"Назначение Бориса Алешина вице-премьером, курирующим оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и вопросы военно-технического сотрудничества (ВТС), позволяет констатировать, что на нынешнем этапе - и как минимум до следующих президентских выборов - в основном завершена борьба кланов в оборонно-промышленном комплексе. Илья Клебанов, один из отцов-основателей нынешней системы управления оборонкой и идеолог программы ее реструктуризации, утратил последние рычаги влияния и превратился во многом в номинальную фигуру. В борьбе за его устранение с властного Олимпа объединили свои усилия премьер-министр Михаил Касьянов, Федеральная служба безопасности, администрация президента, банкир и сенатор Сергей Пугачев.
Однако уйдут ли в прошлое вместе с эпохой Клебанова публичные и подковерные разборки в сфере ВТС? Ряд влиятельных операторов оружейного бизнеса уже сейчас начали искать подходы к новому вице-премьеру. Выстраиваются схемы его вовлечения в те или иные проекты, чтобы, создав для Алешина соответствующую мотивацию, заручиться высокой поддержкой. Кроме того, продолжается противостояние между группой Бельянинова-Чемезова и заместителем руководителя администрации президента Виктором Ивановым. В результате в игру может вступить заместитель директора СВР генерал Юрий Демченко, который находится в кадровом резерве для назначения на одну из ключевых должностей в системе ВТС.
Не секрет, что Илья Клебанов отличался повышенным интересом к "разруливанию" крупных оружейных сделок, планка которых начиналась примерно с одного миллиарда долларов. Достаточно вспомнить нашумевшую историю вокруг контракта на поставку в Китай двух эсминцев проекта 956ЭМ стоимостью 1,4 млрд. долл., который вопреки первоначальным договоренностям был вдруг "переигран" в пользу питерской группы ИСТ. В результате возник скандал с участием высших должностных лиц государства. На стороне пострадавшего холдинга НПК играли премьер-министр Михаил Касьянов и главком ВМФ Владимир Куроедов. Лоббистов группы ИСТ лично возглавил Илья Клебанов. В конечном итоге это стоило ему поста вице-премьера. Однако ИСТ не сдался и пустил в ход тяжелую артиллерию, выставив против Касьянова прокуратуру и лидера одной из проправительственных фракций. Схватка продолжается до сих пор. Самое интересное, что ФСБ детально информировала Путина о том, какие суммы получили от заинтересованных лиц те или иные фигуранты этой оружейной разборки.
Еще один скандал вокруг "китайских" денег возник в конце 2001 года в связи с поставками в КНР большой партии истребителей марки "Су". Пекин изначально склонялся к продолжению закупок боевых машин Су-30МКК, производимых Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО). Однако конкуренты из Иркутского АПО намеревались протолкнуть туда свой товар - Су-30КН. Лоббистом второго варианта вновь выступил Илья Клебанов. Кроме того, президент иркутского авиахолдинга Алексей Федоров сумел привлечь на свою сторону заместителя главкома ВВС по вооружению генерал-лейтенанта Юрия Клишина (тот фактически единолично определял позицию Военно-воздушных сил) и одного из влиятельнейших друзей Путина, знакомого с президентом еще со времен работы по Германии и нынче работающего на ниве оружейного бизнеса. Благодаря их усилиям китайцам попытались всучить Су-30КН, существенно уступающие по боевым характеристикам Су-30МКК. Лишь после вмешательства ФСБ и начальника вооружения ВС РФ ситуацию удалось развернуть в правильном направлении.
Вслед за восстановлением должности вице-премьера, курирующего оборонку, назначением советника президента по ВТС и государственному оборонному заказу (ГОЗ), учреждением Государственного комитета по ГОЗ важным решением Кремля в направлении перестройки управления ОПК может стать создание Министерства оборонных отраслей промышленности. Оно поглотит любимое детище Клебанова - ныне существующие пять российских оборонных агентств. Еще один весьма вероятный шаг - образование Комиссии правительства РФ по оборонно-промышленным вопросам, во главе которой также будет стоять новый вице-премьер. В непосредственное ведение Бориса Алешина может быть передан и Комитет по военно-техническому сотрудничеству.
По мнению экспертов, предпринятые кадровые перестановки отражают недовольство Кремля существующим положением дел в сфере военно-технического сотрудничества и оборонной промышленности. Принимая последние решения, Владимир Путин опирался на информацию, которая поступала от спецслужб и администрации президента.
Отметим, что определенные коррективы в поведение Кремля внесла и война в Ираке. Неожиданно быстрый успех американо-британских войск, отмечают источники "НГ", в целом произвел удручающее впечатление на Владимира Путина, который остро ощутил недостаток своих знаний по оборонно-промышленным и военно-стратегическим вопросам. Восполнять этот пробел призван его новый помощник генерал-майор Александр Бурутин. Кроме того, теперь президент придает не коммерческий, а геополитический смысл продвижению российского оружия на мировые рынки.
Новая вертикаль управления ОПК, выстраиваемая президентом, позволит не только обеспечить баланс интересов государства и участников ВТС, но и оградить деликатную область оружейного экспорта от корыстных интересов заинтересованных лиц."