие. За рулем “Ниссана-Максимы” был шофер, нанятый на коммерческой основе, 52-летний Денис Чиков с громадным водительским стажем (кстати, его сын работает в Федеральной службе охраны). Константин и его подруга сели сзади. Также Яковлева сопровождал 27-летний Денис Царев, уроженец города Тихвин, что под Петербургом. У него потом нашли удостоверение помощника представителя Таймыра в Совете Федерации, но скорее всего эта ксива “липовая”. На самом же деле Царев являлся доверенным лицом Яковлева по ряду коммерческих вопросов в Петербурге.
В 16.50 иномарка свернула с Земляного Вала в узенький переулок Обуха. Здесь, около здания представительства ООН, дорога делает поворот, и Чиков был вынужден затормозить. Тут-то с машиной и поравнялся черный мотоцикл. Киллеры ждали своего часа на пандусе реконструируемого здания института питания. Их явно инструктировали по рации или мобильному телефону. Двое убийц подъехали к “Ниссану” почти вплотную и открыли шквальный огонь.
Марину Волину спасло чудо — за мгновение до того, как началась пальба, она нагнулась, чтобы завязать шнурок. И все же две пули попали ей в плечо, задев грудь. А вот всех мужчин буквально нашпиговали свинцом — они погибли на месте. Злоумышленники бросили два автомата Калашникова и умчались. Милицейским экспертам осталось только описать трупы и собрать гильзы — аж 33 штуки.
Относительно того, кого из четверых хотели устранить убийцы, у сыщиков сомнений нет — это Костя Могила.* * *
49-летний Константин Карольевич Яковлев — уроженец Ленинграда. Его родители относились к старой питерской интеллигенции, отец был репрессирован как враг народа и вышел на свободу только в 1947 году. С юных лет Костя был знаком со многими будущими авторитетами своего района, занимался вольной борьбой. Может быть, они и помогли ему в дальнейшем дорасти до “смотрящего” за Питером.
По одной из версий, свою кличку Могила Яковлев получил в то время, когда работал землекопом на Южном кладбище (его рекорд по рытью могилы — 43 минуты при помощи одной лопаты — до сих пор не побит). Говорят, что на похоронном бизнесе Могила заработал свой первый капитал, который затем вложил в несколько ресторанов под Выборгом и Зеленогорском. А еще шабашил по киностудиям как каскадер. Возил деньги от крупных цеховиков из Сухуми и Тбилиси.
Первую “бригаду” Могила сколотил вместе с Павлом Кудряшовым (Кудряшом). Их связывала дружба с детских лет. Какое-то время Яковлев работал вышибалой в кафе “Роза ветров”. Там же работал и его будущий основной конкурент — лидер тамбовской ОПГ Кумарин (Барсуков). Они почти одновременно “поднялись” и сколотили свои банды. Впервые Яковлев отсидел по статье за вымогательство.
Именно Яковлеву удалось первым легализовать свой офис и создать имидж крутого бизнесмена еще в 1992 году, когда большинство бандитов предпочитали рэкет и “черный нал”. Может быть, благодаря этому именно Могила получил сильную поддержку в Москве. Он контролировал электронные СМИ (в основном дециметровые телеканалы), рекламный бизнес, строительство, фармацевтику, занимался банковской деятельностью и нефтью. Одним из партнеров Яковлева по медиабизнесу в середине 90-х был Сергей Лисовский. А в его агентстве “Премьер СВ” Костя Могила даже имел долю. Затем Яковлев стал президентом Фонда развития телевидения, вице-президентом Санкт-Петербургской духовной академии. Не скрывал он и тесных контактов с Березовским и Патаркацишвили. Среди его хороших знакомых числились глава Совета Федерации Сергей Миронов и супружеская чета Яковлевых — губернатор Петербурга и его жена Ирина Ивановна. Причем последнюю питерские журналисты выделяют особо.
О дипломатических способностях Константина тоже ходили легенды. Не случайно долгое время ему удавалось отказываться от воровской короны и положения “смотрящего” по городу.
Его высокому положению в воровском мире помогала и дружба с очень авторитетным жуликом — дедом Хасаном (Асланом Усояном). Не исключено, что именно Могила привел Хасана в Питер и благодаря последнему стал-таки “вором в законе”. Многие считали, что он представляет в Северной столице интересы московского клана воров.
С 1993 г. на Константина Яковлева покушались не менее шести раз. В марте 2000 г. его готовились ликвидировать люди другого авторитета — “тамбовского бригадира” Боба Кемеровского. Но бдительная охрана Яковлева сумела выследить киллеров и сдала их в милицию.
