Заместителей Евгения Наздратенко начали сажать. Вчера взят под стражу первый зампред Госкомрыболовства Юрий Москальцов. Генпрокуратура подозревает его в хищении на сумму $6 млн.Квота, выделенная магаданскому НИИ для научных целей, была якобы освоена близкими Москальцову и магаданскому губернатору Цветкову компаниями.
Журналисты газет Ведомости, Известия и Время новостей о подоплеке арестов:
"Юрию Москальцову 62 года. С 1993 до 2001 г. был президентом объединения акционерных общественных предприятий рыбной промышленности Дальнего Востока "Дальрыба". После перехода бывшего приморского губернатора Евгения Наздратенко на работу в Госкомрыболовство Москальцов стал его первым заместителем.
По словам замгенпрокурора Владимира Колесникова, Москальцов подозревается в превышении должностных полномочий (ст. 201 УК) и в хищении чужого имущества (ст. 158 УК) и задержан по так называемому "крабовому делу". Ему грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. В московской прокуратуре "Ведомостям" пояснили, что "крабовое дело" было выделено в конце прошлого года из дела об убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова Суть дела такова. Распоряжением правительства от 12 сентября 2002 г. N 1270р была увеличена "научная" квота на вылов в североохотской зоне синего краба (на 240 т) , краба-стригуна опилио (на 1550 т) и трубача (на 990 т). Получателем квот должен был стать магаданский НИИ рыбного хозяйства. Обоснование выделения квот было представлено в Госкомрыболовство в апреле 2002 г. Магаданским НИИ, его поддержал научный совет ВНИИ рыбного хозяйства, а летом оно прошло экспертизу Минприроды и в итоге легло в основу правительственного распоряжения.
В итоге, по словам источника в Генпрокуратуре, квоты осваивались созданным в 2002 г. по инициативе магаданского губернатора ОГУП "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов". А поскольку это предприятие не имеет собственных судов, лов крабов и моллюсков по "научной" квоте осуществляла компания "Дальрыбфлот", связанная с ОГУП договором.
"На данный момент по делу уже арестовано три человека, и, я думаю, к ответственности будут привлечены и другие лица", - цитирует Колесникова "Интерфакс". Арестованы руководитель "Дальрыбфлота" Виктория Тихачева и директор Магаданского НИИ Александр Рогатных. Нанесенный государству ущерб источники в прокуратуре оценивают в $6 млн. По мнению источника в прокуратуре, ОГУП должно было направить выручку на финансирование института, однако деньги ученым не поступили.
Незадолго до возбуждения "крабового дела" запросы в Генпрокуратуру и ГКУ президента на эту тему направил депутат Думы, член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Борис Резник. По его словам, Москальцов подписывал в Госкомрыболовстве документы с просьбой о выделении квот, и за это магаданские власти расплатились с чиновником квотой в 100 т краба-стригуна, которая была передана основанной Москальцовым приморской компании "Дальрыба".
Адвокат Москальцова Зинаида Батракова сообщила "Ведомостям", что ее клиент не признает себя виновным. "Он подписал по просьбе Цветкова и Тихачевой только одну бумагу самого общего характера, и речь в ней вообще шла о рыбе, а когда окончательно решался вопрос по научным квотам, Москальцов находился в отпуске", - утверждает адвокат. По словам Батраковой, "свои акции "Дальрыбы" Москальцов давно передал в управление сыну и менеджерам компании и не имеет к ней никакого отношения".
В Минприроды, чиновники которого организовывали экспертизу обоснования к выделению "научных" квот, утверждают, что МПР не играло решающей роли в выходе распоряжения правительства. "Мы не выносим решений, а лишь рекомендуем", - говорит начальник департамента экологической экспертизы Амирхан Амирханов. По его словам, ничего необычного в размере научной квоты нет.
Информированный источник в аппарате правительства считает, что неприятности Москальцова и всей команды Наздратенко только начинаются. "За пост главы Госкомрыболовства идет большая борьба, и "крабовое дело" подвернулось противникам Наздратенко как нельзя кстати", - уверен источник.
