"Накануне юбилея можно констатировать - ни один из трех главных предпраздничных проектов властями не был осуществлен
Праздник 300-летия Санкт-Петербурга, можно сказать, состоялся. Конечно, впереди еще беспрецедентный по представительности международный саммит Россия - ЕС, встреча "большой восьмерки", презентации, открытие выставок, концерты, шоу на суше, на воде и в воздухе. Однако, в принципе, и сегодня уже можно судить о том, как Петербург подготовился к юбилею и что дадут городу в экономическом и политическом смысле мероприятия праздничной декады.
"Праздник будет"
VIPы и тысячи членов официальных делегаций из почти ста стран мира, скорее всего, останутся довольны. Блестящая культурная программа, комфортные условия пребывания и, главное, демонстрация им "блистательного Санкт-Петербурга", тех объектов в историческом центре города, которые удалось все-таки привести в достойный вид, - все это произведет впечатление.
Но многих петербуржцев терзают сомнения - не чужие ли они на этом празднике жизни. Не очень помогают призывы высокопоставленных государственных деятелей к пониманию, которое требуется от всех при проведении такого масштабного мероприятия. Апеллируя к питерскому патриотизму, председатель оргкомитета по подготовке юбилея и полпред Президента в СЗФО Валентина Матвиенко настойчиво подчеркивает, что в дни празднования 300-летия "Петербург примерит на себя сюртук столичного города". Огромные рекламные щиты с бездарными слоганами типа "Время жить в Петербурге", "Праздник будет", "С праздником вас, дорогие люди великого города", придуманными смольнинскими пиарщиками, вызывают лишь раздражение. По данным ВЦИОМ, 59% петербуржцев считают, что юбилей - это праздник лишь для политической элиты.
Подобное отношение общественного мнения к празднику - это не только реакция на вполне предсказуемые неудобства, связанные с посещением Петербурга VIPами из всех стран мира. Многочасовые пробки на дорогах давно стали привычными, хотя, наверное, закрытие въезда автомобилей в центр города и прекращение работы станций метро вдоль правительственных трасс - явный перебор. Не удивить петербуржцев и потемкинскими деревнями, авральными работами по благоустройству города, покраской наскоро фасадов вдоль центральных транспортных магистралей и набережных, спешной заменой асфальтового покрытия на всех проспектах, предназначенных для проезда кортежей с гостями. Характерные для многих горожан настроения (мол, не уехать ли на время праздника из "осажденного" Петербурга?!) - это реакция в целом на предъюбилейные действия и городских, и федеральных властей в течение последних трех-четырех лет, на степень их осмысленности и эффективности.
Виноват пиар
Юбилей изначально оказался заложником политики - слишком велико было стремление превратить празднование 300-летия в эффектную пиар-акцию. Ставка на это была сделана губернатором Владимиром Яковлевым, мечтавшим использовать проведение юбилея как политический козырь, обеспечивающий переизбрание на третий срок. Говорят, Яковлев всерьез рассчитывал повторить схему 2000 года, когда во избежание провала чемпионата мира по хоккею с ведома Путина из российского бюджета выделялись значительные суммы на подготовку города и его спортивной инфраструктуры (в частности, Ледового дворца). Сборную России от поражения это не спасло, зато Яковлев вкупе с лосенком Хоккошей с выгодой разыграл хоккейную тему в ходе губернаторских выборов. Соответственно, и приготовления к юбилею задумывались в Смольном как демонстрация бурной хозяйственной деятельности.
В губернаторской программе "300-летие Санкт-Петербурга" речь шла о 600 объектах. Некоторые эксперты усматривали в такой гигантомании отсутствие реальных приоритетов, приводящее к распылению средств и порой нецелевому "закапыванию денег". "Яковлевым допущен стратегический просчет, - отмечает зампредседателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Игорь Артемьев (в 1996-1998 годах он являлся первым вице-губернатором, председателем комитета финансов администрации Петербурга). - Вместо того чтобы сконцентрировать средства максимум на двух-трех десятках объектов - метро, дороги, городское освещение и т.д., он попытался изобразить кипучую активность, способность заниматься всем сразу. А в результате горожане заметят подготовку к юбилею в лучшем случае по отремонтированным фасадам на улицах в центре Петербурга". Артемьев убежден, что начиная с 1998 года город мог бы ежегодно направлять непосредственно на подготовку к 300-летию порядка 300 млн долларов, но для этого нужно было внятно обозначить круг приоритетов.