Вообще война между Яковлевым и “тамбовцами” велась очень давно. Поэтому многие называют воскресное убийство в Москве заказом “тамбовцев”. Однако у экспертов это вызывает большие сомнения. Конкуренция Могилы и Кумарина имела место в 90-е годы. Тогда Яковлеву большую поддержку оказывал глава Московского райсовета города, а затем депутат законодательного собрания Виктор Новоселов, с которым они росли в соседних дворах. В этот период группа Могилы подчинила себе большую часть магазинов и ларьков Московского района. А Новоселов стал соучредителем 15 фирм, зарегистрированных в районе. Яковлев и в дальнейшем помогал Новоселову всеми возможными средствами. Он неоднократно гасил долги сына депутата Василия. Вытаскивал Новоселова-младшего из разных пикантных ситуаций, когда тот без зазрения совести кидал своих партнеров по бизнесу. Бойцы Яковлева приходили к обманутым бизнесменам прямо в офисы с чемоданами денег и с извинениями лично от Могилы. По оперативным данным, именно Могила в 1993 г. помог Новоселову-младшему расплатиться с другим питерским преступным лидером Владиславом Кирпичевым (Кирпичом). Но постоянные долговые проблемы Василия Новоселова стали постепенно надоедать Яковлеву. Обманутые коммерсанты звонили ему даже в Германию, где Костя Могила проводил большую часть времени. И первое покушение на Новоселова-старшего, по одной из версий, связывают как раз с зашкалившими долгами сына.
Затем в 1999 г. Виктора Новоселова убили. Некоторые обвинили в этом Яковлева, которому якобы депутат стал обузой в политических играх. Могила очень болезненно воспринял эти обвинения. Но определенные основания для таких подозрений есть. Меньше месяца назад были осуждены киллеры из группы некоего Тарасова, бросившие бомбу на машину Новоселова. По оперативным данным, они находились под надзором “правой руки” Яковлева — Владимира Кулибабы. Официальное следствие заказчиков не установило. А сам Тарасов — глава банды киллеров — ждет экстрадиции в Россию из Молдавии. Теперь у него есть хорошая возможность свалить всю вину именно на Яковлева. Впрочем, говорят, что Кулибаба сам стремился занять место Яковлева в группировке и вполне мог стать заказчиком убийства последнего.
Яковлев впал в депрессию после убийства Новоселова и стал завсегдатаем монастырей, срочно удалившись из Питера. А через некоторое время он перестал быть “смотрящим” за городом.
Группировка Могилы потеряла многие позиции и после вынужденной отставки питерского вице-губернатора Виктора Яцубы — давнего партнера Кости по финансовым, строительным и кладбищенским операциям.
Но его конфликт с “тамбовцами” и амбиции лидера не пропали. В конце прошлого года он составлял конкуренцию Кумарину, пытаясь выдвинуть своих представителей в городской парламент.
Еще одними постоянными конкурентами Кости Могилы по бизнесу можно назвать небезызвестных братьев Шевченко — тоже постоянных “героев” питерских разборок. Напомним, что оба находились под следствием, оба были депутатами — один городского, а другой федерального значения, оба проходили, по оперативным данным, как возможные участники заказных преступлений. Имя братьев Шевченко последний раз возникло неделю назад в связи с возможной причастностью к убийству Галины Старовойтовой.
Кроме того, оба брата активно занимались бизнесом. Когда у них возникли проблемы, прибрать их долю к рукам попытались структуры, связанные с московской уголовной “элитой” во главе с Могилой.
Другим направлением борьбы вновь стал питерский морской порт — постоянное место криминальных разборок. А среди тех, кто борьбу начал, называют нового “смотрящего” по Питеру от московских воров Артура Кжижевича. Он активно теснит бизнес Могилы, в том числе и в главной “жемчужине” его империи — морском порту. Яковлев пытался сорвать передел, действуя через подконтрольных докеров, грозивших забастовкой. На российско-финской границе скопилось огромное количество грузовиков с импортными товарами, снизилась отгрузка нефтепродуктов на экспорт, усложнились процедуры по оформлению грузов.
Все эти баталии, несомненно, могли стать причиной убийства Константина Яковлева. Но сделано это было именно в Москве. Почему? Причин может быть несколько.
Во-первых, в самом Питере позиции Яковлева очень сильны, и он бы, несомненно, получил информацию о готовящемся покушении.
Во-вторых, в городе на Неве в связи с празднованием юбилея города введен особый режим, милиция и силовые структуры свирепствуют. Убивать кого-то в Петербурге сейчас равносильно самоубийству.
В-третьих, интересен сам приезд Могилы в Первопрестольную. Он появился в Москве в минувшую среду и собирался отправиться в Германию на лечение. Но он мог улететь за границу и из Питера. Значит, в Москве у него были важные встречи.
Это может говорить о том, что необходимо было ликвидировать Яковлева перед возможной встречей и до его отлета в Германию. Значит, причины нужно искать не только и не столько в Питере, сколько в Москве.
Возможно, Кжижевич попросил своих московских покровителей и ставленников разобраться с Могилой. Или все-таки это связано с его контактами? Наконец, ходят слухи, что Могила успел поссориться еще и с “солнцевскими”.
В любом случае в Питере, несомненно, начнется новый передел. Многие захотят занять место Яковлева на “троне”, а конкуренты постараются разорвать его империю на части. Все это, как всегда, будет сопровождаться кровавыми разборками и новыми трупами. Осталось только дождаться, когда Питер закончит праздновать 300-летие."
27.05.2003
Cтанислав СКОБЛО, Олег ФОЧКИН Московский комсомолец