В случае победы фонд, возглавляемый его супругой, получит лакомый кусок исторической части Северной столицы
"Cколько раз пытались уволить директора Ленинградского зоопарка Ивана Корнеева за несговорчивость - сказать трудно. Одна только Ирина Яковлева - генеральный попечитель фонда "Зоосад", по словам Корнеева, вместо "здравствуйте" едва ли не при каждой встрече объявляет ему: "Я вас увольняю!" Понятно, что это эмоции: как попечитель может уволить государственного служащего, директора государственного предприятия?! Но за Ириной Ивановной маячит тень мужа - нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.
Так что ее обещания имеют под собой реальную почву. Корнеева начали по-серьезному увольнять с сентября 1997-го. Сначала это пытался сделать однофамилец губернатора - тогдашний председатель комитета по культуре. Но тщетно. Биография Корнеева прямо-таки безупречна, коллектив за него горой, сотни писем поддержки приходят в адрес зоопарка. Попробуй отстранить от должности человека, влюбленного в свое дело, истинного фаната-зоолога, который с юных лет (23 года назад) начал работать рабочим кормокухни сектора хищников, прошел все ступени роста и последние 11 лет руководит зоопарком. При этом объездил и познакомился с методикой работы 50 зоосадов мира, имеет диплом сельскохозяйственного института и соответствующую специальность - зооинженер. А главное, является вице-президентом Евро-Азиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов. Впрочем, обо всем по порядку.
Кто придумал сносить вольеры?
Все началось еще в 1993 году, когда новоиспеченный заместитель мэра города - покойного Анатолия Собчака - Владимир Яковлев пригласил в Смольный директора зоопарка Ивана Корнеева и без обиняков заявил: мол, давайте продадим территорию существующего зоопарка, а на эти деньги построим новый где-нибудь подальше от центра города.
- Это невозможно, - отреагировал на предложение Иван Корнеев, - зоопарк для города - это такая же часть истории и культуры, как Петропавловская крепость, как Эрмитаж... Зоопарк - это аура центра города, это то, что в душе у каждого петербуржца, для которого зоосад становился первым музеем в его жизни.
До поры до времени вопрос был снят с повестки дня, но, как только Владимир Яковлев сел в кресло Собчака, он издал распоряжение за # 131 - "О создании благотворительного фонда "Зоосад" и мерах по укреплению материально-технического состояния зоопарка". При этом Ирина Ивановна Яковлева стала неформальным лидером этого общественного образования, точнее, генеральным попечителем фонда "Зоосад" и главной его патронессой.
Одной из первоначальных задач "Зоосада" был и остается постепенный перевод животных в другое место и перепрофилирование территории существующего зоопарка. Проще говоря, речь идет о продаже очень дорогой земли в центре города, где не надо расселять коммуналки и сносить многоэтажные дома, где рядом Нева и Петропавловская крепость, а также буйство зелени ухоженного Александровского сада. В беседе с корреспондентом "НГ" Иван Корнеев сказал, что, по очень скромным подсчетам, территория старого зоопарка, равная 6,5 га, может стоить до 40 млн. долл. Но если здесь развернуть гостиничный комплекс или любые другие увеселительные заведения, то эта земля может стать настоящим Эльдорадо.
Коллектив Ленинградского зоопарка не против строительства нового зоосада. Сотрудники и в первую очередь директор сознают необходимость расширения, но при условии сохранения и реконструкции старого зоопарка (в этом году ему исполняется 136 лет), единственного зверинца в мире, пережившего и, более того, работавшего в блокаду, когда зоопарк "ловил" все перелеты снарядов и бомб, предназначавшихся Петропавловской крепости, где стояла зенитная батарея.
- Нам действительно нужен второй зоопарк, - говорит Иван Корнеев, - но простой, для полиарктических животных, населяющих Северо-Запад. Им не нужны дорогостоящие, теплые помещения, достаточно построить красивые большие загоны. При этом разгрузится городской зоосад, где мы оставим только теплолюбивых животных.
Но с этой простой и четкой концепцией не соглашается попечительский фонд "Зоосад". Он представляет свой план, эдакий симбиоз маниловщины, гигантомании и снобизма. По концепции Ирины Яковлевой, в Петербурге должен быть построен "крупнейший в мире" зоопарк. Невольно вспоминаешь Екатерину Великую с ее имперскими амбициями и планами.
