"Министерство финансов России уведомило питерские власти о блокировке выделения Петербургу средств федерального бюджета. Телеграмму, где сообщается об этом "приятном" известии, направил Владимиру Яковлеву заместитель министра финансов Сергей Вязалов. Причина происходящего - нежелание города взять на себя долг по злополучному кредиту РАО ВСМ.
Обоснованность действий Минфина вызывает большие вопросы. Мало того. Они представляются совершенно незаконными, и при определенных обстоятельствах могут повлечь весьма неприятные последствия для самих руководителей "денежного" министерства...
Все началось с того, что в минувшую среду стало известно об отказе Минфина утвердить годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2002 год. Отчет прошел все стадии согласований в министерстве, получив более двух десятков необходимых виз, и "споткнулся" на двух департаментах, курирующих вопросы государственного долга. Там в директивной форме потребовали "отразить в отчете задолженность по кредиту, привлеченному для строительства транспортно-коммерческого центра для РАО "ВСМ" в Санкт-Петербурге в сумме 2,6 миллиарда рублей".
Иными словами, от Петербурга потребовали признать, что город готов платить долги "высокоскоростных" строителей, составляющие на сегодня вместе с процентами около 90 миллионов долларов. Те самые долги, которые, как уже неоднократно было доказано, не имеют к Петербургу отношения, поскольку в 1998 году Законодательное собрание отказалось утвердить договор поручительства. В течение всех последующих лет ни в городских законах о бюджете, ни в каких-либо иных законах или постановлениях ЗакСа ни в какой форме не признавалась ответственность Петербурга по этому кредиту.
При этом достаточно хорошо известно, что российское правительство и Минфин, возглавляемый "московским петербуржцем" Алексеем Кудриным, не раз пытались волевым порядком переложить на Петербург долг РАО "ВСМ". Однажды - в 2001 году - запись о том, что северная столица является гарантом возврата этого кредита, даже проскочила в закон о федеральном бюджете. На следующий год это уже не удалось: питерские депутаты Госдумы проявили бдительность и сумели вычеркнуть из федерального бюджета-2002 какое-либо упоминание об ответственности Петербурга по "высокоскоростным" долгам.
Теперь же выясняется, что Минфин решил пойти другим путем. По принципу - не мытьем, так катаньем. При этом представители министерства сперва отказывались утверждать питерский отчет об исполнении бюджета, а затем сделали вид, что отчет вообще не представлен. Упомянутую выше телеграмму Вязалова (бывшего первого заместителя Кудрина в питерском Комитете экономики и финансов в 1994 - 1996 годах) стоит процитировать. Орфография оригинала сохранена:
"Уважаемый Владимир Анатольевич! Довожу вашего сведения, что 21 марта Минфином закончен срок приемки годовых отчетов за 2002 год по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Настоящего времени комитетом финансов Санкт-Петербурга не сдан годовой отчет при сроке 17-21 марта 2003 года, что является нарушением бюджетного законодательства. Целью устранения допущенного нарушения уведомляю о блокировке расходов по средствам, причитающимся к получению региону из федерального бюджета, исключением средств фонда компенсаций"...
Здесь закручена своя интрига. Как утверждают наблюдатели, в частности депутат Госдумы Сергей Попов, город подал годовой отчет вовремя. Но правительство "завернуло" его, признав отчет "неправильным" - и в этом явно превысило свои полномочия. Ведь согласно 241-й статье Бюджетного кодекса, отчет об исполнении бюджета готовит администрация региона, а исключительным правом его утверждать (или не утверждать) обладает соответствующий представительный орган, в данном случае - Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Минфин же никакими полномочиями на сей счет не наделен. Его функция - чисто техническая: для того чтобы составить отчет об исполнении консолидированногоо бюджета России (включающего бюджеты регионов), надо собрать данные об их исполнении. Но только собрать - а не решать, "правильный" или "неправильный" отчет прислан из региона.
Но и это не все. Право на блокировку расходов федерального бюджета, связанных с региональными программами, Минфин - согласно все тому же Бюджетному кодексу, а именно 231-й статье, - имеет лишь в двух случаях. Либо тогда, когда федеральные средства выделялись региону при строго оговоренных условиях, которые регион нарушил, либо в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств. Все. Ни слова о том, что выделение средств можно заблокировать на том основании, что чиновникам Минфина не понравился региональный отчет, Бюджетный кодекс не содержит. Напротив, он содержит прямую норму о том, что блокировка, произведенная при отсутствии указанных выше причин, является грубейшим нарушением бюджетного законодательства...
Трудно предполагать, что все эти положения Бюджетного кодекса неизвестны Алексею Кудрину (принять решение о блокировке имел право только он). Но в чем тогда причина? Неужели лишь в том, что большинство "московских петербуржцев", как показывает практика, переехав в столицу, напрочь теряют симпатии к родному городу, предпочитая высокомерно "контролировать" и "указывать на недостатки", но не помогать? Тот же Кудрин и его министерство не раз действовали так, чтобы максимально затруднить Петербургу получение положенных ему средств (достаточно вспомнить историю, когда усилиями Минфина было на полгода заморожено финансирование по итальянскому кредиту, выделенному на восстановление Кировско-Выборгской линии метро).
Думается, все не так просто. Пикантность ситуации заключается в том, что окончательное признание того факта, что долги РАО "ВСМ" должна отдавать именно федеральная, а не питерская власть, автоматически означает, что и отвечать за закопанные в котлован у Московского вокзала миллиарды придется тоже ей. Понятно, что Центр стремится любыми способами этого избежать. Но если в Минфине предполагают, что питерские власти под угрозой лишения федерального финансирования согласятся взять на себя долг РАО "ВСМ", адекватный примерно 500 рублям на каждого жителя, а заодно и ответственность за бездарно растраченные деньги, то этот расчет глубоко неверен.
Возможно, Центр рассчитывал надавить на Владимира Яковлева? Но ведь его решения в данном случае недостаточно, нужно еще согласие депутатов Законодательного собрания. Они же, узнав о происходящем, подготовили жесткое обращение к премьеру Михаилу Касьянову с требованием пресечь незаконные действия Минфина, которые наносят городу ущерб и, по сути, ставят под удар предстоящее трехсотлетие Петербурга. Ведь под "блокировку"-то подпадают в первую очередь средства, выделяемые на "юбилейные" мероприятия...
С учетом всего этого скандал может получиться громким. А если вспомнить еще, что отношения Касьянова и Кудрина и так оставляют желать лучшего, последствия для вице-премьера и его подчиненных могут оказаться самыми неприятными... "