"Откуда вы знаете, что Кукуру украли безнаказанно?"
На минувшей неделе крупнейшей российской нефтяной компании - "ЛУКОЙЛу" - исполнилось 10 лет. Акционерное общество с таким названием было учреждено постановлением правительства 5 апреля 1993 г. Во многом благодаря его бессменному президенту Вагиту Алекперову за десятилетие существования в новом статусе "ЛУКОЙЛ" сохранил имидж компании, управляемой профессиональными нефтяниками. Хотя не так давно ее имя чаще мелькало не в связи с показателями добычи нефти, а в сводках криминальных новостей. О своем видении событий недавнего прошлого, сегодняшнем и завтрашнем дне своей компании "Фокусу" рассказал президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов.
"
- Вагит Юсуфович, в прошлом году "ЛУКОЙЛ" объявил о реструктуризации компании с целью сокращения внутренних издержек. Однако за 9 месяцев 2002 г. они выросли на $300 млн. Где же результаты ре-структуризации?
- Здесь нужно смотреть структуру затрат. В 2002 г. серьезно вырос уровень налогообложения, поэтому растут и издержки. Кроме того, из-за высоких цен на нефть серьезно увеличились экспортные пошлины. Поэтому издержки нужно делить на те, которые связаны с реальным производством, и те, которые объективно от нас не зависят. Если смотреть на показатели себестоимости добычи нефти и ее переработки, то они у нас снижаются. Что касается реструктуризации, то одним из ключевых направлений этого процесса для нас является реализация нашей 100°/о-ной сервисной "дочки" - "ЛУКОЙЛ-Бурение". Мы считаем, что сервисные работы должны производиться на основе конкуренции. Поэтому и принято решение о продаже "ЛУКОИЛ-Бурения" компаниям, которые специализируются на оказании сервисных услуг. В этом вопросе мы уже вышли на финишную прямую вместе с нашими консультантами из Morgan Stanley. Надеемся, что в мае этого года мы объявим о том, кто стал покупателем наших активов.
- Если на основе данных ЦДУ ТЭК Минэнерго посчитать стоимость бурения метра скважины, то у "ЛУКОЙЛА" она окажется на
70% дороже, чем у "ЮКОСа", и на 200% дороже, чем у "Сургутнефтегаза". Почему так получается?
- "ЛУКОЙЛ-Бурение" занимается не только бурением скважин, но и капитальным строительством, обустройством месторождений. Я не могу говорить за ЦДУ ТЭК. Но могу сказать, что разницы в 200% быть не может. Мы все работаем рядом - в Ханты-Мансийском автономном округе. Все крупные компании используют практически одни и те же технологии, поэтому разницы в цене в два раза просто не может быть. Вам нужно просто посмотреть внутреннюю статистику компаний, и тогда станет понятно, что все мы работаем практически одинаково. Хотя, конечно же, у всех компаний разные месторождения. И у нас есть очень трудные месторождения, себестоимость добычи нефти на которых выше средних показателей.
- В статистике добычи "ЛУКОЙЛа" есть большое число малых нефтедобывающих предприятий, в которых ваша компания имеет тот или иной пакет акций. Вы не собираетесь окончательно интегрировать их в состав своей компании?
- Собираемся. Но это очень сложный процесс, так как необходимо выполнить много юридических процедур. Это связано как с изменением структуры акционерного капитала этих нефтедобывающих предприятий, так и с необходимостью переоформления лицензий, принадлежащих данным структурам. Но мы уже активно занимаемся этой работой. Я надеюсь, что в течение года нам удастся завершить этот процесс.
- У "ЛУКОЙЛа" большое количество зарубежных активов в сфере переработки нефти и реализации нефтепродуктов. Представители других российских компаний утверждают, что не покупают такие активы, так как у них низкая норма прибыли. Вы довольны уровнем рентабельности своих зарубежных активов?
