Губернатор Приморья Сергей Дарькин сидит на жестком стуле
"Приморье за последние годы приучило Россию к мысли, что это край экстремалов, людей, привыкших зимовать без тепла, воды и света; край, где всегда неожиданно выпадает снег и приходят морозы; край, где все случается вдруг - тайфун, наводнение, лесной пожар или отставка губернатора...
Словом, "остров невезения в океане есть". На нем вечно если не понос, так золотуха... Впрочем, Сергей Дарькин, который минувшим летом сменил на посту главы Приморья вынужденного уйти батьку Наздратенко, уверяет: о дурной славе края можно потихоньку забывать. В обозримом будущем катаклизмов здесь не предвидится.
- А где же ваше мягкое кресло, Сергей Михайлович?
- Я его заменил жестким стулом.
- Чтобы не упрекали, будто польстились на удобное губернаторское местечко?
- Нет. В молодости я увлекался волейболом и получил травму спины, врачи не рекомендуют сидеть на мягком.
- Значит, позвоночник у вас не гибкий? Это недостаток для губернатора.
- На самом деле гибкость в теле важна любому человеку. Я вынужден был отказаться от любимых горных лыж, серфинга, футбола, хоккея и перейти на лечебную физкультуру, плавание.
- И с аквалангом ныряете?
- Пока погода позволяет. Купальный сезон-2001 в открытом море закрыт.
- Но вы же грозились зиму отменить: мол, покончу с этим безобразием в Приморье к октябрю.
- Ну да! Это я в том смысле, что к зиме подготовимся заблаговременно и прошлогодних авралов не повторим. Синоптики прогнозируют среднесуточную температуру в крае около -9°С, что чуть ниже нормы.
- Глобальное потепление грядет, Сергей Михайлович. Против этого не попрешь.
- Как сказать... Хотелось бы перекопать Татарский пролив. Это еще идея Сталина. Он планировал сделать перешеек и не только соединить Сахалин с Большой землей, но и развернуть проходящее неподалеку теплое течение в Охотское море, что радикально изменило бы климат в регионе.
- Словом, беретесь воплотить идею Виссарионыча в жизнь?
- Это так, прожект... Шутка!
- А если всерьез?
- Уверяю вас, в ближайшие четыре года я действительно отменю в Приморье зиму, вернее, проблемы, которые край регулярно переживал с наступлением холодов. Это не высшая математика, а простейшая арифметика, таблица умножения. Нужно лишь восстановить в прежнем виде систему ЖКХ.
- Как?
- Уберем всех посредников, наладим единую систему поставки топлива и подачи тепла в крае, как это было до перестройки. Сегодня правом покупать для Приморья уголь и нефтепродукты обладают только "Дальэнерго" и краевая администрация. Все.
- По-вашему, это гарантия, что Шойгу больше не придется, как прошлой зимой, гонять в край самолеты с трубами?
- Забудьте о ЧП в Приморье! Обойдемся без эксцессов! И тарифы приведем к единому знаменателю! Правда, часть бремени расходов придется переложить, как ни парадоксально, с краевого и местных бюджетов на плечи населения.
- Что же тут парадоксального? Это святое. На плечи людей уже много чего переложили.
- Нет другого способа помочь социально незащищенным слоям граждан. Если предложат иной вариант, готов выслушать, но убежден: альтернативы не существует - хозяйство запутанно, запущенно, нужно наводить порядок. Вот и перестраиваю систему ЖКХ на свой лад, чтобы было эффективно, дешево и сердито.
- Интересно, у вас дома из крана вода всегда течет?
- Всегда. Правда, желтого цвета - фильтры на спасают. Я дом строил давно, лет восемь назад, и с тех пор ничего не менял. Да, у меня есть автономная бойлерная, дизель-генератор, да, я привык к комфорту. Но именно поэтому мне неуютно от мысли, что рядом живут люди, в квартирах которых нет тепла, воды...
- Ага! Сие и подвигло вас на поход в губернаторы?
- Легче войти во власть и изнутри решать вопросы, позволяющие лучше жить тебе и всем окружающим, чем наблюдать со стороны, зависеть от непредсказуемых действий и приспосабливаться к ним.
- Существовавшая власть вам, лично вам, Сергей Михайлович, мешала?