Вертикальный сбой
Безусловно, на подготовке к юбилею негативно сказалось отсутствие системы взаимодействия между федеральными и городскими властными структурами. Почти трехлетнее противостояние Смольного и полпредства, возглавлявшегося Виктором Черкесовым, слаженности отнюдь не добавляло. Опасения федеральных чиновников, что выделяемые средства могут нецелевым образом использоваться на городском уровне, усугубляли обычную для России ведомственную неразбериху и лоббистскую борьбу за контроль над финансовыми потоками. Передача функций заказчиков федеральным структурам и их представительствам на Северо-Западе, которые сразу же принимались устраивать новые конкурсы по выбору подрядчиков, серьезно тормозила работы (наиболее яркий пример - кольцевая автодорога). И практически по всем федеральным объектам даже те деньги, которые выделялись, осваивались с опозданием.
Назначение полпредом Валентины Матвиенко - всего за два с половиной месяца до юбилея - не могло кардинально изменить ситуацию. Прибытие в Петербург Матвиенко, много говорившей о недопустимости "создания негативного фона", омрачающего праздничную атмосферу, имело лишь один, наиболее важный результат: Яковлев отказался от претензий на третий срок. Так заветный юбилей оказался для него фактически лебединой песней. Впрочем, похоже, теперь сама Матвиенко будет стремиться извлечь максимум политических дивидендов из "юбилейной темы", монополизировать которую ранее пытался Яковлев. Это, по сути, возвращение к старому кремлевскому замыслу: в марте 2000 года, когда Матвиенко была откомандирована для участия в губернаторских выборах, и.о. Президента Путин поручал ей курировать одновременно и подготовку к 300-летию Петербурга!
Так или иначе, но в последние предъюбилейные месяцы отчеты чиновников и контролеров о работах на федеральных объектах напоминали гадание: успеют или не успеют? Ситуация прискорбна, учитывая масштабы финансирования. Во время недавнего визита в Петербург первый замминистра финансов РФ Сергей Вязалов сообщил, что с начала 2002 года Министерство финансов направило на подготовку к 300-летию более 22 млрд руб., общая же сумма (начиная с 2001 года и с учетом финансирования по всем федеральным ведомствам) приближается к 40 млрд руб. Тем не менее многие объекты будут сданы на пределе - в середине мая.
Лучше поздно, чем никогда
Не стал исключением и Константиновский дворец в Стрельне, на базе которого возник комплекс Дворца конгрессов (стоимость проекта достигла 200 млн долларов, которые, по заверениям управделами Президента Владимира Кожина, привлекались из внебюджетных источников). Назначив приемку объекта на 15 мая, чиновники вскользь оговариваются, что это будет "первая очередь", иными словами - тот минимум, который необходим, чтобы не опозориться перед участниками саммита лидеров иностранных государств!
В последний момент удалось завершить начатые еще в позапрошлом году работы по капитальному ремонту Санкт-Петербургского шоссе, ведущего к Константиновскому дворцу (при этом оно было расширено до четырех полос). Приведено в порядок и Волхонское шоссе, соединяющее аэропорт "Пулково" со Стрельной - правда, прилегающую "необлагороженную" территорию с мусорными свалками пришлось прикрыть от взоров гостей рекламно-маскировочными щитами.
