"Вчера в южном иракском городе Эн-Наджаф разъяренная толпа прямо в мечети, где похоронен главный шиитский имам Али, саблями и ножами зарубила насмерть двух священнослужителей, Хейдара Аль-Кадара и Абдуллу Маджида Аль-Хои. В мечети также звучали выстрелы. При этом сейид (титул особо уважаемого религиозного авторитета у шиитов) Аль-Хои был человеком, на которого особую ставку делали британцы. Это они привезли его из Лондона (Аль-Хои долго был в изгнании) на юг Ирака, где живут в основном шииты, составляющие почти две трети населения страны. Кстати, отец Аль-Хои был репрессирован во времена иракской войны 1990-1991годов.
Аль-Хои привез с собой спутниковый телефон, по которому общался с Лондоном, а иногда и с иностранными журналистами. Накануне корреспондент газеты «Время новостей» позвонила религиозному деятелю (авторитетом в этих краях пользовались и его предки) и попросила об интервью. Он согласился, попросив перезвонить позже. Но мы не успели. Однако вчера утром, за несколько часов до смерти Аль-Хои, с ним долго беседовал арабский журналист из Лондона Нидаль Аль-Лейси, друг убитого. Нидаль рассказал газете «Время новостей» о том, что известный оппозиционер планировал созвать местный Совет по управлению городом. Туда бы вошли ведущие религиозные авторитеты, вожди племен и торговцы. Аль-Хои выступил против кровной мести и предлагал простить тех, кто сотрудничал с режимом Саддама Хусейна. «Я хожу по городу без оружия, тут все спокойно. Только люди нуждаются в воде, пище и лекарствах. Вот этим я и займусь», - сказал он Нидалю.
Однако в золотокупольную мечеть имама Али сейид Аль-Хои все-таки пошел с оружием. Во всяком случае именно пистолет он вытащил, когда в мечети разгорелся скандал. Высшее шиитское духовенство там решало, кто будет главным в мечети. Прежнее руководство, Хайдар Аль-Кадар, был слишком тесно связан с саддамовским министерством по делам вакуфов и религии. В знак мира и согласия во время входа в мечеть Аль-Кадара сопровождал вернувшийся Аль-Хои (он вернулся из эмиграции 3 апреля).
Когда оба шейха появились в мечети вместе, сторонники другого муллы, Мухаммада Ас-Саддара, оскорбили Аль-Кадара. Кто-то из молодых людей назвал его "животным", Аль-Кадару кричали, что его все ненавидят, что его не должно быть здесь. Тогда Аль-Хои несколько раз выстрелил в воздух и в толпу. На обоих немедленно набросились и зарубили.
Аль-Хои призывал своих последователей сотрудничать с оккупационными войсками. Но не все иракцы отвечают на этот призыв. Проблемы сейчас не только на юге. Вчера в Багдаде, у гостиницы "Палестина", где живут иностранные журналисты, неподалеку от разрушенной накануне статуи Саддама, иракский смертник подорвал вместе с собой четырех морских пехотинцев США. По официальному сообщению американского руководства, "некоторые из них убиты, но сколько - неизвестно". Американских военных строго предупреждают опасаться приближающихся гражданских лиц. Как сказал один из багдадцев, "Саддама больше нет, и это хорошо. Но все остальное очень плохо. Воды нет, еды нет, и все в страхе"."