Исполнителей политических убийств в России иногда находят, заказчиков - никогда
"Многие громкие убийства последнего десятилетия, которые сразу же объявлялись политическими, спустя какое-то время вычеркивались из этой графы. Оказывалось, в основе преступления лежала не политическая, а коммерческая деятельность убитого или какие-то иные причины. Так, например, произошло с известным телеведущим Владом Листьевым, вице-губернатором Санкт-Петербурга Михаилом Маневичем, священнослужителем Александром Менем. Листьев изменил на возглавляемом им телеканале принцип размещения рекламы и ущемил некие финансовые интересы. Маневич не давал возможности группе лиц приватизировать порт. Александра Меня, судя по всему, убили на бытовой почве.
Чисто политических убийств оказывается не так много. В эту категорию мы бы отнесли наиболее очевидные - полномочного представителя Правительства России на Северном Кавказе Виктора Поляничко, депутата Госдумы Галины Старовойтовой, корреспондента "Московского комсомольца" Дмитрия Холодова, редактора газеты "Советская Калмыкия сегодня" Ларисы Юдиной. А теперь вот, видимо, и Сергея Юшенкова.
"ЭТО ДЕЛО РАССЛЕДОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО"
Виктора Поляничко убили в 1993 году, когда он пытался уладить конфликт между ингушами и осетинами, вспыхнувший из-за Пригородного района. Его машину расстреляли из засады. Уголовное дело приостановлено Генеральной прокуратурой лишь несколько лет назад "в связи с розыском лиц, совершивших преступление".
Существует версия, что Поляничко вышел на чеченцев, которые перехватили крупную партию оружия, направлявшуюся в Северную Осетию по линии Министерства обороны России. Якобы он ехал на переговоры с этими людьми, намереваясь убедить их вернуть оружие.
В первые дни после убийства Поляничко в прессе со ссылкой на следствие промелькнула информация о том, что кабинет представителя правительства кем-то прослушивался - в нем обнаружили несколько "жучков".
Следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Анатолий Исканцев, который первым возглавил следственную бригаду по расследованию преступления, считает, что Поляничко убит по ошибке. Его могли убить как осетины, так и ингуши, враждовавшие между собой. Вооруженные группы выходили на "охоту" и стреляли по предполагаемому противнику.
Следствию удалось идентифицировать гильзы, обнаруженные на месте засады на Поляничко, и найденные в том же районе на месте расстрела двух косарей. И представителя правительства, и крестьян убили из одного оружия.
Следствием разрабатывались банды, дислоцировавшиеся под Столовой Горой. Собранные сведения говорили о том, что это их рук дело. Но вести расследование на враждующих территориях оказалось невероятно сложно. Для того, чтобы произвести обыск, приходилось снаряжать боевую группу при поддержке трех-четырех, а то и десятка бэтээров. Но все они в деревне блокировались местным населением, и приходилось предпринимать огромные усилия, чтобы вызволить группу из плена. В накаленной обстановке межнационального конфликта применение следствием силы исключалось.
Невозможно было производить и аресты. Во время одной из попыток задержать предполагаемого участника засады на Поляничко тот выхватил гранату и пообещал ее взорвать рядом с женой и ребенком. Следователи вынуждены были покинуть деревню.
Исканцев утверждает, что следственная бригада, куда входили профессионалы из разных правоохранительных ведомств, не испытывала на себе чьего-либо давления. Наоборот, ее всячески поддерживали президент страны и премьер.
Следователь Генеральной прокуратуры Сергей Журавель был вторым руководителем следственной бригады, работавшей по делу об убийстве Поляничко. Это он вынес постановление о приостановлении дела. Журавель сказал, что его точка зрения на события диаметрально противоположна точке зрения Исканцева. В чем заключается их противоречие, бывший следователь (сейчас он на пенсии) расшифровывать не стал. Лишь заявил: "Это дело расследовать невозможно".
ИМЯ ИЗВЕТНО, НО НЕТ УЛИК
Галину Старовойтову убили в 1998 году у ее дома. В ноябре прошлого года УФСБ по Санкт-Петербургу и области, которое ведет расследование, арестовало шесть человек, подозреваемых в ее убийстве. Трое из них дают показания. Похоже, они говорят правду, поскольку многие детали убийства совпадают с рассказом Руслана Линькова, который в тот вечер был рядом со Старовойтовой и сам был ранен киллерами.
