На "Севмаше" делают все, чтобы спецзаказ выполнить в срок
"Контракт с фирмой "Маммут" на постройку двух понтонов по чертежам заказчика ФГУП ПО "Севмашпредприятие" заключило 30 мая 2001 года. А уже 15 сентября в районе Мурманска готовые понтоны должны быть переданы голландским специалистам, ответственным за подъем и транспортировку "Курска".
В эти дни жизнь на заводе бурлит. На основных производствах работа организована в три смены, как бывало во времена больших и срочных оборонных заказов.
- Построить такие понтоны для нас не проблема,- говорит заместитель генерального директора СМП по оборонному заказу Владимир Чувакин.- Мы уже выполняли экспортные заказы на постройку больших морских понтонов. Но здесь все дело в сроках - на все про все нам было отпущено только три с половиной месяца...
В рабочем кабинете Чувакина на стене рядом с картой Белого моря - "График строительства понтона проект 068 заказ 98059 в цехе 55". Утвержден генеральным директором СМП 20 июня. Сроки каждой операции расписаны по дням: обработка металла для днища, изготовление продольных переборок, готовность стапель-поезда к закладке, изготовление трубопроводов. Внизу - полтора десятка подписей начальников цехов, руководителей служб, их заместителей. Рядом с одной из подписей звездочка, к ней сноска: "Согласен при условии поставки грунта 18 июня".
- Заказчик выставил условие, чтобы при обработке металла мы использовали межоперационный грунт норвежской фирмы Jotun Paints,- вносит ясность коллега Чувакина, заместитель генерального директора СМП по гражданским заказам Олег Коротков.- И тот, кто персонально отвечал за подготовку металла к сварочным и монтажным работам, выражал беспокойство: сумеем ли мы в столь сжатые сроки обеспечить поставку грунта из Норвегии? Ведь требовалось-то не две банки и не ведро - 14 тонн! Сегодня мы с благодарностью отмечаем сверхоперативность наших норвежских партнеров- по первому же запросу они собрали все наличные запасы требуемого грунта (он оказался трех разных оттенков) и без предоплаты, по сути под честное слово, отправили трейлер в Россию.
Как было сказано, на СМП одновременно строятся два понтона - правого и левого борта. Они идентичны и зеркально воспроизводят друг друга относительно продольной переборки. За "правый борт" (он закладывается в 55-м цехе) персонально отвечает Чувакин, за "левый" (в цехе 50) - Коротков.
Что представляют собой эти сооружения и каково их предназначение? Понтон в готовом виде будет иметь форму гигантского пенала длиной 100 метров с двумя башнями, его ширина и высота соответственно пятнадцать и девять метров, вес - 1700 тонн. Увидеть воочию и запечатлеть на фото можно пока лишь отдельные фрагменты - стальные секции, из которых будут набирать сначала днище, затем переборки и борта, а потом уже - палубу. Всего таких секций для одного понтона требуется 74. Ими заняты сейчас все свободные площади в корпусно-сборочном производстве, для чего пришлось временно приостановить работу по некоторым гражданским проектам.
Но люди, переведенные на строительство понтона, такому повороту даже рады. И не только потому, что появилась, как в прежние времена, напряженная и хорошо оплачиваемая работа. Цель, ради которой создаются понтоны, настраивает на максимальную самоотдачу. Тут, считай, каждый третий или второй участвовал в строительстве "Курска". Есть те, кто лично знал парней из погибшего экипажа, дружил с их семьями. Многие на "Севмаше" отложили на осень свои летние отпуска, готовы работать сверхурочно, когда это требуется, чтобы не допустить отставания от графика. В обеденный перерыв в корпусно-сборочном производстве удалось побеседовать с разметчиками стальных листов и сварщиками. Как выяснилось, к производству сварочных работ на понтонах допущены только самые опытные и квалифицированные. Причем лишь после того, как комиссия Морского регистра России проверила качество выполненной ими контрольной сварки и выдала сертификат соответствия требованиям фирмы-заказчика.
- Я много лет уже на заказах Военно-Морского Флота, к качеству моей работы не было претензий от военной приемки, но в этот раз и мне пришлось держать экзамен,- признался Василий Лысцев, сварщик на автоматических машинах.
Василий Николаевич буквально на минуту отвлекся, чтобы ответить на вопрос, но и в эти секунды его взгляд не отрывался от линии, вдоль которой двигалось раскаленное жало его сварочного агретата, соединяя вместе два мощных стальных листа.
Прощаясь, поймал себя на мысли: пусть этот шов, проложенный в моем присутствии, не подведет в решающий момент. А этот самый момент, согласно плану операции, наступит в сентябре. После того как гигантская баржа-платформа, принадлежащая фирме "Маммут", поднимет со дна Баренцева моря тысячетонную громаду "Курска" и на тросах под собственным днищем отбуксирует в район поселка Росляково на мурманском побережье. Здесь и потребуются северодвинские понтоны. Как пояснили специалисты, они нужны для финального этапа операции - постановки "Курска" на стапель плавдока.
Никто из моих северодвинских собеседников даже на минуту не усомнился в том, что свои обязательства по контракту "Севмаш" выполнит в срок и надлежащим образом. Не сомневается в этом и официальный представитель фирмы "Маммут" Дирк ван дер Торн, аккредитованный при заводе. В помещении Дома инженерно-технических работников ему предоставлен офис, обеспечена бесперебойная связь со своей фирмой и руководством СМП, выделен персональный переводчик. В момент нашего знакомства господин Торн получил по факсу важное известие: специалисты "Маммут" наконец-то определились, где, когда и какого типа насосы будут устанавливаться на понтонах.
Среди более чем сорока фирм и предприятий-смежников, задействованных в строительстве понтонов, на СМП выделяют ОАО "Северсталь", ООО "Севергазпром" (Ухта), ТОО "Тоаз-Диоксид" (Тольятти), ОАО "НТМК" (Нижний Тагил), которые обеспечили поставки сырья и материалов под контракт с "Маммут" точно в сроки в нужном сортаменте. В ближайшие дни основные работы по строительству понтонов переместятся в цехи 50 и 55, где уже подготовлены к закладке стапель-поезда. Весь июль и большую часть августа сюда будут доставлять для монтажа готовые, принятые Морским регистром секции.
В двадцатых числах августа оба сооружения должны быть готовы. После того как понтоны проверят на герметичность, начнется подготовка к выводу из цеха. Затем - спуск на воду и транспортировка морем к месту передачи заказчику. Морской переход протяженностью около 500 миль займет ориентировочно 5-6 дней. "