- Сегодня наши зарубежные активы в сфере переработки нефти и реализации нефтепродуктов вписываются в общую для компании норму прибыли. В частности, нефтеперерабатывающий завод в Румынии после реконструкции позволяет получать норму прибыли в районе 15%. Нас это устраивает. Если говорить о нашей сети АЗС в США, то здесь пока более низкая норма прибыли (около 7%). За прошлый год мы получили от своих американских бензоколонок $12 млн чистой прибыли. Но здесь мы пока не отстроили полную цепочку работы бизнеса. В идеале она предполагает поставку в США нашей нефти, ее переработку и реализацию произведенных нефтепродуктов через сеть АЗС. Существует еще одна возможность работы на этом рынке. Мы можем возить с наших российских и европейских НПЗ бензин в США и там реализовывать его через собственную сеть АЗС. Первая стратегия может быть реализована после того, как наш терминал в Варандее (Ненецкий автономный округ. - "Фокус") выйдет на мощность перевалки 2 млн т нефти в год. В этом случае мы сможем поставлять нефть в США и перерабатывать ее там. Вторая цепочка может быть собрана после того, как мы запустим наш терминал по перевалке нефтепродуктов в Высоцке (Ленинградская область. - "Фокус").
- Появилась информация, что "ЛУКОЙЛ" поставляет бензин на свои американские АЗС с собственного НПЗ в Болгарии. Это так?
-Да, мы осуществляем такие поставки. Правда, пока в незначительных объемах. В настоящее время мы поставляем с болгарского НПЗ в США не более двух танкеров с нефтепродуктами, т. е. 100 000 т в месяц. Это связано с тем, что порт Бургас не может принимать танкеры с дедвейтом более 50 000 т. Мы считаем, что сеть АЗС в США - это серьезный стратегический проект, который принесет нам большую выгоду в дальнейшем.
- А покупать нефтеперерабатывающий завод в Америке не собираетесь?
- Мы серьезно изучаем этот вопрос и пока не приняли окончательного решения. Дело в том, что мы еще не определились, по какому пути везти топливо в США. Либо мы будем возить нефть по северному маршруту, и в этом случае нам необходим свой НПЗ в США, либо мы будем использовать южный маршрут. Правда, он менее предпочтителен, так как ситуация с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы может усложниться. Пока мы не торопимся покупать НПЗ в США, так как не поставляем в эту страну достаточного количества нефти. А покупать завод и загружать его чужой нефтью вряд ли целесообразно.
- Если посмотреть на таможенную статистику, то можно увидеть, что основной объем экспорта "ЛУКОЙЛа" приходится на "неизвестную страну". Не могли бы вы открыть тайну, что же это за "неизвестная страна"?
- А разве на карте мира есть неизвестная страна? Я такой не знаю. Наверное, этот гриф ставится в том случае, если в Таможенном комитете не знают страну назначения поставки груза. "ЛУКОЙЛ" не экспортирует нефть в "неизвестную страну". По северному маршруту мы везем нефть в голландский порт Роттердам. Через Черное море экспортируем на свои НПЗ в Болгарии и Румынии, а также в Грецию и Италию.
- Вы не рассматриваете возможность участия в приватизации латвийского предприятия по перевалке нефти Ventspils Nafta?
- Я считаю, что политика по прекращению поставок российской нефти в латвийский порт Вентспилс ошибочна. Ведь в России растет добыча нефти, и сейчас компании начинают сталкиваться с проблемой ее транспортировки. А у нас есть контракты и на поставки в ряд стран Восточной Европы. В ту же Польшу, например. И мы уже сталкиваемся с реальной неспособностью "Транснефти" прокачать наши контрактные объемы.
Ранее в "Транснефти" говорили, что у нас нет технической возможности для прокачки нефти по латвийскому направлению. Однако недавно было принято решение о прекращении поставок легкой нефти в порт Туапсе. Теперь нефть разных сортов смешивается и превращается в экспортную смесь - Urals. Это было сделано именно для того, чтобы увеличить экспортные возможности "Транснефти". Мне кажется, что теперь возможности прокачки на Вентспилс появились.
Если говорить о наших планах участия в приватизации Ventspils Nafta, то при нынешней политике "Транснефти" это не имеет никакого смысла. Представьте, мы купим этот терминал, а "Транснефть" не будет поставлять на него нефть. И что нам тогда делать? Я считаю, что этот терминал должна приобрести "Транснефть". Ведь это конец ее транспортной цепочки. В этом случае ей не придется тратить большие средства для увеличения пропускной способности терминала в Приморске. А мы отстраиваем свои транспортные цепочки, которые не зависят от "Транснефти".