Еще на эту тему:
Известия
"ПОЛУЧАЕТСЯ, САЖАТЬ НУЖНО ВСЕХ"
Тихачева выступила с беспрецедентным заявлением о давлении на нее сотрудников ГУБЭПа МВД с целью получения взятки и ликвидации ее бизнеса.
Во вторник Генпрокуратура России арестовала заместителя председателя Госкомрыболовства России Юрия Москальцова. Он вместе с Викторией Тихачевой, бывшим советником губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, застреленного в прошлом году , и директором Магаданского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Александром Рогатных обвиняется в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением при получении научных квот. Одновременно Тихачева выступила с беспрецедентным заявлением о давлении на нее сотрудников ГУБЭПа МВД с целью получения взятки и ликвидации ее бизнеса.
Арест
То, что Юрий Москальцов будет арестован, стало ясно после недавней пресс-конференции заместителя генпрокурора России Владимира Колесникова. На ней он дважды оговорился, что по делу о незаконном распределении квот и хищении биоресурсов в Магаданской области "арестованы директор Магаданского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (МагаданНИРО) Александр Рогатных и заместитель председателя Госкомрыболовства Москальцов". Хотя всем было известно, что чиновник до вчерашнего дня был хоть и на больничном, но все-таки на свободе.
На той же пресс-конференции Колесников выдвинул еще ряд экономических предложений, которые, по выражению одного из руководителей Госкомрыболовства, были не только "космического масштаба, но и космической глупости".
- Я с трудом представляю, что такое квоты. Но я знаю, что средний рыболовецкий траулер в течение года вылавливает продукции на $10 тыс. Давайте мы ему продадим лицензию за $8 тыс., а остальное оставим на зарплату. И армия надсмотрщиков будет просто не нужна.
Поэтому прежде чем рассказать о выдвинутых против Юрия Москальцова обвинениях, поясним, какие бывают квоты и зачем они нужны. Тем более что без этого невозможно понять суть уголовного дела. Квоты бывают промышленные, которые распределяются бесплатно по регионам и составляют в 2003 году 51% от общего количества лимитов, аукционные, реализуемые на торгах, - 43%, и научные, не превышающие 4,5%. Доля остальных квот, так называемых международно-правовых и для малочисленных народов Севера, несущественна и составляет всего 1,5%.
Дело против Москальцова касается злоупотреблений с "научными квотами". Согласно постановлению о предъявлении обвинения "губернатор Магаданской области Валентин Цветков, действуя в интересах Тихачевой, руководителя ООО "Магаданрыбфлот" и ООО "Дальрыбфлот", а также заместителя председателя Госкомрыболовства Москальцова, одновременно являющегося одним из совладельцев АО "Дальрыба", используя свое высокое должностное положение и авторитет, предпринял меры для необоснованного выделения дополнительных научных квот".
Вообще, работы по определению запасов морских биоресурсов и общих допустимых уловов проводятся одиннадцатью НИРО по всей стране. МагаданНИРО не исключение. По решению ученого совета ему регулярно выделялись подобные лимиты. Поскольку своего флота у института не было, не считая сломанного тральщика "Зодиак", он заключал трехсторонние договоры с рыбодобывающими компаниями и Национальным рыбным ресурсом, фактически выполняющим функции ХОЗУ Госкомрыболовства. При этом нормативных документов, касающихся распределения прибыли "от научных квот", нет. Практика же сложилась такая. Сначала оценивается примерная стоимость еще не выловленных биоресурсов. Из этой суммы половина денег уходит рыбодобывающим компаниям (в данном случае магаданскому ГУПу, а также фирмам Тихачевой и Москальцова, которые были близки к губернатору Цветкову), а другая половина распределяется между НИРО и Нацрыбресурсом в пропорции 70 на 30%.