Под угрозой срыва оказалась и реконструкция некоторых федеральных объектов, включенных в программу "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга" (19 объектов), курируемую Госстроем РФ, и в список из 59 объектов, финансируемых столичными министерствами и ведомствами. Особые проблемы были связаны со своевременным и качественным завершением работ по Петропавловскому и Казанскому соборам, Государственной Капелле, Михайловскому замку. В марте аудиторы Счетной палаты докладывали в Совете Федерации, что 18 объектов (дворцов и других исторических памятников) из так называемого министерского списка к юбилею полностью отреставрированы не будут. Тем не менее 28 апреля, подводя предварительные итоги, Матвиенко заявила: "Я уверена, что абсолютное большинство объектов из списка, утвержденного Президентом, будет открыто к юбилею". Среди позитивных примеров она назвала приведение в порядок МПС всех вокзалов и приближающееся к завершению строительство Ладожского вокзала (на него федеральный бюджет уже потратил 7 млрд руб.). Минсвязи отличилось тем, что почти закончило реставрацию и ремонт Музея связи и Главпочтамта. Минобороны "направило все усилия" на то, чтобы Адмиралтейство приобрело новый вид, а Военно-медицинская академия помимо обновленного фасада получила современное оборудование...
Впрочем, лишь после юбилея удастся адекватно оценить, что в действительности сделано, в каком объеме и насколько качественно. А в том, что состоится большой "разбор полетов", сомневаться не приходится. В частности, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин готов выйти на новый виток контрольной работы: "После праздника мы внимательно изучим все объекты, посмотрим, сколько они потом простоят... Вот я сегодня увидел - зачем-то перекопали у Медного всадника, там уже все готово было, оставалось только цветы посадить. Такое впечатление, что специально деньги в землю зарывают. Я дам поручение разобраться с этим". (Кстати, вызвавшая удивление Степашина реконструкция площади Декабристов должна была завершиться еще год назад.) Да и сама Матвиенко сразу после вступления в должность полпреда предупреждала, что городские власти, в первую очередь ответственные за подготовку 300-летия, сполна отчитаются за свою работу и перед горожанами, и перед центром (ведь "выделялись очень большие федеральные средства"). Соблазн представить в критическом свете предъюбилейные труды Смольного может сохраниться у нее (или иного реального ставленника Кремля) и в случае ухода Яковлева с политической арены - хотя бы для того, чтобы отмежеваться от негативных "праздничных" впечатлений, оставшихся у избирателей.
Без трех китов
Весьма прохладное отношение горожан к юбилейным достижениям связано и с тем, что даже под брэндом 300-летия не удалось реализовать ряд действительно значимых для города проектов. Они финансировались из федерального бюджета как юбилейные (и эти средства входят в общие 40 млрд руб.), хотя теперь некоторые чиновники пытаются представить дело так, будто к 300-летию сдать эти объекты и не предполагалось.
Такая участь постигла затянувшуюся на восемь лет ликвидацию "размыва". Для полутора миллионов петербуржцев, пользующихся этой линией метро, избавление от ежедневных транспортных проблем стало бы самым лучшим подарком к юбилею города. Предполагалось, что компания Impregilo NCC, приступившая в конце 2001 года к прокладке первого обходного тоннеля, завершит строительство обоих тоннелей к 300-летию. Итальянской фирме перечислено около 103 млн долларов (общая сумма контракта - 121 млн долларов). Но из-за постоянных проблем с горнопроходческим щитом "Виктория", который то ломался, то останавливался по требованию Госгортехнадзора и модернизировался, сегодня завершается проходка только первого туннеля. Председатель Госстроя России Николай Кошман полагает, что электропоезда могут начать движение по злополучному участку в мае 2004 года.
Другой знаковый для Петербурга проект - строительство кольцевой автодороги - может быть завершен не раньше 2005 года. После череды скандалов (начиная с создания проектно-сметной документации и кончая тендерами при выборах подрядчиков) сегодня построено 33 км восточного полукольца КАД (общая же ее протяженность - 150 км). В этом году ожидается выделение 6 млрд руб. В рамках первого транспортного кредита ЕБРР предполагалось получить 135 млн долларов. Но в апреле, когда Минтранс РФ официально объявил результаты тендера, проводившегося еще осенью 2002 года, и назвал фирмы-победители (московская компания "Мостотрест" и петербургская "Мостоотряд-19"), предложившие наиболее низкие цены на свои работы, ЕБРР сократил финансирование на 30 млн долларов. Возможно, в июне 2003 года ЕБРР примет решение о выделении второго кредита на достройку КАД в размере 150 млн долларов. Однако этому должно предшествовать проведение открытого международного конкурса.
