"Как стало известно "Ведомостям", столичные власти начали процесс банкротства автозавода "Москвич". Cоюзником мэрии в этом деле выступила ФСФО, которая и будет контролировать процедуру банкротства.
Минимуществу принадлежит 60,36% акций ОАО "Москвич", остальные акции принадлежат трудовому коллективу и нескольким фирмам, среди которых ЗАО "БМ-секьюрити", "JNS-холдинг LTD" и ООО "Альфа трейд". В 2001 г. завод выпустил 800 машин, получив убыток в 9,6 млрд руб. , и с конца 2001 г. простаивает.
В пятницу министр столичного правительства, глава департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев сообщил журналистам, что в Арбитражный суд Москвы подан иск о возбуждении процедуры банкротства в отношении "Москвича". Он не уточнил, когда именно это произошло и кто выступил истцом. Получить официальные комментарии в мэрии не удалось. "Это не принципиально, какой именно департамент подал иск, - сказал "Ведомостям" высокопоставленный источник в мэрии, - главное, что столичные власти наконец запустили этот процесс".
Мэр Юрий Лужков 4 апреля обратился к премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой дать поручение Федеральной службе по финансовому оздоровлению (ФСФО) возбудить процедуру банкротства "Москвича". Премьер же поручил ФСФО, Минфину и Минэкономразвития подготовить свою позицию на этот счет. В пятницу в Минэкономразвития "Ведомостям" сказали, что позиция пока не готова, и удивились новости о подаче иска о банкротстве. Не знают о подаче иска и на самом автозаводе.
"Дальше тянуть было просто нельзя, - говорит высокопоставленный источник в мэрии, - ведь решение вопроса с передачей госпакета [60,36% ] "Москвича" из федеральной собственности в столичную затягивается, а завод с конца 2001 г. простаивает".
По словам руководителя ФСФО Татьяны Трефиловой, федеральная служба и столичная мэрия договорились, что столица станет инициатором банкротства автозавода, потому что так будет быстрее. "Минфину для предъявления иска придется сначала обратиться к судебным приставам и ждать месяц, пока те попытаются взыскать 22 млрд руб. по выданному еще в конце 1980-х гг. кредиту, - объяснила Трефилова. - Иск мэрии, перед которой у "Москвича" есть задолженность по обязательным платежам, должен быть рассмотрен сразу".
А руководить процессом банкротства будет именно ФСФО, представляющая интересы государственных кредиторов. По данным ОАО "Москвич", из общей суммы задолженности (33 млрд руб. ) 22,4 млрд руб. составляет валютный кредит Минфина, 3,2 млрд руб. - задолженность по налогам в федеральный бюджет, 0,9 млрд руб. - в столичный, еще 0,74 млрд руб. - долг "Мосэнерго".
По словам Трефиловой, на роль внешнего управляющего будет предложен президент Московской саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих Александр Комаров. Сразу после его назначения будет создана рабочая группа из представителей ФСФО и столичных властей под руководством Трефиловой и Пантелеева.
"Надо не просто продать "Москвич" по частям, а провести банкротство таким образом, чтобы создать условия для появления в Москве нового предприятия автопрома, - говорит руководитель ФСФО. - Это юрлицо мы ликвидируем и создадим новое. Впоследствии в процесс вступят инвесторы". Детали плана финансового оздоровления предприятия, о котором упоминал в своем письме премьеру Юрий Лужков, она раскрыть отказалась. Не назвала Трефилова и потенциальных инвесторов, поскольку все переговоры пока только предварительные.
Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что правительство Москвы и ФСФО торопятся не зря. "Москвич" так и не оправился после кризиса 1998 г. и, по сути дела, уже больше трех лет нормально не функционирует, и уже пора решать, что дальше делать с этим заводом и территорией, на которой он стоит - или начинать производство каких-то машин, или просто отдать эти земли под строительство домов или под какие-то аналогичные цели", - говорит аналитик."