"США подготовили список из двух тысяч иракских "военных преступников" - членов правящей элиты. Первые три места заняли в нем президент Саддам Хусейн с двумя сыновьями - Удаем и Кусаем. Согласно ультиматуму, оглашенному во вторник Джорджем Бушем, именно эти трое должны покинуть страну в течение 48 часов. В противном случае иракцев ждет война. Если же Саддам не согласится на "добровольную отставку", если его вместе с сыновьями американцы сумеют захватить живыми, всех троих ждет показательный процесс - по примеру трибунала, устроенного в Гааге над Слободаном Милошевичем. Но Саддам ультиматум отверг и заявил, что сдаваться не намерен. Он разделил страну на четыре военных округа. Командование главным из них - центральным, куда входит Багдад, - поручено младшему сыну диктатора Кусаю.
Становится очевидно: в будущей войне Саддам Хусейн может по-настоящему рассчитывать только на ближайших родственников и на представителей своего - тикритского - клана, которые составляют основу Республиканской гвардии Ирака, наиболее боеспособных армейских подразделений.
Помимо фактора боеспособности, однако, существует и другой - более значимый. Выходцами из тикритского рода пронизана в Ираке вся система государственного управления. Эти люди прекрасно понимают: если Саддам падет, то лишатся своих постов и они. И они не просто полетят, а будут схвачены и судимы.
Кто же они, тикритцы - уроженцы городка с 50-тысячным населением? Прежде всего - мусульмане-сунниты, представители иракского религиозного меньшинства, издревле жившие во "враждебном" шиитском окружении. Многих из них, по оценкам соседей-иноплеменников, отличают "такие врожденные черты, как воинственность, скрытность, жестокость и коварство". Иракский писатель Камран Карадахи подметил у тикритцев поговорку: "Убей его и новость, которую он принес". Один из приближенных и, разумеется, земляк Саддама сказал удивительно точно: "Нет никакой тайны в том, как мы управляем Ираком. Точно так же, как мы привыкли управлять Тикритом".
Руководители Ирака - необязательно члены хусейновской семьи или тикритского клана. Есть среди них просто соратники, но таких меньшинство. Это, скажем, вице-премьер, член Совета революционного командования, бывший глава МИД Тарик Азиз. Кстати, христианин.
Есть те, кто повязан с президентом и местом рождения, и десятилетиями преданной службы, и общими злодеяниями. Таков уроженец тикритских окраин, заместитель председателя Совета революционного командования Иззат Ибрагим Аль-Дури - один из ближайших и наиболее влиятельных помощников Хусейна. Правозащитная организация Human rights watch назвала его "человеком номер два в Багдаде с тех пор, как Саддам захватил всю полноту власти в стране". В марте 1988 года Иззат Ибрагим руководил карательной операцией "Анфаль" в курдской деревне Халабджа, когда под бомбами с химической начинкой погибли 5 тысяч курдов.
Таков вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан, сменивший в партии Баас не одну высокую должность. Он известен своей фразой, произнесенной на посту министра промышленности: "Я ничего не знаю о промышленности. Но я знаю, что любой недобросовестный работник должен быть казнен". Оппозиция обвиняет Таху Ясина Рамадана в том, что именно он приказал армии давить танками шиитов, восставших против режима в 1991 году.
Впрочем, попадаются в багдадских властных коридорах и лица, претендующие на интеллектуальность. К примеру, глава МИД Наджи Сабри аль-Хадити, у которого очень хорошие отношения с Кусаем, имеет докторскую степень по английской литературе. Заведовал иракским пресс-отделом в Лондоне, был послом в Австрии, в период войны в Персидском заливе - заместителем министра информации.
Все первые строчки в американском списке военных преступников заняли такие саддамовские земляки, как президентский секретарь Абид Хамид аль-Тикрити, Азиз Салих Нуман, который был губернатором оккупированного Кувейта, Хани Абд аль-Латиф Тилфан, ответственный, по данным США, за укрывание от инспекторов ООН оружия массового поражения.
Остается еще ближайшая родня Хусейна. В первую очередь - сыновья Удай и Кусай. 38-летний Удай, депутат Национальной ассамблеи, командует ополчением Fedayeen Saddam, натренированным на подавление любого мятежа. Ему принадлежат газета "Бабиль" и радиостанция "Голос Ирака". Отец Удаю не особо доверяет: однажды тот в бешенстве застрелил президентского денщика, да и вообще примерным поведением никогда не отличался - торговал контрабандной нефтью, охотился за привлекательными девушками, которых охрана "приглашала" к нему домой.
Иное дело - 36-летний Кусай. Этот в фаворе у отца, поскольку куда более управляем и дисциплинирован. Иракские СМИ называют его "надзирающим" за деятельностью Республиканской гвардии, западные аналитики - единственным наследником Саддама. В мае прошлого года был избран в руководство партии Баас.
Из прочих "семейных" политиков выделяется Али Хасан аль-Маджид, двоюродный брат Саддама, который, как и Азиз Салих Нуман, успел погубернаторствовать в захваченном Кувейте. Генерал, член Совета революционного командования. Для иракских курдов он - "Али-химик", поскольку травил их газами в 1988 году на пару с Иззатом Ибрагимом Аль-Дури. Участвовал в репрессиях против шиитов. Был и главой МВД, и министром обороны.
У остальных родственников, не считая здравствующих супруги и дочерей, а также умерших матери, отца и дяди, отношения с Саддамом не сложились. К примеру, его кузен Аднан Хайралла погиб в апреле 1989 года в вертолете, который взорвался, следуя из Багдада на север Ирака. Как признался позже некий сотрудник иракских спецслужб, президент лично приказал ему подложить в вертолет бомбу с часовым механизмом. Во время ирано-иракской войны Аднан Хайралла, ставший министром обороны, быстро набрал популярность в армейских кругах. За что и поплатился.
Барзан аль-Тикрити, единоутробный (по матери) брат Саддама, с конца 1960-х годов находился у него на полном иждивении, но несколько лет назад за что-то впал в немилость и был вынужден срочно перебраться за границу. Сейчас живет в Швейцарии.
Еще один единоутробный брат - Ватбан Ибрагим - до 1995 года возглавлял МВД, пока не был смещен. В том же году Удай, разругавшись с Ибрагимом, выстрелил в него из пистолета, попал в ногу, которую позже пришлось ампутировать.
Саддам Камель и Хусейн Камель (который создал Республиканскую гвардию и на протяжении нескольких лет курировал ядерную программу Ирака) - саддамовские зятья. В августе 1995 года бежали из страны в Иорданию вместе с женами и детьми. Скандал был страшный. Спустя семь месяцев братья в обмен на обещания Багдада их простить вернулись на родину. Где через несколько дней, отделив от домочадцев, их расстреляли 40 головорезов из президентской охраны, которыми командовал "Али-химик"."