Вице-губернатор Смирнов перевернул энергетику и ушел в отставку
"Неожиданная добровольная отставка вице-губернатора Александра Смирнова породила массу слухов: слишком много политических событий произошло непосредственно перед ней. Сначала поменялся полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе, потом губернатор Яковлев заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. Доброжелатели говорят, что с увольнением Смирнова начался уход из Смольного людей из "команды губернатора", злопыхатели удивляются, почему это, дескать, вице-губернатор уволился просто так - без уголовного преследования. Между тем вице-губернатор Смирнов - не простой вице-губернатор, этот человек затеял в нашем городе самую настоящую энергетическую революцию, недоброжелатели даже прозвали его "энергетическим вампиром".
"Протопали - в грязных сапожищах"
Бьющая через край энергия Александра Александровича обратила на себя внимание практически сразу после того, как он стал еще и. о. вице-губернатора. Его посещения курируемых коммунальных объектов напоминали шоу с экспромтами. Под рукоплескания журналистов и заранее проинструктированных дворников господин Смирнов со скоростью Петра Первого бегал по лестницам городских домов, выискивая сломанные оконные шпингалеты, кучи мусора и, пардон, какашек, грозился всех уволить и, говорят, пару раз даже исполнил свои угрозы. Начинающий вице-губернатор мог "докопаться" до куста: почему у вас на территории бурьян метровой высоты вырос?! И. о. демонстративно морщил нос, выбираясь из грязных подъездов, пытался лично закручивать краны водопроводных труб, из которых сочилась вода (безуспешно, правда), и рекомендовал не ныть тем, кто в качестве оправдания сетовал на плохое финансирование.
В целях демонстрации своих глубоких знаний проблем городской энергетики Александр Смирнов, например, рассказывал журналистам, как его жена вызвала сантехников, чтобы те устранили течь из только что установленного в ванной комнате полотенцесушителя. "Все, как обычно, - жаловался журналистам вице-губернатор, - пришли, протопали по квартире в грязных сапожищах, затянули гайки обычным гаечным ключом, ободрав никелированное покрытие, и ушли..." Сразу, в общем, новый вице-губернатор претендовал на близость к народу.
А довольно скоро после назначения стало ясно: называя нытьем сетования на недостаток денег, Александр Александрович не лукавил - он думал так совершенно искренне. То, что затеял он в сфере городской энергетики, касалось таких сумм, что деньги, выделенные (или не выделенные) на вырубку репейника или уборку мусора в подъездах, и деньгами-то назвать неприлично.
Отставной моряк, оказавшийся высокопоставленным чиновником, в буквальном смысле слова осуществил энергетическую революцию. Почти осуществил - все-таки его уход выглядит несколько неожиданным, хотя как посмотреть... Есть точка зрения, что Александр Александрович свою миссию выполнил, только видно и понятно это не всем, а лишь узкому кругу лиц - тех, в чьих интересах, видимо, наш капитан третьего ранга взял на абордаж огромный корабль под названием "городская энергетика". Наверное, это чисто российская традиция, когда революционный переворот производится руками военных моряков.
На улице Гороховой ажиотаж
Александр Смирнов занял не пустующее место - он сменил на посту вице-губернатора, курирующего городскую энергетику, скандально известного Юрия Антонова, про которого недоброжелатели говорили, будто он слишком тесно связан с бизнесменом Владимиром Барсуковым. Первым заметным поступком Александра Александровича стало назначение в январе 2001 года на пост первого заместителя генерального директора ГУП "ТЭК СПб" Алексея Кузьмина. То, что происходило дальше, наверняка войдет в историю Петербурга в качестве... Сейчас это даже трудно прогнозировать.
