Еще 7 августа краевая прокуратура официально заявила о том, что в недрах этого силового ведомства возбуждено сразу 2 уголовных дела против высокопоставленных чиновников администрации Лебедя. Это мэр Канска Сергей Гуров и начальник Главного управления продовольственных ресурсов администрации края Александр Бойченко.
"Часть первая, уголовная
Оба чиновника подозреваются в превышении служебных полномочий: специальная проверка, проведенная по материалам ФСБ, показала, что связка Гуров-Бойченко, находясь на государственной службе, занимается незаконной предпринимательской деятельностью. А именно: фактически владеют несколькими предприятиями по переработке зерна. Кроме того, по данным прокуратуры, Гуров и Бойченко, ранее входя в советы директоров Канской табачной фабрики и Канского ликеро-водочного завода, незаконно перевели за рубеж свыше 1 миллиона долларов США.
Получателем же этих денег за границей являлся не кто иной, как бывший заместитель красноярского губернатора по оперативным вопросам Николай Вернер – самая одиозная фигура в окружении Лебедя за все время его нахождения у власти в крае. Шлейф скандалов тянулся за Вернером еще с Приднестровья, где он, по данным “FLB-Сибирь”, являлся одним из организаторов так называемого Национального банка Приднестровья в тот момент, когда 14-й армией там командовал генерал-лейтенант ВДВ Александр Лебедь. Банк лопнул быстро, почти сразу после создания, испарившись вместе с его создателями и 5-ю миллионами долларов США. Имя самого Вернера после этого всплыло лишь в 1998-м в Красноярском крае после победы Лебедя на выборах губернатора. Тогда же вокруг Николая Вернера, ставшего замом губернатора и возглавившего общественно-молодежное движение “Лебедь” (которое сейчас идет на выборы в ЗС в составе блока “За Лебедя!” ), и стали возникать скандалы, самыми громкими из которых было обнаружение у краевого чиновника двойного гражданства (России и Израиля), а также его так не доказанное участие в расстреле красного флага в прикрасноярской деревне Комарово накануне первомайских праздников в 1999-м году. Кроме того, многие в Красноярске не забыли шумную потасовку в крупной городской гостинице “Турист”, где Вернер арендовал для себя и ОМД “Лебедь” целый этаж и где в августе того же 1999 пьяный и вооруженный охранник Вернера избил избил нескольких постояльцев, а также сотрудника 3-й роты ППС Караченцова и охранника работающей рядом фирмы “Козерог” (заявлений от пострадавших тогда в милицию так и не поступило, и дела по поводу такого ЧП не возбуждались – прим.ред.). Год назад Лебедь освободил Николая Вернера от занимаемой должности по состоянию здоровья, тот быстро исчез, объявившись затем в Германии, где стал заниматься скупкой русскоязычных средств массовой информации в этой стране. Больше о нем в Красноярском крае ничего не было слышно до недавнего времени.
Что же касается Сергея Гурова и Александра Бойченко, то именно они, создатели в свое время никому не известной оптово-закупочной фирмы “Богур”, после прихода к власти Лебедя и кипучей деятельности Вернера стали играть в политике Красноярского края довольно существенную роль. Сергей Гуров одно время был замом Лебедя, после чего, победив 2 года назад на выборах мэра в Канске, обосновался там настолько прочно, что вскоре его друг и компаньон Александр Бойченко занял в Красноярске место начальника Главного управления продовольственных ресурсов администрации края. Вскоре у Гурова откуда-то “нашлись” деньги, чтобы достроить заложенный им еще в 1993-м году собственный дом-крепость в поселке Слизнево (4-хметровая стена вокруг кирпичного дома-усадьбы в 350 квадратных метров плюс 25 соток земли). Александр Бойченко тоже, как вы понимаете, отнюдь не бедствовал…
Оба подчиненных Александра Ивановича до сих пор никак толково не прокомментировали этот скандал вокруг своих персон, заявляя лишь, что все это выгодно их политическим врагам и недругам губернатора.
Кстати, сам Лебедь тоже в долгу перед своими протеже не остался и прокомментировал однажды эту ситуацию с возбуждением сразу двух уголовных дел против его чиновников так: “Ситуация потешнейшая. До чего же надо было изнасиловать краевую прокуратуру и РУ ФСБ, что они вместо того, чтобы им заниматься спокойно расследованием, как им положено, в рамках уголовного дела, если оно есть, взяли и выплеснули все это в СМИ, а вторым, я имею в виду ФСБ—создается впечатление, что они все дела переделали свои, касающиеся безопасности государства, и теперь могут позволить себе роскошь заниматься злоупотреблениями служебным положением. Потешнейшая картина. Заказы надо исполнять более талантливо”.
