"На алкогольном рынке России идет очередной передел собственности. И если раньше в этом процессе были задействованы в основном полукриминальные и криминальные структуры, то сейчас основным игроком на этом поле становится государство. Вот только хотелось бы разобраться, в пользу кого действуют те или иные госструктуры и их чиновники? Например, такая новая организация, как "Росспиртпром", и ее руководитель Сергей Зивенко.
Создание "Росспиртпрома" было встречено большинством участников рынка алкогольной продукции с энтузиазмом. Вполне разумным представлялось создание структуры, которая могла бы управлять разбросанными ранее пакетами акций государства и проводить единую политику, направленную на вывод из кризисного состояния некоторых ликероводочных производств и наполнение бюджета за счет увеличения их налоговых отчислений.
Но неожиданно "Росспиртпром" с легкой руки Минсельхоза России наделяется функциями распределения между юридическими лицами квот на закупку спирта. Это вызвало настоящий шок среди участников рынка.
Действительно, речь идет о большом и очень доходном бизнесе, ведь только в 2000 году в нашей стране было произведено и продано более 740 миллионов литров спирта из пищевого сырья. И до недавнего времени распределением квот на закупку этилового спирта между организациями осуществлялось Министерством сельского хозяйства. Если следовать букве закона, то в соответствии с Порядком квотирования закупки этилового спирта, утвержденным постановлением правительства РФ от 8 февраля 1996 года под # 129, Министерство экономики с участием Минсельхоза России разрабатывают общие объемы квот, которые позже утверждаются кабинетом министров. Еще в 1992 году, когда квотирование было только введено постановлением правительства РФ # 959, было подчеркнуто, что спирт свободно продавать нельзя и что разрешить это может только орган государственной власти - Минсельхоз.
Но "Росспиртпром" сам является крупнейшим в России производителем ликероводочных изделий. А значит, Минсельхоз наделил одного из участников рынка правами контроля и возможностью оказывать давление на другие частные предприятия, занимающиеся производством алкоголя.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром", учрежденное в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.05.2000 за # 390, является фактическим владельцем 18 предприятий по всей стране. Кроме того, ФГУП распоряжается акциями, в том числе и крупными пакетами ряда частных ликероводочных заводов. Среди них: Береговское спиртовое предприятие (Белгородская область), Веселолопанский спиртовой завод (Белгородская область), ликероводочный завод "Волгоградский", Костромской ликероводочный завод, "Липецкспиртпром", Арзинский спиртовой завод (Нижегородская область), Арзамасский ликероводочный завод (Нижегородская область), Ветлужский ликероводочный завод (Нижегородская область), Умновский спиртзавод (Оренбургская область), комбинат "Казак Уральский" (г. Челябинск), Златоустовский ликероводочный завод, Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", Сарапульский ликероводочный завод (Удмуртская Республика) и др.
Частные предприятия не без основания считают, что такие права могут быть использованы для вытеснения их с рынка в пользу заводов, входящих в "Росспиртпром". Кроме того, это прямой путь к возможной монополизации, к отказу от рынка. Частным заводам придется идти на поклон и выпрашивать квоты практически у своего конкурента.
Как же получилось, что молодая организация, еще не успевшая себя как следует зарекомендовать, имеющая, по данным Федеральной службы налоговой полиции, огромные задолженности перед бюджетом у предприятий в нее входящих, смогла за короткий срок чуть ли не монополизировать рынок алкогольной продукции?
Для этого стоит поближе познакомиться с одним из главных участников событий - руководителем "Росспиртпрома" Сергеем Зивенко.
Призраки Коржакова и Тарпищева
Вот что, например, пишет о господине Зивенко солидный и уважаемый немецкий журнал "Шпигель" в статье "Мутная водочка" (# 19, 2001 г.): "Безвестный Зивенко распространял в отечественных газетах способствовавший его карьере слух о том, что он якобы офицер с высоким званием, чуть ли не генерал-лейтенант запаса ФСБ. Однако Зивенко не служил в ФСБ и закончил только заочные курсы по переквалификации военнослужащих. Путь на высокий государственный пост Зивенко проложил через знакомство с Аркадием Ротенбергом осенью 1999 года. Этот преподаватель спортивных дисциплин из Санкт-Петербурга тренирует дзюдоиста Владимира Путина. ...Зивенко вместе с Ротенбергом основал две торговые фирмы, офисы которых находятся на самой известной в Москве улице - на Новом Арбате".
Именно Ротенберг познакомил Зивенко с начальником службы безопасности президента РФ Виктором Золотовым. А тот из каких-то только ему известных соображений представил Зивенко Путину. Мы так бы и не узнали об этой встрече, если бы сам Сергей Викторович активно не "пропиарил" ее.
И вот в мае 2000 года Зивенко становится генеральным директором только что учрежденного "Росспиртпрома".