Появление Алексея Кузьмина в ГУП "ТЭК СПб" (которое, кстати, обеспечивает теплом и горячей водой почти все жилые дома Петербурга) в самом "ТЭКе" многих насторожило. Говорят, по вечерам рядовые сотрудники предприятия, выходя из здания тэковской администрации на Гороховой, почтительно жались к стенкам: около центрального подъезда небрежно парковались то "Вольво" с мигалкой опального вице-губернатора Антонова, то сверкающая черная "БМВ" сына губернатора Игоря Яковлева. Юрий Антонов направлялся к своему ставленнику - генеральному директору "ТЭКа" Константину Дубову, Игорь Яковлев - к Алексею Кузьмину. От всего этого веяло ожидай нем перемен, а когда высокие гости случайно встречались, то напряжение вокруг дома 12 на Гороховой улице достигало опасно высокой отметки.
Прошло совсем немного времени, и всем стало ясно: Александр Смирнов ввел в руководство ГУП "ТЭК" Алексея Кузьмина не просто так. Этому малоприметному коммунальному предприятию была уготована роль огромного кита, заглатывающего на своем пути все - нужное и ненужное. А вице-губернатор играл роль китового желудка, который по сигналам из мозга вырабатывал желудочный сок. В этой аллегории Алексея Кузьмина можно сравнить с жевательными мышцами, которые заставляют кита разжимать и сжимать челюсти, а вот мозг.. некоторые газеты намекали в этом смысле на самого губернатора, непонятно только, комплимент это или насмешка: среди морских жителей умственное развитие кита - почти самое продвинутое. Но только среди морских...
В этом смысле очень показательна история, приключившаяся прошлым летом. Средства массовой информации написали о том, как в правоохранительные органы обратился с заявлением директор ЗАО "Межрегиональный промышленно-коммерческий концерн" Ильгар Ахундов: "Прошу Вас возбудить уголовное дело... в отношении должностных лиц ГУП "ТЭК СПб": генерального директора Дубова К. С., первого заместителя по экономике и финансам Кузьмина А. В., начальника контрольно-экспертного управления Пазухина С. В. и лиц, входящих в созданную организованную преступную группировку Соколовского и Котляревского под руководством сына губернатора города Яковлева..." Далее речь шла о том, как от него, руководителя компании, занимающейся ремонтом теплосетей и котельных, вышеуказанные господа требовали "хищения бюджетных средств путем приписок в актах выполненных работ".
Газовая атака
В апреле 2001 года КУГИ Петербурга принял решение, в соответствии с которым все городские газовые сети закрепляются за ГУП "ТЭК СПб". Тот факт, что на протяжении многих лет эти сети арендовал "Ленгаз", никого не смутил. Сильно удивились только сами газовики - они вдруг узнали, что их услуги более не требуются, потому как все городское газовое хозяйство вдруг решили передать ГУП "ТЭК"! Причем газовиков собрались реально отстранить от эксплуатации газовых сетей и поручить эту почетную обязанность теплоэнергетикам. Именно в это время многие вслух заговорили о некой неформальной связи между новым руководством "ТЭКа" и нашим губернатором. Наверное, серьезных оснований у таких слухов не было, но как по-другому объяснить столь странную инициативу? В самом деле, зачем теплоэнергетикам газовые сети?
Нужны, видимо, зачем-то. Специалисты расценивали сию акцию как скорее политическую, чем экономическую. Ведь подавляющее большинство городских котельных и электростанций работают на газе, значит, хозяин газового хозяйства сможет вести разговор на равных даже с крупными монополистами. Помните советско-классическое: "если откажутся, отключим газ"?! Опять же бюджетное финансирование - газовое хозяйство будет при деньгах в любой экономической ситуации.
Сан Саныч Смирнов мотивировал это революционное преобразование самыми разными причинами, в том числе необходимостью восстановления исторической справедливости. Дескать, когда-то много лет назад городское газовое хозяйство находилось в ведении ГлавТЭУ Ленинградского Исполкома, правопреемником которого стал наш ГУП "ТЭК". Раз так, заключил Александр Смирнов, "ТЭК" "относится к организациям, специализирующимся в области управления газовым хозяйством". Каким образом относится, вице-губернатор не уточнял, хотя, с точки зрения формальной логики, скорее не относится, чем относится, - уже несколько десятилетий теплоэнергетики газом не занимались. Тем не менее руководители "ТЭКа" стали предпринимать отчаянные попытки отобрать газовые сети под свой полный контроль, а на территории одной из тэковских котельных образовалось маленькое предприятие под названием "Филиал ГГХ".
