Сенсационные подробности расследования самого страшного теракта последних лет — захвата здания Театрального центра на Дубровке в октябре прошлого года — стали известны “МК”. На днях Мосгорпрокуратура закончила расследование дела 26-летнего Заурбека Талхидова. Того самого чеченца, который помогал террористам советами и рассказывал обо всем, что происходило вокруг здания театрального центра, по телефону.
"У Заурбека Талхидова не было личных причин ненавидеть русских. Семья молодого человека не пострадала во время чеченской кампании. Родители Талхидова — вполне достойные люди, которые всячески способствуют возрождению мирной жизни на родине. Мать работает заведующей детским приютом в Грозном, а отец, убежденный пацифист, никогда не брал в руки оружия.
Уехать из дома Заурбека заставил голод. Найти работу в разоренной войнами республике было так же нереально, как подвигнуть боевиков добровольно сложить оружие. Сначала молодой человек отправился в Петербург, где знакомые переселенцы обещали ему крышу над головой и помощь в трудоустройстве. Найти себе дело по душе парень так и не смог, зато встретил в городе на Неве свою любовь. Но и личное счастье продлилось недолго. Приживала быстро надоел петербурженке, и девушка выгнала бездельника. С разбитым сердцем и пустым кошельком отставленный кавалер прибыл в Москву. Жизнь в столице у Талхидова пошла на лад. Не без помощи соотечественников он занялся торговлей и превратился в довольно успешного предпринимателя. И жил себе припеваючи, пока не узнал, как и все, из теленовостей о захвате бандой Мовсара Бараева театрального центра.
Талхидов не был знаком ни с Бараевым, ни с другими боевиками, и только, как он сам утверждает, “чувство долга и патриотизма” заставило его примчаться на Дубровку. Как признавался потом Талхидов на допросах, тогда он думал лишь о том, как помочь землякам в трудную минуту. В голове у него не было четкого плана действий, хотелось попасть внутрь уже оцепленного милицией здания, поговорить с соотечественниками, поддержать… Он, как безумный, бродил среди измученных горем людей, спрашивал о новостях, выражал сочувствие, а сам думал, как же вытащить земляков из передряги. На третий день своего бессменного дежурства, 25 октября 2002 года, Талхидов случайно познакомился с журналистом из Голландии. Его жена и маленькая дочь также оказались пленниками преступников. Как раз в ту минуту, когда чеченец был поблизости и выражал соболезнования иностранцу, бедная женщина позвонила супругу по мобильнику. Талхидов не растерялся, сказал, что постарается помочь, взял трубку и попросил женщину передать Бараеву, что с ним хочет говорить земляк. Так парень впервые созвонился с главарем бандитов. Диалог был примерно следующего содержания:
— Аллах акбар! Я с вами и весь чеченский народ. Держитесь, земляки!
— Спасибо. Как обстановка снаружи?
— Полно милиции. Подъехали БТРы…
В тот день Талхидов выходил на связь с террористами два раза. Рассказывал подробно обо всем, что видел, — сколько спецназовцев и машин спецтехники прибыло, о чем говорят в толпе... Большего Талхидов сделать не успел. Оперативники, прослушивавшие эфир, довольно быстро засекли разговор. Через несколько часов Талхидова арестовали.
Городская прокуратура предъявила Заурбеку Талхидову обвинение в пособничестве в терроризме, выразившемся в содействии советами и информацией. Дело передано в суд, статья тяжкая (от 8 лет заключения).
Уже в тюрьме обвиняемый узнал, что жена голландского журналиста погибла.
"