Сергей Викторович Зивенко, ныне пребывающий в возрасте Христа, родился в 130-тысячном городе Невинномысске, Ставропольского края. Какими детскими болезнями болел маленький Сережа - история умалчивает, но одна из них точно перешла в хроническую форму и преследует его и в зрелости - авантюризм.
"Кинув" в своем родном городе несколько фирм и заслужив у правоохранительных органов аттестацию "бизнесмена с сомнительной репутацией", он бежит в Москву. Где еще можно затеряться и "половить рыбку в мутной водичке"? Прибыв в Москву в 1995 году, Зивенко через некоторое время вдруг решает жениться и становится пятым по счету мужем сорокалетней "любвеобильной" Татьяны Сысоевой. И получает в качестве приданного московскую прописку. Именно этим, впрочем, она одаривала и предыдущих четырех своих избранников.
Но уже в 1997 году Зивенко ведет по ступеням Грибоедовского ЗАГСа новую "возлюбленную" - Галину Мацневу, которая оказывается его родной сестрой! По крайней мере так следует из формы # 1, выданной гражданке Мацневой Г.В. ОВД "Дорогомилово" г. Москвы, где указано, что у Зивенко С.В. и Мацневой Г.В. одни и те же родители - Зивенко Раиса Васильевна и Зивенко Виктор Николаевич.
Но не подумайте чего плохого - никакого намека на инцест, так, всего лишь нарушение статьи 14 Семейного кодекса РФ, запрещающей браки между близкими родственниками. Сразу же после прописки сестры на своей жилплощади Зивенко тут же с ней разводится. А в специально приобретенную для нее квартиру на Студенческой улице приезжает бывший муж Галины - Сергей Иванович Мацнев с детьми - сыном и дочерью.
Кстати, теперь родная сестра Зивенко работает его заместителем в "Росспиртпроме", а многочисленные родственники - от матери до племянника - являются соучредителями и руководителями различных коммерческих структур.
Что же, все возвращается на круги своя? И призраки всесильных Коржакова и Тарпищева, пользующихся доступом к "венценосному" телу в своих целях, снова в Кремле?
КРИСТАЛЛьно чистый бизнес
О методах работы господина Зивенко красноречиво свидетельствует и история с заводом "Кристалл". Проблемы на этом алкогольном гиганте начались, как уверены многие, не с создания "Росспиртпрома" и даже не с передачи ему контрольного пакета акций в оперативное управление. Коллектив предприятия надеялся, что "Росспиртпром" наведет порядок в ликероводочной отрасли и начнет борьбу с незаконным оборотом алкоголя, защитит завод от внедрения криминальных структур.
Однако, когда на "Кристалле" начались попытки замены руководства, причем с грубыми нарушениями закона и силовым вмешательством, за всем этим замаячила фигура руководителя "Росспиртпрома" г-на Зивенко.
ОАО "Московский завод "Кристалл" - предприятие, производящее более семидесяти наименований водок и ликероводочной продукции. За период с 1996 по 2000 г. объемы производства возросли с 1200 тыс. декалитров до 8800 тыс. декалитров, то есть более чем в 7 раз. За последние четыре года завод удваивал объемы производства каждый год. На предприятии были почти полностью обновлены производственные мощности, приобретены и запущены два спиртзавода в Московской области, установлены и запущены самая современная печь и линия по производству стеклотары на Московском электроламповом заводе. Созданы торговые дома, обеспечивающие поставки продукции завода во все регионы России. Завод награжден грамотой "Лучший налогоплательщик России" по итогам 1999 г.
Председателем совета директоров был назначен некто Пинчевский А.И., который, по данным правоохранительных органов, является членом Хабаровской преступной группировки. Главным бухгалтером с подачи все того же "Росспиртпрома" - Ковалева М.Б., жительница Хабаровска. В торговых домах "Кристалла" Зивенко с Пинчевским также рассадили своих людей.
В результате полностью изменилась маркетинговая политика "Кристалла". Если раньше, по словам бывшего зам. генерального директора завода по экономике и финансам Владимира Свирского, "Кристалл" работал в пределах рентабельности 20-30 процентов и постоянно увеличивал объемы производства, имея конкурентные цены на продукцию, а торговые дома работали в пределах 1-1,5 процента рентабельности, что вполне позволяло покрывать торговые издержки и иметь небольшую прибыль на развитие, то сейчас торговые дома взвинтили цены, и продукция завода становится неконкурентоспособной.
Объемы производства упали в среднем на 30-40 процентов, что выразилось в недопоступлениях в бюджет за 5 месяцев около 300 млн. руб. Доходы завода также снизились почти в два раза, зато доходы торгового дома "Кристалл Лефортово", который контролирует Хабаровская ОПГ, увеличились в 10 раз и составляют около 4 млн. долларов.
