" 31 марта 2003 г. на 508 километре трассы Мурманск - Петербург, вблизи карельского города Кондопога, водитель автомобиля «Фольксваген-пассат» не справился с управлением на мокром шоссе и столкнулся с лесовозом. Подобные аварии на трассе «Мурманск-Санкт-Петербург» не редкость, но именно эта авария вызвала повышенный интерес со стороны Управления собственной безопасности МВД России. А у очень многих, как бывших, так и нынешних сотрудников МВД огромное облегчение. Сразу же появились слухи о возможном «заказе», что и неудивительно – слишком многим смерть водителя иномарки оказалась выгодной.
В аварии погиб Александр Иванович Белкин. Бывший полковник милиции, бывший заместитель начальника криминальной милиции УВД Мурманской области и бывший же «серый кардинал» мурманской милиции. А на момент смерти – фигурант вяло текущего уголовного дела «о северной милиции». Мы рассказывали об этом деле летом прошлого года (см. FLB «Чеченский десант на Север России»), когда неожиданно для следственной бригады Белкин (впрочем, Белкиным, сменив паспорт, он стал не так уж давно, а до этого был Вахой Сейтхановичем Асхабовым, чеченцем по национальности) был освобожден: Генпрокуратура не продлила срок содержания под стражей. Ходили слухи, что к освобождению Асхабова-Белкина приложил руки один из заместителей Генерального прокурора. Без высоких покровителей освобождение Асхабова вряд ли обошлось, по словам оперативников, «доказуха на подозреваемого была железная». Злоупотребление служебным положением (причем не меньше десятка эпизодов), мошенничество, взятки.
Наиболее интересным из всей деятельности Вахи представляются его махинации с автомобилями. По некоторым данным, Ваха контролировал розыск машин, а в дальнейшем возвращал их «истинным» владельцам. К примеру, в Мурманске был задержан джип, находившийся в розыске. Автомобиль изъяли и вернули владельцу в Петербурге. Через несколько месяцев сотрудники УБОПа задержали угонщика этого джипа, который признался, что на самом деле угнал этот внедорожник в Польше. Петербуржец же стал владельцем джипа, как считает следствие, отблагодарив Ваху $10 тысячами. Таким же образом владельцем авто стал и следователь Печенегской прокуратуры Иманов.
В числе прочих эпизодов следствие вменяло Асхабову-Белкину получение незаконной компенсации за разрушенный в Чечне дом - как удалось выяснить следствию, это здание стоит в целости и сохранности. Этот факт заставляет задаться вопросом: почему боевики не тронули жилье федерального милиционера?
Как рассказали корреспонденту FLB, источники из Управления собственной безопасности, это дело уже должно было развалиться. Однако, по некоторым данным, стараниями начальника Мурманского УБОП Владимира Гавриленко, спустить его на тормозах не удавалось. Постоянные вызовы на допросы Белкина-Асхабова заставляли нервничать не только самого подследственного, но и некоторых других высокопоставленных чиновников МВД и Прокуратуры. Именно благодаря покровительству самых высоких чинов бывшему начальнику Мурманского УВД Юрию Плугину и его ближайшему помощнику Асхабову удалось бы превратить Мурманскую область в некое подобие удельного княжества. С 1998 года, с начала правления Плугина, письма и жалобы в МВД на действия нового начальника сыпались потоком, однако ничего не происходило. Приезжавшие проверки, проведя в области неделю-другую, уезжали восвояси, нагруженные подарками северной земли.
Следствию так и не удалось выяснить, кому именно в Московскую область в 2000 году Плугин отправил две машины гранитных плит под охраной ОМОН. Как известно, обитатели Рублевского шоссе, любят отделывать этим камнем свои загородные дома. Были подозрения, что гранит предназначался генералу Федорову. Кстати, в настоящее время Федоров уже не работает в МВД, а является членом Совета Федерации от Вологодской области. А новый начальник Мурманского УВД Федотов - тоже из Вологды. Сейчас УСБ пытается преподнести разгром плугинской команды как мощную победу службы собственной безопасности. Но в Мурманске считают, что сместить Плугина удалось лишь настойчивости начальника Мурманского УБОП полковника Гавриленко.
Противостояние Плугина и Гавриленко началось сразу после приезда нового начальника УВД в начале 1998 года. По словам осведомленных лиц, Плугин попытался устроить Асхабова заместителем начальника УБОП, но Гавриленко не допустил чеченца в свое управление. С этого все и началось: Плугин несколько раз пытался сместить строптивого начальника, но «нашла коса на камень». Последнюю проверку УВД, по слухам, инициировал именно Гавриленко. И ему удалось добиться, чтобы в группе проверяющих были не только сотрудники МВД, но и ФСБ. Почти три месяца ревизоры инкогнито работали в области. Результатом стал арест Асхабова и отставка Плугина, Балакина и еще нескольких сотрудников областного аппарата УВД. Один из присутствовавших при аресте Вахи оперативников рассказывал, что для Асхабова происходящее было настоящим шоком. Может, именно поэтому он потребовал себе переводчиков сразу с трех языков: с чеченского, казахского и украинского. Но это, видимо, было от растерянности.
Впрочем, чья бы это ни была победа, она оказалась пирровой. Главный фигурант дела погиб, а без него уже не удастся привлечь к ответственности тех, кто прикрывал деятельность «удельных князьков». И даже если кто-то и приложил руку к этой аварии (впрочем, сотрудники ГИБДД Карелии считают, что авария действительно была случайной), то вряд ли широкая общественность об этом когда-нибудь узнает.