- В последнее время вы постоянно увеличиваете экспорт нефти и продуктов ее переработки через эстонскую железную дорогу. В связи с этим даже появились слухи о том, что "ЛУКОЙЛ" через аффилированные структуры является собственником эстонской железной дороги. Это так?
- Нет. Мы стараемся заниматься только своим профильным бизнесом. Железную дорогу трудно отнести к профильному бизнесу нефтяной компании. Поэтому "ЛУКОЙЛ" не является владельцем железных дорог. Что касается роста нашего экспорта через Эстонию, то это связано исключительно с тем, что в России серьезный недостаток мощностей по перевалке нефти и продуктов ее переработки. Однако в ноябре мы планируем запустить наш терминал в Высоцке и тогда скорее всего сократим экспорт через прибалтийские терминалы.
- Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун недавно заявил, что в России очень высокий уровень налогов. В то время как в Азербайджане и Казахстане, где также работает "ЛУКОЙЛ", налоги гораздо ниже. Однако почему-то вы продали свою долю в азербайджанском проекте Азери-Чираг-Гюнешли и заявили, что вырученные средства направите на увеличение добычи нефти в России. Но ведь здесь же выше уровень налогов?
- Проблема заключается в том, что в проекте Азери-Чираг-Гюнешли нам принадлежало всего 10% акций. "ЛУКОЙЛ" не был оператором проекта. То есть в данном случае мы выступали как финансовый инвестор. Но нам это не очень интересно. Мы же не банк, а нефтяная компания. Поэтому когда нам предложили хорошую цену за долю в этом проекте, мы согласились ее продать. При этом мы не уходим из Азербайджана, а, наоборот, наращиваем там свое присутствие. В частности, мы планируем увеличить свою долю в разработке блока Ялама, в котором "ЛУКОЙЛ" является оператором. Что касается налоговой нагрузки, то она в России действительно выше, чем в Азербайджане. Но мы стремимся работать исключительно в качестве операторов того или иного проекта. Поэтому инвестируем средства именно в те проекты, где имеем возможность контролировать ситуацию.
- Сейчас складывается непонятная ситуация вокруг Локосовского ГПЗ. Сначала была информация, что вы его купили. Потом руководители "СИБУРа" стали говорить, что вы купили его с нарушениями. Теперь на основе Локосовского ГПЗ якобы создано совместное предприятие "СИБУРа" и "ЛУКОЙЛа". В чем смысл этого совместного предприятия и кому сейчас принадлежит Локосовский ГПЗ?
- Мы считаем, что купили Локосовский ГПЗ без нарушений и принадлежит он нам. Поэтому мы уже начали инвестировать в его модернизацию. Истина заключается в том, что сейчас действительно продолжаются переговоры о тонкостях перехода Локосовского ГПЗ в собственность нашей компании. Ведь это предприятие отягощено старыми долгами. Кроме того, юридическое оформление прав собственности на этот актив несколько раз менялось. Однако я могу четко сказать, что никакого совместного предприятия на основе Локосовского ГПЗ нет. Это предприятие принадлежит "ЛУКОЙЛу".
- Вы очень любите подписывать соглашения о партнерских отношениях с "Газпромом". "ЛУКОЙЛ" подписывал такое соглашение и с Ремом Вяхиревым, а теперь подписал и с Алексеем Миллером. В чем смысл подписания этих соглашений?- У нас сейчас подписано только одно соглашение с "Газпромом". Недавно мы с Алексеем Миллером подписали протокол к этому соглашению, чтобы конкретизировать его. В противном случае соглашение не будет иметь никакого смысла. Мы не можем инвестировать серьезные средства в разработку газовых месторождений, если не будем иметь гарантий по реализации добытого газа. Теперь мы определили, что с 2005 г. будем продавать "Газпрому" газ с Находкинского месторождения по цене не менее $22, 5 за 1000 куб. м. Это дает нам возможность спокойно приступить к реализации этого проекта.
- "ЛУКОЙЛу" принадлежит несколько лицензий на разработку газовых месторождений полуострова Ямал. Однако в "Газпроме" утверждают, что вы вряд ли будете их разрабатывать до тех пор, пока они не построят магистральный газопровод от Бованенковского месторождения. Когда этот газопровод будет построен, то вы сможете подключить к нему свои месторождения. При этом в "Газпроме" считают, что "ЛУКОЙЛ" не будет самостоятельно строить магистральный газопровод.
