"Во вторник стали известны сенсационные подробности расследования убийства депутата Госдумы, лидера партии "Либеральная Россия" Сергея Юшенкова. Во-первых, сотрудники следственно-оперативного штаба провели массированные обыски у активистов "ЛР", которые могут быть причастны к этому преступлению. У одной из них, некой Анны Гебель, дома нашли героин. Во-вторых, один из спонсоров партии, предприниматель Борис Березовский, распространил документы, в которых Юшенков рассказывает об угрозах в свой адрес со стороны ФСБ. И, наконец, составлен фоторобот киллера, с помощью которого милиция расчитывает найти как исполнителей убийства, так и его заказчиков.
В понедельник поздно вечером был произведен обыск на квартире председателя ревизионной комиссии "Либеральной партии" Сергея Суханкина.
- Я снимаю квартиру в Тушино. - сообщил он корреспонденту "Известий". - Когда пришли следователи меня дома не было. Поэтому они вызвали хозяйку, которой предъявили ордер. Как она мне потом рассказала, осмотр производился довольно аккуратно. Всего было изъято девять пакетов документов. Вчера я пытался дозвониться до штаба, чтобы прояснить ситуацию, но там не брали трубку. Ума не приложу, что искали следователи. Разве что партийные документы. Я по роду своей деятельности не имел отношения к финансовым вопросам. Однако мне кажется, что следователи хотят связать убийства двух депутатов Владимира Головлева и Сергея Юшенкова, воедино. Ведь я был помощником и того, и другого.
Меньше повезло знакомой Суханкина Анне Гебель.
Анна Гебель:
- Сегодня в половине седьмого раздался звонок в квартиру. Я открыла. Вломилось десять человек в штатском. Нас было четверо человек. Я проживаю в квартире с мужем, и еще с нами живут друзья - супружеская пара. Мы давно знакомы. Дружим 12 лет. Милиционеры не объяснил, в чем дело. Сунули в нос какую-то бумагу, вызвали понятых, пригласили соседей, впустили собаку и начали обыск. Собака обнаружила какое-то рассыпчатое вещество в бумажном пакете. Никто не видел, откуда сотрудник милиции взял этот пакет. Он просто протянул мне маленький пакетик и спросил: "Что это такое?" Я ничего не знаю про этот пакетик и понятия не имею, откуда он взялся. Потом около девяти утра нас повезли в милицию и развели по разным комнатам. Стали допрашивать, но это, как я поняла, было вне протокола. Следователь, он, кстати, не представился, записывал мои ответы в тетрадный лист. Я ничего не подписала. Потом мне предложили пить. Я не просила. Спросили: "Чай, минеральную воду или Колу?" Я сказала: чай. Один из них переспросил: "Может, все-таки колу?" Мне стало неудобно. Я кивнула. Когда я приложилась к бутылочке, ощутила какой-то странный горьковатый вкус. Я не придала значения. Но через некоторое время попросилась в туалет, и мне сказали, чтобы я потерпела. Затем пришел какой-то человек в военной форме, взял у меня мазки с рук и только после это разрешили сходить в туалет. Сразу после этого у меня началось головокружение. Внезапно потемнело в глаза, пересохло во рту. Меня начало трясти. Я заподозрила, что в напитке было что-то подмешено, и стала просить врача. Но врача не позвали, а вместо этого повезли на экспертизу, где у меня взяли анализ мочи.
Потом нас повезли в Дорогомиловскую прокуратуру. За все время ни разу не кормили и не разрешали нам ничего покупать. На все вопросы отвечали: "Мы ничего не знаем". Потом сказали, что наше задержание связано с убийством депутата Юшенкова. Но я с ним не знакома. Я дружу с его детьми Алексеем и Юлей.
Алексей Юшенков:
- Милиция идет на любые методы, чтобы показать, что она работает: подбрасывает наркотики, задерживает людей которые не были знакомы с мои отцом. Почему задержали Анну, на это вопрос ответить не могу. Она не была знакома с моим отцом. Она знакома только со мной и моей женой. Знакомы мы недолго. Вместе встречали Новый год. Я думаю, что ее телефон находился в записной книжке Андрея Суханкина, у которого производили обыск, поэтому и решили произвести у нее обыск. Я приношу извинения всем моим знакомым, всем моим друзьям, которые имею несчастья быть знакомы со мной. Очевидно будут трясти всех. Не удивлюсь если деятельность моих знакомых будут связывать с деятельностью моего отца.