Случилось так, что в прошлом году МагаданНИРО попросил дополнительных квот на вылов самых валютоемких биоресурсов: 168 тонн синего краба, 1066 тонн краба-стригуна опилио и 972 тонны трубача. Как утверждается в прокурорском постановлении, летом 2002 года Рогатных "по сговору с Цветковым, Тихачевой и Москальцовым подготовил и утвердил, без рассмотрения на ученом совете, биологическое обоснование увеличения допквот, причем сделал это задним числом". Тем самым, как считают следователи, директор института ввел в заблуждение чиновников Минприроды и Госкомрыболовства, готовивших правительственное постановление.
Далее в бумаге Генпрокуратуры отмечается, что "выловленная продукция была продана за рубеж на общую сумму не менее $6,2 млн, чем причинен тяжкий ущерб государству".
В Госкомрыболовстве утверждают, что арестом Москальцова, Рогатных и Тихачевой Генпрокуратура создает опасный прецедент. "Дополнительные квоты получали и на Камчатке, и на Каспии, - говорят там. - Это случается сплошь и рядом. Даже если предположить, что Рогатных был не прав, но его решение о выделении допквот одобрили эксперты Минприроды. Они его не поправили, посчитав обоснование вполне убедительным. Сама же процедура подписания и согласования правительственного постановления была безупречна. Получается, что сажать надо всех. Так будет и логично, и справедливо. А то сейчас доходит до смешного. Например, следователи нам ставят в упрек, что мы нарушили правительственное постановление № 566 "О правилах вылова биоресурсов в научно-исследовательских целях...", которое предусматривает добычу рыбы только силами флота НИРО. Но это абсолютно нереалистичный документ, потому что у институтов мало собственных судов, а без привлечения кораблей со стороны они не смогут выполнять научные задачи".
Страшное письмо
Впрочем, многое становится понятным, если прочитать заявление Виктории Тихачевой на имя начальника Главного управления собственной безопасности МВД России Константина Ромодановского. Она написала его еще будучи на свободе.
"Считаю, что возбуждение данного уголовного дела умышленно инициировано прокуратурой Магаданской области и сотрудниками ГУБЭПа МВД России в интересах частных коммерческих организаций ООО "Маг-СИ" и ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", - утверждает Тихачева. - Оно направлено на перераспределение квот на вылов водных биоресурсов в пользу этих организаций, которыми руководит Михаил Котов. Цветков считал, что при распределении квот основным приоритетом для области является загрузка мощностей ГУП "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов". С такой позицией был не согласен Котов, который всяческими способами пытался отвоевать для своих фирм льготы, цена которых - миллионы долларов. В частности, Котов через одного из членов правительства просил Цветкова передать ему часть квот на вылов 400 тонн краба и 200 тонн трубача. Губернатор в просьбе отказал, сказав ему: "Если хотите нормально работать, то на общих основаниях заключайте договор с ГУПом о совместной работе - никаких исключений ни для кого не будет".
Сначала Котов отказался, но затем через своего заместителя начал вести переговоры. 16 октября 2002 года условия договора между фирмой Котова и ГУПом были окончательно согласованы, но сам документ не подписан. В этот же день Котов неожиданно для всех улетел из Магадана в Аргентину. Через два дня в Москве был убит губернатор Цветков. 20 октября по своим каналам узнаю, что на меня от Котова поступил заказ в ГУБЭП МВД России.
24 октября сразу же после похорон Цветкова меня вызвал заместитель начальника 11-го отдела ГУБЭПа Эдуард Васильев. Он заявил буквально следующее: "Мы знаем, что у вас имеется дом в Сиэтле. Не хотите ли вы оставить свой бизнес и уехать туда? Вам необходимо подумать о детях. В противном случае у вас будут проблемы. Вы же понимаете, что я, сидя в этом кабинете, могу вам их организовать. Выхода у вас нет. Идите и хорошо подумайте".