Но только газовыми сетями аппетиты наших новых энергетиков уже не удовлетворялись. Оказалось, что вице-губернатор Смирнов имеет планы и в отношении сетей электрических.
Электрошок
В сентябре 2001 года в городских СМИ появились официальные сообщения о создании нового предприятия "Санкт-Петербургские электрические сети". Это предприятие имело форму открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежали городу, насчет чего вышло специальное распоряжение губернатора. Как и в истории с "Ленгазом", руководство нового акционерного общества строительством новых электрических сетей особенно не заморачивалось - предполагалось отобрать сети у "Ленэнерго"! Господин Смирнов по этому поводу высказался в разговоре с журналистами недвусмысленно: мол, электрические сети, находящиеся в управлении "Ленэнерго", имеют неопределенную правовую принадлежность. Понимаете? Предприятие "Кабельная сеть" АО "Ленэнерго" уже несколько десятилетий эксплуатирует электрические сети, и вот пришел моряк Смирнов и решил, что правовая принадлежность этих сетей неопределенная, а потому надо отдать их все новому предприятию. А предприятие это, кстати, имеет статус акционерного общества, пусть сегодня его акции принадлежат городу, завтра они могут принадлежать лично градоначальнику, вице-губернатору Смирнову или кому-нибудь еще. Предприятие-то негосударственное. Плюс характерный нюанс: новые "Электрические сети" расположились на первом этаже здания, которое занимает дирекция все того же ГУП "ТЭК СПб".
Скандал разразился нешуточный, но надо отдать должное Сан Санычу - он перенес его мужественно. Во-первых, он не пытался скрывать свою причастность к происходящему - занял почетное место члена совета директоров "Санкт-Петербургских электрических сетей". Видимо, именно эта должность позволила вице-губернатору, которого в деловых кругах Петербурга стали называть "энергетическим вампиром", сделать сенсационное заявление, суть которого сводилась к тому, что у "Ленэнерго", по сравнению с "Электрическими сетями", не хватает "социального фактора". В смысле, что у "Ленэнерго" - коммерческие интересы, которые вовсе не совпадают-с интересами простых смертных жителей этого города. Заподозрить "Ленэнерго" в избытке "социального фактора" действительно сложно, но заявлять о том, что у одного акционерного общества этого самого "фактора" больше, чем у другого, можно только на основании очень глубокого понимания ситуации.
Кстати, Александр Смирнов как-то на прямой вопрос журналистов о том, не перетекут ли через какое-то время акции "Санкт-Петербургских электрических сетей "из собственности города в чью-нибудь другую собственность, ответил со свойственной ему военно-морской откровенностью: "Пока я - вице-губернатор, такого не произойдет". Сан Саныч уже не вице-губернатор, так что вопрос о "социальном факторе" остается открытым.
Судебные баталии, связанные с борьбой за электрические сети, длились довольно долго - до марта сего года - и закончились вничью: в чем-то судьи приняли сторону городской администрации, в чем-то - "Ленэнерго". Тем временем у Александра Смирнова начался "дембельский аккорд": он замахнулся на святое - попытался отобрать от Чубайса "Ленэнерго"!