- Следствию известно имя организатора покушения, - сказала в беседе с корреспондентом "МН" сестра Старовойтовой Ольга Васильевна. - Его не трогают, поскольку, кроме показаний арестованных, нет других доказательств его причастности к преступлению. К сожалению, не известно имя заказчика убийства.
Личность организатора покушения - не такой уж большой секрет. Нам известно, что он был депутатом Госдумы того же созыва, что и Старовойтова. Это бизнесмен, замешанный во многих криминальных историях.
Следствием разрабатывается несколько версий причин убийства Старовойтовой. Одна из вероятных: депутата устранили как реального претендента по пост губернатора города.
УБИЙЦА - СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
Ларису Юдину убили в 1998 году в Элисте. Редкий случай: убийцы найдены и осуждены. Одним из них оказался советник по правовым вопросам президента республики Кирсана Илюмжинова Васькин. Лично ему Юдина ничего плохого не сделала. Но она до смерти надоела его патрону. Журналист постоянно публиковала статьи, в которых разоблачала финансовые махинации, расцветшие пышным цветом при Илюмжинове.
Во время следствия один из фигурантов дела, финансировавший убийц, пояснил, по чьему распоряжению он это сделал, но дать такие показания под протокол решительно отказался, заявив, что не желает быть следующим после Юдиной.
"ОСОБАЯ МИССИЯ"
Дмитрия Холодова взорвали в 1994 году. На скамье подсудимых оказались военнослужащие 45-го полка ВДВ. Московский окружной военный суд их оправдал.
Осенью прошлого года "МН" опубликовали оказавшуюся в распоряжении редакции секретную инструкцию, подготовленную, видимо, на правительственном уровне, поскольку при ее создании были использованы секретные документы ГРУ и МВД. Согласно этой инструкции, в стране создавались подразделения для борьбы с преступностью под всевозможными "крышами", а также лжебанды и лжеполки. Военнослужащие таких подразделений наделялись чрезвычайно широкими правами, вплоть до убийств.
Сопоставление инструкции и материалов уголовного дела дает основание предполагать, что 45-й полк и был одним из лжевойсковых подразделений, созданных ради небольшой группы спецназовцев, в чью задачу входило выполнение особых поручений.
Официальная версия причин убийства Холодова - опасение, что он якобы обладал разоблачительной информацией, которая могла навредить руководству Министерства обороны. Но, на мой взгляд, истинная причина до конца не установлена. Известно, что группа военных рассматривала несколько объектов для убийства. Главной целью был избран другой журналист. Но в то время он уехал в зарубежную командировку.
Если устраняли не конкретного журналиста, а журналиста как такового, то какую цель преследовали заказчики?
"СВОИ" УТЕЧКИ
Не нужно быть специалистом, чтобы понимать, почему заказные убийства расследовать чрезвычайно сложно - к ним тщательно готовятся. Но о второй, не менее важной причине судить могут только профессионалы, расследующие подобные уголовные дела. Они утверждают: расследованию заказных убийств мешает утечка информации из собственных рядов. Причем утечка возможна на всех уровнях, в том числе и на самом высоком. Один из следователей по особо важным делам Генпрокуратуры рассказал мне, как при расследовании весьма громкого дела, которое он вел, приходилось ограничивать круг лиц, посвященных в детали предстоящих следственных мероприятий. Однажды из списка участников совещания ограниченного круга сотрудников был исключен даже руководитель одного из правоохранительных ведомств. Он подозревался в передаче конфиденциальной информации известному бизнесмену, фигурировавшему в деле.
Как утверждают сами сотрудники правоохранительных органов, интересы оперативников, их кураторов, следователей, надзирающих прокуроров, руководителей подразделений и даже ведомств зачастую так тесно переплетаются с интересами влиятельных политиков и крупных бизнесменов, что, несмотря на громкие заявления о неотвратимости наказания виновных, следствие обречено.
Нераскрытые убийства порождают безнаказанность и толкают к новым убийствам."