""Известия" продолжают следить за расследованием деятельности американского Международного благотворительного фонда, который спонсировал боевиков в Чечне. О том, что власти США внесли его в список организаций, поддерживающих терроризм, "Известия" первыми сообщили 5 января 2003 года. Теперь в распоряжении "Известий" оказались документы, подготовленные ФБР и прокуратурой США. Они проливают свет на схемы, по которым Международный благотворительный фонд оказывал помощь террористам.
Международный благотворительный фонд (МБФ) основал в начале 80-х саудовский шейх Адиль Абдул Галил Батарги. В течение десяти лет он сотрудничал с моджахедами, воевавшими против советских войск в Афганистане, а также имел в то время тесные связи с Осамой бен Ладеном . Это подтверждается документами, полученными ФБР в прошлом году в представительстве МБФ в Боснии и Герцеговине. В середине 90-х годов Батарги передал контроль над фондом нынешнему руководителю МБФ - гражданину США Энааму Арнауту, который сейчас находится в американской тюрьме. Ему предъявлено семь обвинений, которые по совокупности грозят ему двадцатилетним тюремным сроком. 10 февраля Арнаут согласился с предъявленными обвинениями, подписав с прокурором Северного округа Иллинойса Патриком Фицджеральдом договор о "согласованном признании вины" и пообещав содействовать расследованию. Конечно же прокуратуру США интересуют прежде всего связи Международного благотворительного фонда с "Аль-Каидой". Но не исключено, что во время дальнейшего расследования выявятся и новые схемы сотрудничества МБВ с чеченскими боевиками.
Пока же известно следующее. Агенты ФБР стали следить за деятельностью МБФ, штаб-квартира которого находилась в городе Палос Хиллс (штат Иллинойс), только после трагических событий 11 сентября 2001 года. Прослушивались телефонные разговоры, досматривалась вся исходящая корреспонденция МБФ, в которой богатых американских мусульман часто просили перевести деньги на уставную деятельность фонда - помощь страждущим братьям по вере в районах горячих точек в разных странах мира.
Федеральные агенты тщательно исследовали даже мусор, который сотрудники фонда выносили из офиса. В нем не раз находили разорванные записки на арабском языке, в которых содержались отчеты о проделанной работе по финансированию моджахедов в Чечне.
Из обвинительного заключения по делу главы МБФ Энаама Арнаута:
"К началу 2002 года показания проходящих по другим делам свидетелей и членов "Аль-Каиды" однозначно указали на тесные связи МБФ с лидером главной террористической организации мира Осамой бен Ладеном и воевавшим в Чечне ибн Хаттабом".
С Хаттабом Арнаут общался через посредников и с помощью Интернета. В конце 1999 года Арнаут открыл сайт "Джихад в Чечне". С его помощью МБФ набирал врачей для командировок в Чечню, чтобы там они смогли выйти на прямую связь с Хаттабом и оказывать медицинскую помощь боевикам. Фонд помогал иностранцам приехать в Чечню по линии других благотворительных организаций. Прокуратура доказала, что все потенциальные волонтеры в обязательном порядке перед отправкой в Чечню проходили подготовку в тренировочных лагерях "Аль-Каиды" в Афганистане .
Конфиденциальный источник ФБР, названный в обвинительном заключении дела "Соединенные Штаты Америки против Энаама Арнаута" кодом CS, cообщил:
"Хаттаб спустя месяц после открытия сайта передал Арнауту через своих представителей в США, что ему пока не требуются новые бойцы, но очень необходима финансовая поддержка".
В феврале 2000 года на сайте "Джихад в Чечне" появилось официальное сообщение: "МБФ передал в Чечню за четыре месяца 685 000 долларов". Распечатка из американского Ситибанка, полученная в 2002 году агентами ФБР, доказывает, что в период с 4 января по 11 апреля 2000 года МБФ сделал 19 переводов на общую сумму 685 560 долларов. Эти деньги ушли в Тбилиси на счет грузинской организации помощи MADLEE. Оттуда их переправили в Чечню. MADLEE также имела счета в Баку, Москве и Риге.
Из обвинительного заключения:
"13 марта 2002 года представитель ФБР встретился с высокопоставленным представителем Генеральной прокуратуры Грузии, который подтвердил, что в Тбилиси существует такая организация. Она получала деньги от МБФ в виде переводов, указанных в банковских документах, представленных ФБР. Руководителем тбилисского филиала Генпрокуратура Грузии назвала некого Марата Авларигова, брата Шамсуддина Авларигова, тесно связанного с чеченскими боевиками, находившимися в Панкисском ущелье".
В своем отчете, приложенном к поданной в суд жалобе прокурора Фицджеральда на МБФ, специальный агент ФБР Роберт Уокер, работающий в чикагском отделении по борьбе с терроризмом, пишет:
"МБФ обеспечивал "чеченских моджахедов" не только деньгами, но и противоминными ботинками и другим обмундированием. МБФ имел свое представительство в Чечне, но перенес его в Ингушетию после начала второй войны в 1999 году. В конце 90-х представителем фонда в Чечне с ведома Энаама Арнаута работал некий Саиф ал-Ислам ал-Масри. По нашим данным, он одновременно входил и в консультационный совет "Аль-Каиды".
Из обвинительного заключения:
"С осени 2000 года МБФ неоднократно пытался приобрести большое количество перчаток и теплых носков в Турции, чтобы перевезти их в Азербайджан и далее в Чечню. Производителям и продавцам при этом говорили, что одежда предназначалась для защиты чеченских беженцев от холода. Полученные от производителей документы показывают, что груз был направлен представителю Чечни в Турции, через которого ранее осуществлялись и другие поставки".
Прокуратура США связалась с другими благотворительными организациями, работающим в горячих точках. Их сотрудники показали, что продукция такого качества никогда в истории не закупалась для беженцев. Производители этих перчаток и носков также заявили ФБР, что их продукция поставляется для армейских нужд.
МБФ ввозил в Чечню не только деньги и обмундирование для боевиков.
Из обвинительного заключения:
"Документы, изъятые агентами ФБР 14 декабря 2001 года во время обыска в офисе МБФ, доказывают, что в 1995 году один из сотрудников фонда доставил в Баку новейший мобильный рентгеновский аппарат. Его передали бакинскому представителю чеченских моджахедов, который написал расписку: "Как мы и договаривались, этот прибор будет доставлен в Чечню для использования чеченскими моджахедами". Документы ФБР подтверждают, что для того, чтобы ввезти рентгеновский аппарат в Азербайджан, представители МБФ ввели в заблуждение местные власти. Они утверждали, что машина направляется в азербайджанский лагерь беженцев"."