"Почти закончилась дележка постов в Законодательном собрании. И первые рабочие шаги ЗакСа третьего созыва, как по ни странно звучит, напоминают действия нормального парламента.
Любая вторая ветвь власти должна обладать как минимум двумя качествами: хотя бы близко отражать политико-социальный расклад в обществе и критически подходить к действиям власти исполнительной. Если кто-то думает, что идеальный парламент - это вроде московской городской думы - собрание неизвестных людей, тупо в полной тишине штампующих распоряжения Лужкова, то он глубоко ошибается. Это не парламент, а еще одно, причем не самое действенное, подразделение исполнительной власти, в данном случае - столичной мэрии. И так почти по всей России. Или карманные депутаты глав регионов, или просто недееспособные парламенты, думы, собрания и курултаи. У нас же в этом смысле почти Европа. Депутаты спорят, борются, делят портфели, сколачивают блоки, изводят запросами губернатора. Нормальные парламентарии и должны много, порой бессвязно, говорить, горячо спорить и даже в пылу полемики распускать руки. А что касается собственно законотворчества, то питерские законы - не худшие в стране. Наоборот, многие из них используются как модельные для всей России.
Конечно, люди, привыкшие мыслить схемами, ничего, кроме противостояния по линии "полпредство - Смольный", в происходящем внутри Мариинского дворца у не видят, Но мы, как говорил своей маме один рано полысевший юноша, пойдем другим путем. На прошедшей неделе, по выражению спикера Вадима Тюльпанова, "были сформированы рабочие органы Законодательного собрания". Он внес на обсуждение коллег так называемый пакет (список председателей комиссий и одного своего зама - вице-спикера), за который надо было голосовать скопом. Все прошло как обычно. Депутаты просмольнинского блока "Единый город" обозвали происходящее произволом и затягивали подсчет голосов. И это, опять же как обычно, ни к чему не привело. Пакет был принят. Но еще в процессе дележа постов ЗакС послал несколько недобрых для обитателей Смольного весточек. И если бы у нас была здоровая политическая обстановка (как, например, в Швейцарии), иначе, чем обычным процессом сосуществования двух ветвей власти, происходящее никто бы не назвал. В Петербурге же все рассматривалось исключительно с точки зрения борьбы за власть.
Например, заксовцы не дали право губернатору увеличивать число почетных граждан города. По действующему закону, исключительным правом рассмотрения кандидатур обладает Законодательное собрание. Губернатор Владимир Яковлев настаивал на том, чтобы и администрация по своему усмотрению могла делать представление на звание, и предложил в порядке исключения в 2003 году расширить с двух до десяти список лиц на присвоение звания. Но депутаты решили, что "различными исключениями нельзя девальвировать звание почетного гражданина города". Ну и правильно, еще не хватало, чтобы чиновники в кабинетах определяли: кто в Питере выдающийся, а кто нет. Чем все это закончится - хорошо известно.
И тут же заговорили о "новом витке противостояния полпредства и Смольного".
Еще дальше в борьбе с монополией на власть исполнительной ветки пошла возглавляемая Денисом Волчеком комиссия по промышленности ЗакСа. Она рекомендовала губернатору отменить распоряжение об упорядочении применения контрольно-кассовых аппаратов. Раньше в Смольном считали, что это только торгаши недовольны тем, что их заставляют продавать семечки через кассу, но оказалось, что и законодатели против. Более того, они утверждают, что "нормы, содержащиеся в распоряжении, негативно скажутся на малом предпринимательстве в Санкт-Петербурге и приведут к повышению розничных цен на продовольственных и вещевых рынках города". "А как же бюджет?" - удивились чиновники. "А как же небогатые питерцы, рабочие места и удобство горожан?" - ответили депутаты.
Естественно, все происходящее было истолковано как борьба Черкесова и Яковлева.
А ровно неделю назад в Мариинский пришел председатель комитета финансов правительства города Виктор Кротов. Накануне стало известно, что губернатор финансирование пресловутых депутатских поправок тридцати с чем-то мариинцев прикрыл. И как-то так вышло, что именно представителям оппозиционного ему большинства. И они тут же превратились в нормальных депутатов, то есть устроили Виктору Кротову перекрестный допрос и очную, ставку разом. Главный финансист города выглядел, мягко говоря, бледно. Особенно когда отвечал на вопросы об этом самом распоряжении губернатора об изменении распорядителей бюджетных средств. Согласно документу, право распоряжения деньгами питерской казны от отраслевых комитетов передается территориальным управлениям районов. При этом деньги, предназначенные одному району, оказываются совершенно в другом или даже вообще за пределами Петербурга, например, в ялтинском пансионате администрации. Территориальным управлениям предлагается финансировать и вовсе неподведомственные им учреждения науки и культуры.
Депутат Наталья Евдокимова вынесла приговор: "Документ просто неграмотный, и вызывает удивление, как мог его выпустить комитет финансов". В результате долгой внутренней борьбы Кротов сформулировал ответ так: "Документ, конечно, требует доработки, он еще сырой, и если там есть какие-то ляпсусы, то их надо исправлять, но я о них слышу впервые". Кроме того, всплыл и скандал с недопущением проверяльщиков из КСП к тратам бюджета 2001 года. Эта информация явно заинтересовала вице-губернатора Кротова. Он внимательно выслушал лекцию об отличии плановой проверки от внеплановой и принял к сведению то, что пустить проверяльщиков из КСП в закрома комитета ему все-таки придется, если он не хочет потерять пост. Как раз в этот момент главе Комитета финансов позвонил... Михаил Касьянов (!), и Виктор Юрьевич убежал к вертушке в соседнее здание. Последнее обстоятельство дало политологам такое количество пищи для размышлений, что они до сих пор не могут ее переварить. Но некоторые предварительные выводы ими уже сделаны. Цитирую: "Появилась федеральная составляющая в истории противостояния полпредства и Смольного, способная коренным образом перегруппировать городские элиты". Короче, все очень запутанно. Следы ведут в Кремль..."