То, что на завод пришли криминальные структуры, уже ни для кого не секрет. Чего только стоят кадры, показанные всеми российскими центральными телеканалами 4 апреля 2001 г. Тогда, как свидетельствует Владимир Свирский, на предприятие ворвалась группа "неустановленных лиц", возглавляемая неким Геннадием Мальцевым, депутатом Хабаровской областной Думы, по данным правоохранительных органов - преступным авторитетом по кличке Малек. Прежнее руководство было силой выдворено из заводоуправления, а новое расселось в руководящих креслах.
Что же происходит сейчас на заводе? На днях Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение собрания акционеров завода от 27 ноября 2000 г., на котором представители "Росспиртпрома" были включены в состав совета директоров. Понятно, что "Росспиртпром" на этом не успокоится, будут поданы апелляции и борьба за "Кристалл" продолжится. Только кому это выгодно?
Ведь пока полным ходом идет финансирование частного водочного завода в Хабаровске, в котором Зивенко имеет личный интерес и где планируется разливать лучшие марки "Кристалла" - "Гжелку", "Посольскую" и др.
Беспредел приходит и на другие, ранее преуспевающие ликероводочные заводы, на которые Зивенко с помощью "Росспиртпрома" "наложил лапу".
Команда или "братва"?
А что же непосредственный начальник Зивенко - вице-премьер правительства России и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев? По какому принципу, хотелось бы спросить, подбирает он себе кадры? Трудно представить, что он не знает истинной биографии своих подчиненных. Взять хотя бы другого персонажа, имеющего прямое отношение к этой истории - замминистра сельского хозяйства Владимира Логинова.
Хотя он непосредственно не курирует деятельность "Росспиртпрома", но именно благодаря его поддержке Зивенко проводит убийственные реформы в отрасли. Как говорят сами работники министерства, Логинов уже видит себя в кресле министра и, по сути, сегодня уже руководит этим ведомством с молчаливого согласия своего патрона Алексея Гордеева. Почему? Можно только догадываться. Например, говорят, что жена и дети вице-премьера на деньги Логинова чуть ли не постоянно проживают в Швейцарии.
Так кто же он такой, этот государственный чиновник, имеющий счета и недвижимость за границей, хвастающийся тем, что уже "проплатил кому следует" около 7 млн. долларов за назначение министром сельского хозяйства и вот-вот будет решение президента?
Видимо, это уже не простое совпадение, что биографии многих господ из окружения вице-премьера Гордеева во многом схожи. Владимир Логинов - руководил известной компанией "Русский сахар", замешенной в скандале с бывшим министром юстиции Валентином Ковалевым, которому, по сведениям Юрия Скуратова, была подарена дача за помощь в изменении двух статей в законе. "Это обернулось, как пишет в своей книге бывший генеральный прокурор, большими убытками для государства и сверхприбылью для (сахарного) короля".
Но еще более интересные истории произошли с сослуживцами Логинова, с которыми у того постепенно ухудшались взаимоотношения. Например, один из учредителей "Русского сахара" Дмитрий Ефанов, не сработавшийся с Логиновым, создал другую фирму - "Россахар" и... получил пулю от наемного киллера. Лишь чудом он остался в живых, а вот другому партнеру Логинова - Александру Ганыкину - повезло меньше: он был взорван в машине.
Какое отношение к этим смертям имеет наш герой? Действительно ли он связан с Измайловской ОПГ? Наверное, про это могла бы рассказать следователь прокуратуры Любовь Кулеба, которая вела расследование и (по другим фактам биографии Владимира Логинова). Правда, вряд ли она сегодня захочет об этом говорить.
Но вернемся к Сергею Зивенко. Теперь "бывший работник ФСБ" и "личный друг Путина" рассекает первопрестольную в бронированном "Мерседесе" и прячется за бронированными окнами своего кабинета. От кого? Конечно же, не от трудовых коллективов ликероводочных предприятий, недовольных политикой руководителя "Росспиртпрома". И плечистые охранники прикрывают его не от почитателей национального напитка, раздраженных постоянным ростом цен на продукцию ликероводочных заводов.
Видимо, тяжек груз "обязательств" перед некими структурами и лицами, которые не особенно почитают Уголовный кодекс и скоры на расправу. Не то что наше родное государство и наши правоохранительные органы, которые сквозь пальцы смотрят на то, что Зивенко своими действиями не только дискредитирует власть и само государство, но и наносит прямой экономический ущерб экономике страны и отрасли.
Наоборот, несмотря на новую криминализацию ликероводочной отрасли, именно правоохранительные органы "наезжают" на неугодных Зивенко, на тех, кто не согласен с методами его руководства "Росспиртпромом".
Кто способен положить этому конец? Риторический вопрос. "