"Практически одновременно сразу две влиятельные фигуры низверглись с пьедестала - одна в Петербурге, вторая в
Ленобласти. В понедельник лишился депутатского мандата несостоявшийся спикер городского Законодательного собрания Юрий Рыдник. А во вторник был подвергнут импичменту "вечный" спикер областного Законодательного собрания Виталий Климов, бессменно занимавший этот пост больше пяти лет, с января 1998 года.
Об отставке Климова всерьез заговорили в последние недели, до этого положение спикера казалось прочным. Но 15 апреля группа депутатов во главе с Дамиром Шадаевым вынесла вопрос на голосование - и выяснилось, что Климову не доверяют 32 депутата из 50. От немедленного импичмента спикера спасла норма устава, по которой для досрочной отставки председателя нужно квалифицированное большинство голосов, то есть 34. Сам Климов после этого заметил, что проблемы с депутатами у него есть, но все будет урегулировано в рабочем порядке. Но обстоятельства сложились иначе: 22 апреля за недоверие спикеру проголосовали уже 39 депутатов.
По словам г-на Шадаева, отстранение председателя стало "результатом почти годичной кропотливой работы". По его мнению, именно Климов виновен в неэффективной законодательной работе Собрания, нарушает регламент и является "ступором в развитии", поскольку не хочет ничего менять. Что именно смог "застопорить" Климов, инициаторы его отставки не уточняют.
Впрочем, более реальные причины смены спикера видятся в приближающихся выборах губернатора Ленинградской области, которые должны пройти в сентябре. Дело в том, что Виталий Климов долгие годы считался "человеком Густова". Он был заместителем Вадима Густова в Леноблсовете, а после разгона совета - его же заместителем в Гуманитарном фонде развития СНГ. Когда же осенью 1996 года Густов стал губернатором области, Климов занял пост первого вице-губернатора. Через год с небольшим он был делегирован в областной ЗакС и, когда команда Густова получила большинство мест, занял кресло спикера и члена Совета Федерации.
После того как Густова сменил Валерий Сердюков, заговорили о том, что он хотел бы поменять спикера, но сил для этого не хватило. Более того, в декабре 2001 года Климов не только стал депутатом, но и вновь был избран председателем ЗакСа. Но теперь, когда Густов начал намекать на свое возможное участие в выборах губернатора, Сердюков, видимо, уже не хочет оставлять за спиной спикера с ненадежным политическим прошлым. Да и депутатам "несменяемый" Климов мог за это время надоесть...
Что касается Юрия Рыдника, то за два дня до заседания Верховного суда, где должны были рассматривать его кассационную жалобу на решение Городского суда, отменившего результаты выборов по 41-му округу, банкир вдруг эту жалобу... отозвал. Судя по сообщениям его пресс-службы, причиной тому - "очевидная предопределенность решения суда".
Когда и как Рыдник понял, что решение ВС "предопределено", и попытался сохранить лицо, не желая проигрывать, - неизвестно. Во всяком случае, сразу после решения Городского суда его адвокаты, а также лояльные к Смольному СМИ выражали уверенность в том, что это решение будет отменено Верховным судом, поскольку их кандидат ничего не нарушал. Теперь они же пишут, что "результат рассмотрения дела был известен заранее" и что суды "подтвердили свою ангажированность".
Что же, полностью исключать политическую составляющую в "деле Рыдника" нельзя - с учетом того, что он был в ЗакСе лидером "смольнинских", противостоящих "кремлевским". И вполне возможно, что Верховный суд в данном случае, что называется, аккуратно "попросили с самого верха". Но с другой стороны, трудно отрицать, что средства, которые реально были затрачены на проведение Рыдника в депутаты, не идут ни в какое сравнение с размером избирательного фонда - что и послужило основанием для вынесения именно такого решения суда."