" Бывший глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко, отстраненный от должности Михаилом Касьяновым месяц назад, подписал приказ о собственном восстановлении в должности. Это первый подобный случай за историю российского правительства. Независимые эксперты считают поступок Наздратенко юридически корректным.
Поводом для временного отстранения Наздратенко стал скандал с распределением промышленных квот на вылов биоресурсов на Дальнем Востоке. В середине февраля пять приморских компаний, которые, как считали в комитете, связаны с приморским губернатором Сергеем Дарькиным, не получили лицензий на лов минтая. Касьянов посчитал это самоуправством. Источники в правительстве предполагали, что к исполнению обязанностей Наздратенко уже не вернется.
Однако отстраненный продолжал ежедневно ходить на работу, хотя формально его обязанности временно исполняли поочередно четыре его заместителя: Юрий Москальцов, Анатолий Макоедов, Леонид Холод и Вячеслав Волох. Первые трое сразу же после назначений отправлялись на больничный, а Волох поруководил ведомством всего два дня - до пятничного приказа Наздратенко о самовосстановлении.
В минувшую пятницу прошел ровно месяц с момента его временного отстранения. Распоряжения об окончательном увольнении не последовало, и Наздратенко подписал приказ о восстановлении себя в должности. Как говорят в окружении бывшего приморского губернатора, он сделал это на основании закона "О госслужбе". В пункте 2 статьи 14 этого закона сказано, что "государственный служащий может быть временно, но не более чем на месяц [. .. ], отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности".
По словам источника в окружении губернатора, чиновники Госкомрыболовства непосредственно перед подписанием возили проект приказа на экспертизу в Генпрокуратуру. Там приказ якобы одобрили, и Наздратенко его подписал. Руководитель центра общественных связей Генпрокуратуры Леонид Трошин отказался комментировать эти сведения. По информации источника "Ведомостей" в окружении Наздратенко, руководитель юридического отдела Госкомрыболовства Евгений Кац отказался этот приказ визировать, после чего ему сразу посоветовали искать другую работу.
В правительстве на действия Наздратенко реагируют с удивлением. По мнению замглавы аппарата правительства Алексея Волина, он не имел права самостоятельно восстанавливаться в должности. "Если Наздратенко своим приказом отменяет распоряжение премьера, это означает, что он возомнил себя главой государства, что явный признак мании величия", - сказал Волин "Ведомостям". А другой правительственный чиновник считает, что реакции Касьянова на поведение Наздратенко не будет. "Реагировать на действия Евгения Ивановича должен только один член правительства - министр здравоохранения Шевченко", - считает собеседник "Ведомостей".
А вот независимые юристы называют поступок Наздратенко законным. Адвокат Александр Добровинский считает, что самовосстановление Наздратенко в должности юридически корректно. "В течение месяца по результатам служебного расследования правительство должно было принять решение - восстанавливать в должности или увольнять. Поскольку подобное решение не было принято, он сделал это самостоятельно, и закону это не противоречит", - говорит Добровинский. С ним согласен старший партнер компании "Вегас-Лекс" Альберт Еганян.
Связаться с Наздратенко в выходные не удалось. Однако накануне самовосстановления он так объяснил "Ведомостям" предпосылки решения: "Я подпишу приказ сам. У Касьянова будет три возможности: отменить распоряжение о моем временном отстранении, принять решение о моем окончательном отстранении или просто не заметить мой приказ". Наздратенко пообещал "Ведомостям", что в дальнейшем он из политики не уйдет. "Если же мою судьбу захочет определить президент, то я подчинюсь", - сказал он. Вчера источник "Ведомостей" в Кремле отказался комментировать сложившуюся ситуацию.
По словам правительственного чиновника, не исключено, что в течение марта Госкомрыболовство прекратит свое существование. По словам собеседника, в правительстве серьезно задумались о расформировании комитета и распределении его функций между Минэкономразвития, Минсельхозом и Минприроды."