- Начнем с того, - продолжает Иван Корнеев, - что, не будучи специалистами в зоологии, составители грандиозного проекта, близкого к безумию, не учли того, что половина животных из списка, намеченного для обитания в новом зоопарке, попросту не выживет в северных условиях. Безумным считаю и проект в части создания птичьего базара в виде искусственной скалы. Для "заселения" базара необходимо закупить 1200 чаек (экая невидаль в нашем приморском городе!). Заметьте, каждая из таких птиц съедает по нескольку килограммов рыбы в сутки. Но и не это главное. Никто как-то не учел, что скала с птичьим базаром, претендующая на доминанту в новом зоопарке, будет смердеть на пару километров вокруг, как и любой другой птичник, в котором не делается уборка. А как ее сделаешь здесь? Нужно как минимум облачаться в скафандр, чтобы не заклевали птицы, охраняющие свои гнезда, и лезть на скалу с брандспойтом.
Прожект в кормушку не положишь
Между тем, как рассказывает директор зоопарка, готовя рецензию на этот проект, здесь подсчитали, что только самые простые корма (сено, веники, овес), необходимые для запланированного количества животных, обойдутся в 5 млн. долл. в год. Для сравнения: весь бюджет Ленинградского зоопарка, то есть корма животным и зарплата сотрудникам, составляет 800 тыс. долл. в год. Но, кроме простых кормов для очень экзотических животных, потребуется планктон - примерно 15 тонн креветок в месяц и т.д. Фонд "Зоосад" предлагает создать собственную кормовую базу зоопарка. А именно: рыбу выращивать в подсобном хозяйстве, мандарины и хурму - там же.
Кроме того, директор Московского зоопарка, президент Евро-Азиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов Владимир Спицын по просьбе своих питерских коллег, делавший экспертизу проекта нового "Зоосада", так прокомментировал проект фонда: "Авторы проекта не представляют себе финансовую сторону вопроса и трудности российских зоопарков по обслуживанию и содержанию животных в современных условиях. Откровенно говоря, не совсем понятен и гигантизм плана строительства нового зоопарка. Мне, как специалисту, непонятно, зачем нужны в зоопарке 65 крокодилов, 200 обезьян или 500 пчел? В проекте заложен не просто крупнейший зоопарк в мире, а крупнее самых больших в несколько раз". Словом, очередные Нью-Васюки, но уже по-яковлевски. Спицын забыл еще упомянуть о 100 пингвинах, стадах бизонов и зубров, редчайших утконосах и пандах, которых нам не продадут ни за какие деньги.
Кстати сказать, гораздо более богатые москвичи отказались от строительства нового зверинца и занялись реконструкцией действующего, который также находится в самом центре Москвы.
По расчетам специалистов, на строительство нового зоопарка в Питере потребуется не менее 600 млн. долл., а его содержание обойдется в дальнейшем более 5 млн. долл. в год. При всем том и попечительский фонд, и администрация города полны решимости осуществить этот проект к 300-летию Петербурга. То есть за два с небольшим года. Как намерены разжиться такими деньгами губернатор и его супруга, совершенно непонятно. Разве что опять, как в случае со строительством Ледового дворца, администрация города запустит руку в городской бюджет и изымет оттуда необходимые средства.
Между тем проект реконструкции старого зоопарка потребует средств в сотни раз меньше. Если кого-то смущают скромные размеры питерского зоопарка, то давайте обратимся к Европе: в Амстердаме или Вене точно такие же по размеру зоопарки в городских центрах, и это самые привлекательные места отдыха горожан.
Зверюги пушек не боятся
"Пушки - последний довод королей". В нашем случае это знаменитое выражение бьет прямо в точку. Губернатор и его супруга, выступая в средствах массовой информации, как главный довод перевода зверей из исторического центра на озеро Долгое, что на окраине города в Приморском районе, приводят тот аргумент, что зверей, дескать, пугает полуденный выстрел пушки с бастиона Петропавловской крепости. А кроме того, им досаждают праздничные салюты, производящиеся отсюда же, и взлет-посадки вертолета опять неподалеку.