В тупике по-прежнему пребывает строительство комплекса защитных сооружений от наводнений. Недавно Арбитражным судом было введено конкурсное производство в отношении генподрядчика строительства дамбы - ГУП "ЛенГЭСС". Банкротства "ЛенГЭСС" добиваются компании, с которыми он не расплатился за субподрядные работы (кредиторская задолженность оценивается в 190 млн руб.). В то же время Северо-Западная дирекция Госстроя РФ, пытаясь через суды повернуть вспять процесс банкротства генподрядчика, борется, по сути, за сохранение своего контроля над ходом дальнейшего освоения выделяемых на дамбу денег. Тем более что игра стоит свеч - ЕБРР предоставляет на достройку дамбы 245 млн долларов, и Госстрой считает, что именно "ЛенГЭСС" должен продолжать "большую работу". Всего же, по понятиям Госстроя, на завершение строительства дамбы требуется 400 млн руб., самый оптимистичный прогноз "хэппи-энда" - 2008-2010 годы!
Слабые звенья
Главное же, что отчетливо продемонстрировала подготовка к 300-летию и что имеет самое непосредственное отношение ко дню сегодняшнему, - это поистине "системное" бессилие фактически всей городской инфраструктуры. Проблемы, довольно хорошо известные и в "мирное время", в преддверии юбилея высветились еще более ярко. Недостатка в примерах нет.
Так, несмотря на то что подготовка к празднику из года в год называлась городской администрацией приоритетом, горожане так и не почувствовали реальных улучшений на бытовом уровне. Ничего кардинально не изменилось в системе ЖКХ и благоустройства - разумеется, за исключением отдельных микрорайонов в историческом центре. Ничего не было сделано и для качественного совершенствования дорожной инфраструктуры, в чем и пришлось расписаться, закрывая центр Петербурга на дни юбилея для автомобилистов. Складывается впечатление, что в администрации города вообще никто не занимается городской логистикой, совершенствованием дорожной сети в комплексе с развитием наземного и подземного пассажирского транспорта. Обсуждаются в основном самые примитивные способы государственного "разруливания", например введение платных пропусков на проезд в центр города.
Власти не предприняли попыток всерьез заняться развитием гостиничной инфраструктуры. И, естественно, с претензиями Петербурга на роль крупнейшего мирового культурного, туристического, делового центра плохо согласуется вынужденное использование для приема гостей плавучих отелей, а также вузовских общежитий.
Да и о чем говорить, если к 300-летию в Петербурге не удалось решить, казалось бы, элементарную проблему обустройства общественных туалетов (пусть даже платных). В дни праздника в городе будет работать 82 туалета, хотя, по самым скромным оценкам, их должно быть не менее 500. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", которое полтора года назад было назначено губернатором ответственным за "туалетную тему", собирается завершить свою программу не ранее 2007-2008 годов.
Многие эксперты, оценивая итоги подготовки города к юбилею и выявившиеся тенденции, скептично настроены к прогнозам политиков - мол, юбилей, с размахом отпразднованный как "событие мирового значения", приведет к невиданному инвестиционному буму. И после 300-летия потенциальные инвесторы при принятии решений будут руководствоваться не впечатлениями от праздничного образа Петербурга, во многом сугубо рекламного, а в первую очередь реалиями существующих "правил игры". Более того, как никогда внимательно станет оцениваться фактор "политических рисков" - ведь сразу после юбилея Петербург вступает в переходный период, связанный со сменой стоящей во главе города управленческой команды. Что, кстати, вполне может считаться одним из наиболее значимых результатов процессов, совершавшихся под знаком 300-летия..."