- Да, в этом они правы. Мы действительно не собираемся строить магистральный газопровод от своих ямальских месторождений. Ямал очень сложный регион. В настоящее время здесь нет никакой инфраструктуры. В разработку ямальских месторождений нефти и газа необходимо вложить десятки миллиардов долларов. И мы считаем, что ни "ЛУКОЙЛ", ни "Газпром" не смогут освоить этот регион в одиночку. Мы предлагаем "Газпрому" объединить усилия по освоению полуострова Ямал и создать для этой цели консорциум. При этом мы не будем против, если оператором в этом консорциуме станет "Газпром".
- Вагит Юсуфович, у "ЛУКОЙЛа" очень сильная служба безопасности. При этом непонятные злоумышленники безнаказанно воруют второго человека в компании - Сергея Кукуру. Неужели в России появилась более сильная служба безопасности, чем у "ЛУКОЙЛа"?
- А откуда вы знаете, что Кукуру украли безнаказанно?
- Но похитителей же не поймали.
- Проблема заключается не в нашей службе безопасности, а в том, что ряд руководителей пренебрегали ею. Многие мои заместители, в том числе и Сергей Кукура, любили ездить с минимальной охраной. А по выходным вообще сами водили свои машины. Они очень легкомысленно относились к вопросу собственной безопасности и безопасности своих близких. Теперь мы исправили эту ситуацию. В настоящее время все топ-менеджеры "ЛУКОЙЛа" обязаны передвигаться под охраной службы безопасности компании.
- Бывший первый вице-президент "ЛУКОЙЛа" Ралиф Сафин обвинил вас в том, что вы позволили вице-президенту "ЛУКОЙЛа" Леониду Федуну и президенту "НИКОЙЛа" Николаю Цветкову сконцентрировать очень большие пакеты акций нефтяной компании. При этом у отцов-основателей "ЛУКОЙЛа" - Равиля Маганова, Сергея Кукуры и Ралифа Сафина - акций оказалось в десятки раз меньше. Почему так получилось?
- Господин Сафин произнес эти слова в эмоциональном порыве. Я считаю, что та система распределения долей, которая сложилась в нашей компании, является абсолютно справедливой. Каждый из руководителей получил пакет акций, который соответствует его заслугам. При этом в настоящее время мы готовим программу передачи топ-менеджерам дополнительных пакетов акций "ЛУКОЙЛа". Ведь в этом случае они будут более заинтересованы в успешной работе концерна и росте его капитализации.
- В Госдуме говорят, что когда принимался закон о введении единого налога на добычу, то "ЛУКОЙЛ" вместе с "ЮКОСом" и "Сибнефтью" поддержал этот законопроект. Хотя он более выгоден "ЮКОСу" и "Сибнефти", так как у них более "молодые" месторождения. Почему вы так поступили?
- Мы считаем, что чем меньше у чиновников будет возможностей по установлению каких-то преференций для отдельных участников рынка, тем лучше. Поэтому мы и поддержали закон о введении единого налога на добычу полезных ископаемых с одинаковой ставкой для всех. Единственное, что нас не устраивает, - то, что базовая ставка этого налога определяется исходя из стоимости на мировом рынке нефти марки Brent. Ведь в России такой нефти нет. Поэтому непонятно, из чего исходили чиновники, когда записывали в закон эту норму.
- Сейчас существует несколько прогнозов о дальнейшей добыче нефти в России. По одним добыча к 2010 г. вырастет до 450 млн т, а по другим - снизится до 240 млн т. К какой точке зрения склоняетесь вы?
- Многое зависит от того, какая будет цена на нефть. Однако мы считаем, что к 2010 г. нефтяные компании России способны добывать 450 млн т нефти в год. При этом "ЛУКОЙЛ" будет добывать около 100 млн т. Хотя проблема восполнения добытой нефти существует. Наша компания, в отличие от некоторых конкурентов, придерживается консервативной стратегии отбора запасов. Поэтому у нас добыча падать не будет. Однако, по нашим расчетам, после 2010 г. добыча нефти в России начнет плавно снижаться. Но потребности страны в топливе нефтяники гарантированно обеспечат."