- Она не создавала условий для бизнеса, экономика развивалась вяло. Что я мог сделать в одиночку, если мои предприятия работали успешно, но 40 процентов жителей Приморья оставались за чертой бедности? За последние десять лет население края сократилось почти на 200 тысяч человек. Люди умирают, уезжают... Мы уже сегодня столкнулись с жутким дефицитом кадров: вроде бы и свободные места, а работать некому.
- Вам-то, построившему коммунизм на отдельной делянке, что за печаль?
- Забором эту делянку от всего мира не отгородишь...
- Полагаете, вам удастся коренным образом изменить ситуацию?
- Я привык добиваться поставленных целей. Всегда и во всем.
- Настороженность Кремля по отношению к своей персоне чувствуете?
- И Кремля, и полпреда в Дальневосточном округе. Нормально! Не делаю из этого трагедии, понимаю: нужно время, чтобы меня узнали, привыкли. Подожду.
Человек я неконфликтный, общий язык могу найти с любым. Или прикажете не общаться с Пуликовским только из-за того, что на выборах он поддерживал другого? У нас с полпредом на многое разные взгляды, но ради дела готов пожертвовать личными обидами. Правда, это мое качество не всем нравится. В Приморье ведь привыкли воевать, а я хоть и жестко отстаиваю свои интересы, но на конфликт не иду.
- Да? Что же тогда судились с газетами во время предвыборной кампании?
- Это другая история. Надо было защищать честное имя.
- От обвинений в связях с криминалитетом?
- Не заставляйте заново опровергать заведомые глупости... Поймите, невозможно сделать большой бизнес, заработав деньги преступным путем.
- Да ну?
- В России это было, но прошло. Я же всегда дорожил репутацией, моя кредитная история ничем не замарана!
- Хотя ваше имя по-прежнему ставят рядом с небезызвестным Бауло, "смотрящим" в Приморском крае?
- У всех у нас есть друзья... Я знал Сергея, что называется, со школьной скамьи. Он служил подводником, а я учился в 9-м классе. Мы познакомились, подружились... Сергей был старше меня на четыре года. Он никогда не входил в число акционеров "Ролиза", не предлагал взять нас под свою "крышу"... Да, мы общались. Владивосток - город маленький, тут все друг друга знают. Кстати, знаете, какое я открытие сделал, став губернатором? Очень многое решается во время застолий. Думал, это присуще только бизнесменам, оказывается, и на госслужбе стиль тот же.
- Вас что-то в нем не устраивает?
- Нет, я выпить могу. И пью, когда повод есть. А почему нет?
- День победы на выборах отметили, наверное, от души?
- Ошибаетесь! Я лежал с ангиной, и мне было не до празднеств. Это недруги сказки обо мне сочиняют. Недавно запустили слушок, что Дарькин, не успев стать губернатором, тут же отправился отдыхать в Париж. Давят на общественное сознание: край надо к зиме готовить, а он по заграницам катается. Действительно, в сентябре я вырвался на три дня за рубеж, но не во Францию, а в Хорватию. Да и эту поездку использовал не столько для отдыха, как для встречи с потенциальным стратегическим инвестором. Не стану пока раскрывать карты, но проект назревает большой, вы о нем скоро услышите.
- А свой бизнес вы продали?
- Опять слухи! Приезжали москвичи, хотели купить мои предприятия, но я не стал торопиться. Через год цена может быть иной... Так что, повторяю, зря под меня копают. Вы же понимаете: правоохранительные органы обладают подробнейшей информацией обо всем и обо всех. Если бы был реальный компромат на Дарькина, неужели допустили бы меня до губернаторского кресла?
- Губернаторского стула.
- Ну да... Ни кресла, ни стула мне не видать бы. А я здесь...
Личное дело
Дарькин Сергей Михайлович. Родился 9 декабря 1963 года в поселке Большой Камень в семье строителей. По национальности мордвин.
В 1985 году окончил с отличием факультет управления морским транспортом училища им. адмирала Невельского. Окончил аспирантуру.
В 1989-м ушел в бизнес, в 1991-м возглавил компанию "Ролиз", занимавшуюся сначала строительством судов, а затем добычей рыбы. В 1998-м на базе Уссурийского масложиркомбината создал предприятие "Приморская соя". В том же году стал президентом банка "Приморье".
Летом 2001-го победил на выборах губернатора Приморского края. Женат на ведущей актрисе Владивостокского драмтеатра имени Горького Ларисе Белоброве, воспитывает трех дочерей (родных и приемную) - Анну, Ярославу и Светлану. "