В самой же прокуратуре на этот выпад ничего не ответили, тем самым дав понять, что им безразлично мнение Лебедя, и что они будут копать дальше.
Вряд ли после прихода к прокурорской власти в крае Виктору Гриню ничего не доложат о Гурове-Бойченко, а заодно не напомнят слова Лебедя о “заказах”. Да и ФСБ не та структура, которая молчит после подобных “наездов”…
Часть вторая, снова уголовная.
Любопытно, но вторая скандальная ситуация вокруг подчиненных Лебедя возникла уже через 3 дня после объявления прокуратурой о возбуждении уголовных дел против Гурова и Бойченко. И ситуация очень неприятная. 10 августа в дачном массиве под Красноярском милиция обнаружила 3 трупа – одного бомжа и двух таджиков. Жителей Душанбе, приехавших в наш город на заработки, кто-то неизвестный убил из гладкоствольного оружия, а бомжу чем-то тяжелым размозжили голову до неузнаваемости. Милиция стала искать убийцу – и практически сразу вышла на подозреваемого. Им оказался 23-летний Андрей Шубин – сотрудник охранного агентства “Атолл”, основанного Александром Бойченко для сопровождения грузов созданной им совместно с Гуровым фирмы “Богур” (Канская табачная фабрика). Руководители “Атолла” также входят в службу безопасности “Богура”. Сам же Шубин до того, как попасть в “Атолл”, служил в спецназе подводников. Свидетели преступления опознали его, когда Шубин выбегал с территории дачи, где было совершено тройное убийство, на ходу срывая с себя черную маску с прорезями для глаз. Взявшая след собака привела опергруппу именно к нему домой, где после обыска была найдена одежда со следами крови, а в гараже – 500 патронов от автомата Калашникова калибра 5,45мм и 10 патронов от охотничьего ружья.
Расследование этого убийства продолжается до сих пор. И Владимир Гринь наверняка вспомнит об этом, желая конкретных результатов…
Часть третья – и тоже уголовная!
И, наконец, “канский фестиваль” в прицеле интересов краевой прокуратуры во главе с новым начальником, по данным “FLB-Сибирь”, завершится очередным скандалом вокруг неразлучной парочки Гуров-Бойченко. Тому виной претензии, предъявленные на днях местной Счетной палатой и к мэру Канска, и к начальнику Главного управления продовольственных ресурсов края.
Выяснилось, что на восстановление в Канске местного канализационного коллектора, администрация города во главе с Гуровым потратила в два с половиной раза больше средств, чем было предусмотрено бюджетом – вместо 56 миллионов рублей на инженерно-техническое сооружение для, пардон, исправления нужд канцев, было потрачено аж 138 миллионов! Куда делись такие деньги, пока непонятно, известно лишь, что их часть странным образом перекочевала на благоустройство центральной части Канска, обезображенной прокладкой нового коллектора. Не смогли ответить на этот вопрос аудиторов Счетной палаты заказчик работ (Управление капитального строительства администрации края во главе с начальником Сергеем Митиным) и подрядчик (строительная фирма “Сибиряк” во главе с преданным Лебедю директором Владимиром Егоровым). Деньги, по сути, ушли в неизвестность!
А Сергей Гуров тем временем не устает повторять, что вся критика его действий на посту мэра имеет лишь исключительно политическую подоплеку.
Что же касается Бойченко, то Счетная палата здесь тоже постаралась, найдя нарушения в деятельности Канского предприятия хлебопродуктов, которым руководит друг Сергея Гурова Иван Носков. Дело в том, что, как выяснилось, около полугода назад это предприятие, находящееся целиком и полностью в краевой собственности, учредило некий Торговый Дом, через который и продавало большинство своей продукции ниже себестоимости. Убытки, которые понесло в связи с этим государство, составили около 1 миллиона рублей. Ответ за это придется, видимо, держать курировавшему деятельность Канского хлебопродуктового завода Александру Бойченко…
P.S. Это лишь несколько эпизодов из жизни Красноярского края, которыми в течение ближайших двух недель после своего официального вступления в должность заинтересуется новый краевой прокурор Виктор Гринь. Так что, похоже, Александр Лебедь, инициировавший всю вышеописанную прокурорскую чехарду, опять ошибся в выборе соратников и соперников. Что ж, губернатору не привыкать… “FLB-Сибирь” тем временем будет следить за развитием событий. "
12.11.2001
Владимир Черняховский, специально для FLB-Сибирь FLB