"Минсельхоз РФ перекрывает коммерческим организациям доступ к базовой информации о состоянии агрорынка. Вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подписал "Перечень сведений ограниченного распространения", запретив чиновникам выдавать "на сторону" практически все данные, имеющие значение для агросектора.
Участники агрорынка теперь не смогут получать из Минсельхоза оперативную информацию, от которой напрямую зависит их бизнес. В первую очередь речь идет о данных, которые касаются посевных площадей и валовых сборов зерновых.
"Эта информация составляет основу агробизнеса, - говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Елена Тюрина. - Минсельхоз предоставлял нам данные по каждому российскому региону. На их основе мы прогнозируем урожайность, и коммерсанты ориентируются, сколько зерна и в каком регионе они смогут закупить, куда его продать и т. д.".
"Большинство другой "запрещенной" информации Минсельхоза, указанной в этом перечне, независимые аналитики почти не использовали", - сказал Андрей Сизов, глава аналитического центра "СовЭкон".
По словам представителей аналитических компаний, до сих пор необходимая рынку информация - о ходе сева и уборки - приобреталась у чиновников Минсельхоза по бартеру. В обмен независимые аналитики или аналитические отделы агрокомпаний предоставляли свой мониторинг состояния рынка, динамику цен, прогнозы относительно производства зерна.
Существование такого "бартера" подтвердил "Ведомостям" Аркадий Злочевский, который не так давно возглавил департамент регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза РФ, а ранее являлся председателем Зернового союза России.
Теперь же, заявляют аналитики, "информационные услуги Минсельхоз по бартеру осуществлять не будет".
Независимые специалисты не исключают, что теперь чиновники будут предоставлять необходимую информацию за деньги. "Теперь чиновник будет показывать обратившейся компании бумагу и говорить: видите, как сложно мне будет предоставить вам информацию, - полагает Сизов. - Поэтому вам надо будет оплатить мои услуги". Сизов, кстати, относится к таким действиям чиновников философски: "Это не взятка. Человек мне помогает собирать информацию, делает определенную работу, почему бы мне не компенсировать увеличение его расходов, к примеру, на бензин? " Однако Алексей Гордеев заявил "Ведомостям", что ни о каком бартере, а тем более о его предполагаемых последствиях, "ничего не слышал". Вице-премьер объяснил, что единственной целью этого приказа было упорядочить информацию, поступающую из стен Минсельхоза. "Главное для нас, чтобы информация была достоверной. Чтобы комментарии давали не двадцать специалистов, а одно официальное лицо, которое бы и отвечало за предоставленную им информацию", - говорит Гордеев.
Например, оперативную информацию о посевных площадях и валовых сборах зерновых теперь вправе озвучивать только один заместитель министра - Владимир Алгенин.
Гордеев заявил: "Мы ничего не должны давать коммерческим компаниям - они все будут узнавать из прессы".
Confidential
"Перечень сведений ограниченного распространения по Минсельхозу России" включает среди прочего:
- Оперативную информацию о посевных площадях, валовых сборах зерновых и масличных культур;
- Балансы ресурсов и использования зерна и других основных видов продовольственных ресурсов;
- Состояние федерального продовольственного фонда;
- Использование средств Специального фонда для кредитования организаций на льготных условиях;
- Прогнозные показатели цен на сельхозпродукцию и продовольствие в АПК РФ;
- Договоры и соглашения, в которых одной из сторон выступает министерство;
- Перечень объектов федеральной собственности системы АПК (предприятий, организаций и учреждений, АО, имеющих пакеты акций, находящихся в федеральной собственности);
- Контракты с руководителями предприятий и учреждений;
- Реестры и платежные поручения на оплату контрактов по производственной и финансовой деятельности;
- Сведения о предполагаемом освоении российскими предприятиями производства новых видов продукции, предназначенной для экспорта, и об усовершенствовании и модернизации уже экспортируемой продукции;
- Сведения о разовых коммерческих переговорах и условиях внешнеторговых сделок;
- Доходы и расходы от продажи российских лицензий за границу и приобретения иностранных лицензий. "