1 ноября Васильев вновь пригласил меня и поинтересовался, подумала ли я над его предложением и что выбрала. На мой ответ, что мне нечего бояться, фирму я не ликвидирую и никуда не уеду, Васильев заявил: "Тогда увидишь, что я с тобой сделаю. Когда тебе будет совсем плохо и ты передумаешь - позвони мне" и дал свой номер телефона.
6 ноября и.о. прокурора Магаданской области Н. Носиков возбудил уголовное дело по факту незаконного распределения квот в 2002 году. Вскоре мне позвонил один знакомый и сообщил, что на него вышли сотрудники ГУБЭПа и попросили убедить меня не упираться. В качестве отступного они просили $5 млн. При следующей встрече он сказал, что ГУБЭПовцы согласны в счет денег взять рыболовецкие суда... Часть разговоров я записала на пленку... Последовательность вышеизложенных событий, удивительная быстрота их развития сразу после убийства Цветкова наводят на очень серьезные подозрения о причинах убийства... Котов любой ценой хотел стать в Магаданской области монополистом в сфере добычи водных биоресурсов".
Еще более определенно выступила вдова губернатора Л. Цветкова, заявившая в письме министру внутренних дел Борису Грызлову, что "оперативник Васильев на встрече с Тихачевой заявил, что у Котова большие связи в Москве, а Родин (бывший министр рыбного хозяйства) является его компаньоном в фирмах "Маг-СИ" и "Тихоокеанская рыбопромышленная компания". Родин, в свою очередь, дружит с заместителем генпрокурора Владимиром Колесниковым, возглавляющим расследование убийства моего мужа. И вообще мне непонятно, почему следователи ищут следы преступной деятельности Цветкова на посту губернатора вместо его убийц".
Сейчас оба эти заявления находятся в Генпрокуратуре России, сотрудники которой по факту вымогательства возбудили уголовное дело. Как оно развивается, неизвестно. Следователь Кметь, ведущий дело, наотрез отказывается общаться с журналистами. Но теперь Тихачева и вдова Цветкова небезосновательно утверждают, что аресты по этому делу - месть правоохранительных органов за строптивость.
Еще на эту тему:
Время новостей
"Рыбные" арестанты
Первый замглавы Госкомрыболовства Юрий Москальцов был вчера арестован Генпрокуратурой по обвинению в превышении полномочий и мошенничестве. Его подозревают в аферах с квотами на вылов морепродуктов - они должны были пойти на научные цели, но достались частным фирмам. В связи с этим расследованием ранее уже были арестованы советник губернатора Магаданской области Виктория Тихачева и руководитель Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (МНИИРО) Александр Рогатных.
Всплыло «крабовое» дело в ходе расследования убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Весной 2002 года МНИИРО попросил у государства выделить для Колымы дополнительные квоты на научные цели. Спустя несколько месяцев с этим согласилось Минприроды, и правительство подписало соответствующее распоряжение. Осенью Госкомрыболовство приступило к распределению дополнительных квот, а все необходимые бумаги для этого подписывали два замглавы комитета -- Юрий Москальцов и Леонид Холод.
По данным Генпрокуратуры, пошли все эти квоты, однако, не на научные цели, а достались фирмам, близким Валентину Цветкову. В первую очередь они перепали ГУП «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов» (МПДПМ), которое было создано по приказу губернатора и при участии Виктории Тихачевой. Причем МПДПМ не только не обладает научными судами, но и вообще не имеет своего флота. В результате под видом исследований было выловлено синего краба, трубача и краба-стригуна на 100 млн рублей. По данным Генпрокуратуры, во всей этой истории просматриваются злоупотребления со стороны покойного г-на Цветкова и возможные нарушения представителей Минприроды. За последний месяц следователи арестовали гг. Рогатных, Тихачеву, Москальцова, но, как заявил вчера замгенпрокурора Владимир Колесников, «это не единственные обвиняемые, которые пойдут за решетку по этому делу».
Александр ШВАРЕВ (Время новостей)"
26.03.2003
Виталий Иванов, Елена Евстигнеева Ведомости, Известия, Время новостей