Смирнов против Чубайса
Ровно два года потребовалось Александру Александровичу Смирнову пробыть на посту вице-губернатора, чтобы городская администрация сделала грандиозное открытие: зачем бороться с руководителями "Ленэнерго" за электрические сети, когда можно отнять от них само "Ленэнерго"! Администрация Петербурга вместе с городской прокуратурой в начале этого года направили в суд исковые заявления, из которых следовало, что когда-то давно, в начале девяностых годов, "Ленэнерго" было незаконно приватизировано. Неплохо бы, в общем, "Ленэнерго" от Чубайса отобрать и отдать... Интересно, кому? Когда интересы истцов в суде стал представлять адвокат Петр Тришин, известный скандальными и безуспешными попытками отобрать в пользу ГУП "ТЭК" газовое хозяйство у "Ленгаза", в деловых кругах Петербурга поползли глумливые слухи о том, что в нашем городе появится универсальная энергетическая компания. Эта уникальная структура будет обеспечивать горожан и электричеством, и газом, и горячей водой, и теплом, и политической стабильностью.
Судебные процессы не закончились и по сей день, но вот что характерно. Именно во время последней "античубайсовской" кампании великий энергетический реформатор Александр Смирнов почувствовал резкое ухудшение здоровья и заявил об отставке. Журналисты сразу вспомнили о том, как год назад после каких-то неосторожных высказываний о том, насколько правильно "Ленэнерго" приватизировали, Сан Санычу пришлось чуть ли не оправдываться - дескать, он не имел в виду национализацию. Кстати, вице-губернатор Смирнов, как всегда, сказал правду: о национализации речи не шло, все инициированные им революционные преобразования должны были произойти в пользу ГУП "ТЭК СПб", о скорой приватизации которого знающие люди говорят все более настойчиво.
Надо думать, эта приватизация произойдет без нарушений и в пользу нужных лиц. И ни к чему эти глупые разговоры о национализации - сейчас не 1917 год, и петербургские военные моряки далеки от революционной романтики.
Сейчас без ответа остается вопрос о полезности (или, наоборот, вредности) всех описанных в нашей статье преобразований для пяти миллионов рядовых горожан. Ни одно из начинаний Александра Смирнова не доведено до конца, а значит, и выводы делать тоже рано. Может, реализация стремления Смирнова отдать всю энергетику одному ГУП "ТЭК СПб" улучшила бы качество коммунального обслуживания и снизила бы его стоимость. А может, все случилось бы как раз наоборот.
Досье
С корабля на бал
Карьера вице-губернатора Александра Смирнова носит весьма стремительный характер. Александр Александрович родился в апреле 1958 года в Ферганской области Узбекской ССР. В начале 1970-х годов он уже в Рязани, где закончил техникум электронных приборов. Потом Александр Смирнов отправился в Ленинград, где поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, которое закончил в 1982 году с дипломом инженера-гидрографа. До 1993 года он служил офицером в Советской Армии, после чего вернулся в Петербург, где устроился на работу экспертом Государственного института проблем приватизации. Через пару лет будущий вице-губернатор занял пост заместителя директора этого института, но в 1996 году ушел из него и стал работать в частном бизнесе - в качестве генерального директора и совладельца Балтийской агропромышленной компании.
Кстати, любопытный момент: у зарегистрированной в мае 1996 года Балтийской агропромышленной компании были три совладельца: наш Александр Смирнов, еще одно частное лицо и известная строительная компания "Росстро", причем у Смирнова было 33 процента акций, у "Росстро" - 34. Откуда у отставного офицера с трехлетним стажем гражданской государственной службы такие финансовые возможности? Видимо, благодаря бизнесу его жены. Виктория Юрьевна Смирнова является совладельцем АО "Петербургское финансовое товарищество".
Впрочем, в роли бизнесмена Александр Александрович выступал не шибко долго - в 1999 году он вновь вернулся на госслужбу в качестве заместителя председателя комитета по управлению городским имуществом. После этого карьера Смирнова стала развиваться стремительно: через несколько месяцев он уже председатель комитета по содержанию жилищного фонда, а меньше чем через год - вице-губернатор. Кстати, за время вице-губернаторства Александр Александрович сделал как минимум одно благородное дело - стал соучредителем фонда "Памятник жене моряка"."