- У нас есть официальное заключение Зоологического института Академии наук РФ, - говорит Иван Корнеев, протягивая мне фирменный бланк головного зоологического учреждения страны. Что же из него следует? Оказывается, никакая пальба не мешает отдыху животных, давно адаптировавшихся к городским условиям. - Да вы пройдите сами в 12 часов в момент выстрела пушки и посмотрите на поведение животных - как ели, так и продолжают есть, как спали, так и спят. То же и с шумом вертолета. Правда, с салютами действительно есть проблема. Вспышка света в темноте может стать толчком для инстинктивного взлета пернатых, которые в этом случае ударятся о верх клетки. Но пока, к счастью, не пострадала ни одна птица. И потом этот вопрос легко решается. Можно сместить точку салюта, а можно просто накрывать клетки на ночь. Как бы то ни было, но лично я знаю только одних зверей, пострадавших в историческом центре города от пиротехнических излишеств, - это кони Колесницы Победы, что стояли на арке Главного штаба и были сильно повреждены в результате пожара, возникшего от попадания в них шальной сигнальной ракеты. Могу в качестве контраргументов привести еще и такие примеры. Антверпенский Королевский зоосад имеет общую стенку с главным железнодорожным вокзалом. Некоторые зоопарки Европы пересекают железнодорожные линии, и я сам видел, как во время прохождения грузового состава животные преспокойно продолжали кормить своих младенцев.
Но не мытьем, так катаньем. Когда Корнеев в очередной раз отказался написать заявление об уходе "по собственному желанию", в зоопарк нагрянула ревизия. По итогам ее проверки вскрылись "вопиющие нарушения": отсутствие одного из противопожарных щитов, продажа билетов неустановленного образца и тому подобное, за что директору тут же влепили выговор и велели "устранить недостатки" до 1 июля. Корнеев собрал пресс-конференцию и сделал ситуацию достоянием гласности, в ответ губернатор пригрозил ему прокуратурой и созвал "разоблачительный" брифинг. По словам Владимира Яковлева, за 11 лет работы директора (кстати, избранного коллективом) он не улучшил состояния зоопарка. Более того, за это время сгорел деревянный террариум (это случилось в момент вступления в должность Корнеева) и умерла орангутанг Моника (опять это коварное имя!).
Последней каплей в "деле" Корнеева стал слоновник. В Петербурге уже долгие годы нет любимца публики - слона. Коллектив зоопарка вышел через СМИ с инициативой сделать себе подарок к 300-летию города - построить на народные деньги добротный дом для слона, да еще и с бассейном. Администрацию зоопарка захлестнул поток предложений: куда перечислять деньги? Люди восприняли идею на ура. Зоопарк же подготовил площадь под новостройку, чертежи. Посчитали, что проект обошелся бы всего в 2 тыс. долл. Зато за счет приобретения слона можно было бы решить финансовые вопросы, ведь приток посетителей - это иная прибыль, которую пустили бы на ремонт вольеров. Но Смольный содрогнулся от такой "наглости". Народную стройку просто так не снесешь, а значит, "лакомый кусок" может уплыть прямо из рук. И вот уже появляются приказы о назначении и.о. директора государственного учреждения "Ленинградский зоопарк" сначала одного, потом - другого. Пауза, когда Корнеев болеет, используется на всю катушку. На место Корнеева приходит бравый военный, прослуживший четверть века в армии и еще немного поработавший в ЖКХ Петроградского района, не имеющий никакого отношения к животным. (Хорошо - так, а то в директоры, почти по Булгакову, прочили крупного специалиста по животным, некоего Кусакина - и.о. директора городской станции по отлову бездомных собак. - С.Т.). Если бы на этом можно было поставить точку!
Недавно стало известно, что и.о. директора зоопарка Егоров, кстати, поработавший в штабе Владимира Яковлева во время выборной кампании, сделал ход конем. Он составил документ в КУГИ, что на территории зоопарка в настоящее время не используется площадь (та самая, что была высвобождена под слоновник), и признался, что не возражает против передачи ее в долгосрочную аренду. Все! Зоопарку, похоже, поставлен мат. Дальше КУГИ на вполне законных основаниях сдаст эту площадь в долгосрочную аренду. Возможно, это будет первая пядь зоопарковской земли, отвоеванная четой Яковлевых у старейшего зверинца Европы. Дальше пойдет попроворней. Фонду "Зоосад", возглавляемому супругой губернатора Ириной Яковлевой, очень важно получить 600 миллионов долларов. "