" Арсенал борьбы с монополистами пополнился новым инстументом - телевизионной рекламой. Уже скоро на телеэкранах появятся антимонопольные ролики , сделанные холдингом "ВидеоИнтернешнл" по заказу Министерства по антимонопольной политике (МАП).
Для рекламной кампании МАПа сняты четыре ролика под условными названиями "Детский сад", "Ресторан", "Брэк" и "Барьеры". Как рассказал "Ведомостям" креативный директор "РАВИ - Видео Интернешнл" Иван Чимбуров, в первом ролике два провинившихся бизнесмена стоят в углу, а закадровый голос воспитателя, олицетворяющего МАП, призывает их не вступать в ценовые сговоры и не вести бизнес по-детски (слоган - "Сделаем российский бизнес взрослым! "). Второй ролик учит потребителей отстаивать свои права в судах, третий представляет собой перемонтированный мультфильм Гарри Бардина про боксеров, его слоган - "Играть по правилам! ". А в четвертом ролике показаны бегущие бизнесмены, с трудом перепрыгивающие через барьеры в виде чиновничьих столов.
"Мы хотели в доступной форме рассказать о своей работе. Мы действительно выступаем в роли воспитателей, которые вынуждены штрафовать и наказывать", - говорит пресс-секретарь МАПа Лариса Булгакова.
Примечательно, что создавший ролики холдинг "Видео Интернешнл" оценивает свою долю в продажах телерекламы в стране в 70%. Но центральный аппарат МАПа никогда не предъявлял к холдингу никаких претензий: формально телевизионная, газетная и прочие виды рекламы не являются отдельными рынками.
О стоимости рекламной кампании представители "Видео Интернешнл" не говорят, ссылаясь на конфиденциальность договора с клиентом. Ларисе Булгаковой сумма тоже неизвестна, поскольку финансирует кампанию, по ее словам, Министерство печати. Но получить там комментарий "Ведомостям" не удалось.
По словам руководителя отдела СМИ "Видео Интернешнл" Александра Лигера, телеканалы не берут деньги за показ социальной рекламы (это подтвердил "Ведомостям" и директор общественных связей "Первого канала" Игорь Буренков). Ст. 18 закона о рекламе обязывает телекомпании предоставлять под социальную рекламу 5% отводимого под рекламу эфирного времени, но слова "бесплатно" в законе нет. Сказано лишь, что "оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора". На практике платить приходится лишь за создание роликов, но и тут, по словам старшего вице-президента Media Arts Group Дмитрия Чернышенко, цены гораздо ниже рыночных. Например, если среднерыночная стоимость 30-секундного ролика от первой пятерки производителей (DTV, Park VI, Teko, Dago, Focus) составляет чуть больше $40 000, то социальную рекламу можно снять за $10 000, говорит Чернышенко. "Рекламу для МНС про регистрацию юрлиц мы снимали в помещениях министерства, без декораций, но все равно не смогли покрыть свои затраты", - признался он. А по словам эксперта ИНП "Общественный договор" Олега Комаровского, цены на постановочные социальные ролики колеблются от $5000 до $15 000 за съемку плюс $3000 - 5000 за креатив, а мультипликационные обходятся в несколько раз дешевле. "Общественный договор" был инициатором первой рекламной кампании против административных барьеров (один из роликов начинался словами "Вася построить решил водокачку. .. "). Но оценить эффективность такой рекламы довольно сложно. "Все четыре закона из пакета по дебюрократизации Госдума в итоге приняла. Но могут быть разные мнения, чья в этом заслуга", - шутит Комаровский.
Бизнесмены, которым адресованы "воспитательные" ролики МАПа, отнеслись к этой инициативе скептически. Директор департамента внешних связей "Базового элемента" Алексей Дробашенко считает, что крупный бизнес ведет себя достаточно цивилизованно. "А нецивилизованных рекламными роликами не перевоспитаешь", - добавляет он."