"Эта история на данный момент считается закончившейся хорошо. А начиналась весьма драматично. Артисты Государственного музыкального театра Карелии объявили голодовку. Ничего подобного в Петрозаводске доселе не случалось. Только что утих скандал, разгоревшийся в связи с попыткой карельского министерства культуры закрыть Русский театр драмы. И вот - снова война, на сей раз в Музыкальном.
Как уже рассказывалось в "НВ", Музыкальный и Драматический театры находятся не только под одной крышей, но и под управлением объединенной дирекции. Несколько месяцев назад министерство культуры назначило в "дом с колоннами" - так в народе называют здание театров - нового руководителя. Нина Раутио, уроженка Петрозаводска, закончила Ленинградскую консерваторию. В последнее время жила и работала за границей. В прошлом году она навестила родной город и поставила на сцене Музтеатра оперу "Сельская честь".
Собственно, с этой постановки все и началось. В рекламной кампании Нину Раутио представили как приму международной оперной сцены. Тогда же знаменитость выразила намерение взять Музыкальный театр под свое крыло. А потом... Прошло немного времени, и министерство культуры внезапно решило ликвидировать Русский драмтеатр. В "драме" тут же поползли слухи, что коллектив чем-то помешал будущему руководителю.
В конфликт пришлось вмешаться главе республики Сергею Катанандову, и Драмтеатр удалось отстоять.
Но в "доме с колоннами" мир царил недолго. Ибо, несмотря на протесты артистов обоих театров, у которых отношения с примой, мягко говоря, не сложились, Нину Раутио все же назначили на должность артистического директора.
Первое, что сделала новый руководитель, - провела аттестацию артистов Музыкального театра. Из 22 солистов-вокалистов ее прошли только два (!) человека. Артисты считают, что аттестация была проведена с грубейшими юридическими нарушениями и противоречила не только закону, но и здравому смыслу: "Нас аттестовали как артистов оперы или филармонических певцов. То есть мы выходили по одному и пели под рояль. А в наших дипломах об окончании учебного заведения записаны квалификации: у кого-то "артист музыкальной комедии", у кого-то - "артист музыкального театра". В последние годы мы работали в основном в жанре оперетты. А от оперного жанра он в корне отличается! Артистов оперетты нужно оценивать в комплексе, в спектакле: и сценическое мастерство, и пластику, и речь. Ничего подобного сделано не было".
Нина Раутио возмутилась поведением артистов. По ее словам, требования к вокалу в музыкальном театре, а не в театре музыкальной комедии - и в этом разница - достаточно высокие. Кроме того, Нина Раутио утверждала, что почти всем артистам, и даже тем, кто не прошел аттестацию, она предложила переход на контракт: для кого-то на разовый, для кого-то на постоянный. "Как же так: в штате мы ее не устраиваем, а на контракте, значит, устраиваем? Где логика?" - недоумевают артисты.
Солисты, среди которых почти половина заслуженные и народные артисты Карелии, сочли действия артдиректора разрушительными: "Нина Раутио - не руководитель, а могильщик театра!" Приводили в пример Галину Вишневскую, которая, вернувшись в Россию, не стала рушить ни Кировский, ни Большой театры, ни Московскую консерваторию, а создала свою школу.
Обе конфликтующие стороны оказались настроены решительно. Нина Раутио оскорблена тем, что артисты поставили под сомнение ее компетенцию. Артисты требуют немедленной смены руководства. Об этом они написали в обращении к Владимиру Путину, министру культуры России Михаилу Швыдкому и главе правительства Карелии. А в ожидании ответа объявили голодовку - потому что опасаются, что иначе их не услышат. А администрация театра уже предупредила голодающих, что их акция может быть признана незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Почти неделю длилась голодовка артистов Музыкального театра. Четверо солистов - заслуженные артисты Карелии Валерий Дворников, Алексей Пресняков, Вячеслав Леонов и артист Алексей Яковлев - отказывались от еды в знак протеста против действий артистического директора Нины Раутио.
Раньше такое можно было увидеть только в телерепортажах о бастующих где-то в далеких от Карелии уголках России учителях и шахтерах. Голодающие солисты "заняли оборону" на третьем этаже театрального здания, там, где артисты обычно готовятся к спектаклям. С собой принесли только упаковку минералки: без воды, понятно, долго не продержишься. Ночевали тут же, на расстеленных на полу матрасах.
Голодающих наблюдал врач: вынужденный пост реально угрожал здоровью артистов. На четвертые сутки голодовки увезли в больницу Валерия Дворникова. Об этом, правда, удалось узнать из "неофициальных источников": по мере того как накалялись страсти, журналистам становилось все труднее проходить в здание театра. По приказу администрации в "доме с колоннами" в спешном порядке ввели строгую пропускную систему. 25 марта в эфире карельской телекомпании "Ника плюс" Нина Раутио на вопрос ведущей, пропустят ли съемочную группу к голодающим артистам, ответила отрицательно.
Получается, что руководство театра сознательно пошло на нарушение закона о СМИ, в котором сказано, что журналисты имеют право посещать любые предприятия и учреждения и производить там записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники. Но так или иначе, а конфликт должен был разрешиться. В театре была создана согласительная комиссия, в которую вошли представители как администрации, так и коллектива. В итоге удалось добиться соглашения, по которому решения об аттестации отменены, артисты восстановлены в своих правах. Нина Раутио остается на должности артдиректора (вначале солисты требовали ее отставки). Артисты прекратили акцию протеста и были направлены в городскую больницу, где их уже несколько дней ждала специально приготовленная палата: выход из столь длительной голодовки - дело серьезное, необходим присмотр врачей.
Все закончилось хорошо. Но петрозаводчан, особенно в преддверии 300-летия города, волнует вопрос: как все эти отбушевавшие "театральные страсти" скажутся на качестве театральных постановок? А публика в карельской столице взыскательная..."