Вместе с тем наш источник в Генпрокуратуре пояснил, что у Головлева, Юшенкова, Суханкина и Гебель были некие совместные коммерческие проекты. Правда, какие-либо подробности он сообщить отказался. Официально же комментировать ситуацию в прокуратуре отказываются. "Говорить о неотложных следственных действиях, а тем более оперативно-розыскных мероприятиях, было бы нарушением профессиональной этики. Дайте людям поработать. Поверьте, над раскрытием преступления работают профессионалы," - заявил начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Леонид Трошин.
Между тем штаб по расследованию убийства депутата Сергея
Юшенкова после пяти дней обработки свидетельских показаний наконец обнародовал приметы киллера. Это молодой человек, которому на вид 16-20 лет, ростом 165-170 см, нормального телосложения, с короткими темными волосами. Он был одет в куртку и брюки темного цвета. Его фоторобот во вторник был разослан во все отделения милиции Москвы, но это вряд ли поможет. С таким "внешними данными" можно задерживать каждого третьего подростка. "Самое главное в таких случаях особые приметы, - заявил корреспонденту "Известий" один из сотрудников Генпрокуратуры. - Шрам на шее, родинка на лице, косоглазие... А если личность убийцы вполне заурядная, то без наводки его практически невозможно найти."
Кроме всего прочего наш источник раскрыл некоторые детали расследования. Например, он сообщил, что сейчас вся прилегающая к месту убийству территория поделена на условные сектора: "Через компании сотовых операторов, - пояснили в прокуратуре. - Мы пытаемся отследить с каких мобильных номеров, и с какого места, были сделаны звонки за несколько минут до убийства и сразу после. Ведь преступники, пусть даже в завуалированной форме, общались друг с другом: кто-то "вел" Audi депутата, кто-то стрелял, а кто-то ждал в машине киллера, чтобы вместе скрыться с места преступления. Сейчас мы хотим установить всех подозрительных абонентов. Но все равно убийц найти будет сложно: СИМ-карты они могли купить на подставных лиц. Однако попытка - не пытка."
Тем временем во вторник Борис Березовский сдержал свое обещание и передал в Генпрокуратуру документы, которые, по мнению предпринимателя, проливают свет на убийство депутата. Эти показания Юшенков дал 25 апреля 2002 года представителям МВД Великобритании. В них депутат говорит о возможной расправе над людьми, связанными с расследованием взрывов жилых домов осенью 1999 года. Показания были даны в поддержку обращения Никиты Чекулина к британским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Никита Чекулин является свидетелем по делу о взрывах домов, которые расследует специальная комиссия Госдумы, в которой Юшенков был сопредседателем.
Депутат дословно заявил: "Я изучил свидетельства, собранные г-ном Чекулиным, и пришел к заключению, что он является заслуживающим высокого доверия свидетелем крупной противозаконной операции, а именно - крупномасштабной передачи взрывчатых веществ военного назначения с военных баз на служащие в качестве легального прикрытия субъекты права по всей России. Для меня очевидно, что исполнители такого рода операций связаны с федеральными секретными службами.
Чекулин является свидетелем серьезных преступлений, совершенных высокопоставленными официальными лицами. Кроме того, он представляет собой институциональную и политическую помеху для секретных служб, которые в действительности работают вне границ закона или общественного контроля.
Я считаю, что в случае... возвращения Чекулина в Россию он будет подвергаться преследованию со стороны... лиц, связанных с российскими секретными службами... На него могут напасть, арестовать и даже убить... В прошлом месяце два представителя моей партии "Либеральная Россия" подверглись нападению и были жестоко избиты после организации публичного просмотра фильма "Покушение на Россию" в Перми и Санкт-Петербурге".
Он также утверждал, что угрозы физической расправы поступали и ему лично. В частности, генерал-майор ФСБ Александр Михайлов заявил ему: "А с вами, Юшенков, мы разберемся позже". "
23.04.2003
Владимир Демченко, Александр Андрюхин, Леонид Беррес Известия